ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5583

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1945 г. В регионе началось движение за «обновление социализма», которое переросло в 
стихийный слом старой политической системы.  

 

Генералу В.Ярузельскому в Польше посредством введенных им в 1981 г. жестких мер 
удалось добиться стабилизации обстановки. Но он не удовлетворился укреплением 
личной власти, а стал осторожно развивать диалог с оппозицией, чтобы не допустить 
повторного протестного взрыва. Начались контакты представителей государства с 
католической церковью. Вскоре после избрания В.Ярузельского президентом в 1985 г., в 
стране была объявлена амнистия (сентябрь 1986 г.), благодаря которой смогли 
возобновить деятельность руководители «Солидарности». Была смягчена цензура в 
области культуры. В 1987 г. произошло улучшение отношений Польши со странами 
Запада и были отменены введенные в 1981 г. против ПНР из-за военного положения 
экономические санкции. Польшу приняли в МВФ, а ее долги удалось реструктурировать.  

 

В 1988 г. польские власти объявили о созыве «круглого стола» всех политических партий 
и движений. Руководители ПОРП на первом заседании «круглого стола» в феврале-апреле 
1989 г. согласились легализовать «Солидарность» и провести ряд изменений в 
политической системе страны: в первую очередь выборы на многопартийной основе и 
учреждение второй палаты парламента – сената. В сейме после июньских выборов 1989 г. 
«Солидарность» вступила в коалицию с бывшими некоммунистическими партиями, и 
ПОРП осталась в меньшинстве. В сентябре 1989 г. было сформировано первое 
некоммунистическое правительство во главе с представителем католической 
интеллигенции Тадеушем Мазовецким. В июле 1989 г. сейм большинством в один голос 
снова избрал В.Ярузельского президентом страны. В январе 1990 г. ПОРП объявила о 
преобразовании себя в социал-демократическую партию. Прямые выборы президента 
были назначены на 1990 г. Накануне их проведения В.Ярузельский отказался от 
выдвижения своей кандидатуры. Президентом страны стал лидер «Солидарности» 
Л.Валенса.  

 

В советско-польских отношениях начался новый этап. Стремясь предупредить 
отчуждение, весной 1990 г. Москва официально признала ответственность сталинского 
руководства за расстрел пленных польских офицеров в Катыни в 1940 г. (см. т. 1 наст, 
изд.) и передало польским представителям документы, относящиеся к событиям тех лет.  

 

В Венгрии в 1988 г. Я.Кадар ушел с поста генерального секретаря ЦК ВСРП, сохранив 
пост председателя партии. В политбюро {♦} по его настоянию были введены сторонники 
рыночных реформ, и в феврале 1989 г. в стране была разрешена многопартийность. 
Начались трехсторонние переговоры между ВСРП, оппозиционными партиями и 
общественными организациями о переходе Венгрии к парламентской демократии. В 
стране был учрежден пост президента.  

 


background image

В мае 1989 г. венгерское правительство открыло границу с Австрией. Поскольку между 
Венгрией и ГДР существовал режим открытой границы, в Венгрию хлынул поток граждан 
ГДР, желавших бежать через Венгрию и Австрию в ФРГ.  

 

В октябре правящая ВСРП разделилась на Венгерскую социалистическую партию, в 
которую вошла большая часть членов прежней ВСПР, и Коммунистическую партию 
Венгрии. 18 октября 1989 г. парламент Венгрии принял около 100 поправок к конституции 
страны, которые изменили политическую систему. 23 октября была провозглашена 
Венгерская Республика – свободное, демократическое государство. Окончательное 
оформление плюралистической системы произошло после выборов в Государственное 
собрание весной 1990 г., на которых ВСП получила только 11% голосов, а большинство 
мест завоевал Венгерский демократический форум. Его лидер Иожеф Анталл возглавил 
новое правительство Венгрии.  

 

В остальных странах-союзниках СССР перемены проходили с большей или меньшей 
долей участия массовых движений. В Болгарии 10 ноября 1989 г. был вынужден уйти с 
должности генерального секретаря ЦК БКП Тодор Живков. Сменивший его Петр 
Младенов пытался наладить диалог с оппозиционной интеллигенцией. Но это не 
предотвратило уличных выступлений в пользу демократизации. На их фоне в декабре 
1989 г. была создана оппозиционная организация «Союз демократических сил», по 
требованию которой болгарское правительство пошло на созыв «национального круглого 
стола». Переговоры в его рамках шли трудно, но в марте 1990 г. было достигнуто 
соглашение о провозглашении равноправия форм собственности, введении принципов 
разделения властей и многопартийности. Первое некоммунистическое правительство 
страны было сформировано в октябре 1991 г. Болгарская компартия, переименовавшая 
себя в апреле 1990 г. в социалистическую, оставалась влиятельной силой до середины 90-
х годов, опережая СДС по числу голосов, завоеванных на парламентских выборах.  

 

С открытия в мае 1989 г. австро-венгерской границы, через которую из ГДР бежало около 
полумиллиона граждан, в Восточной Германии началась полумирная 
антикоммунистическая революция. В разных городах проходили антиправительственные 
выступления и столкновения с полицией. В октябре 1989 г. в Берлин на официальные 
торжества в связи с празднованием 40-летия ГДР прибыл М.С.Горбачев, визит которого 
подхлестнул выступления коммунистов ГДР против Э.Хонеккера. Спустя 10 дней после 
торжеств пленум ЦК СЕПГ сместил его с руководящих постов и избрал генеральным 
секретарем ЦК Эгона Кренца.  {♦}   

 

Однако спустя месяц он был заменен более либеральным Грегором Гизи. Под его 
руководством СЕПГ стала называться Партией демократического социализма и заявила о 
готовности отказаться от выполнения руководящей роли в восточногерманском обществе. 
В начале ноября 1989 г. в стране было сформировано коалиционное правительство во 
главе с Хансом Модровым, имевшим репутацию реформатора. 9 ноября 1989 г. была 
открыта граница ГДР с ФРГ. В тот же день была разрушена «берлинская стена». На 
повестку дня было поставлено объединение двух германских государств.  


background image

 

Реформистское брожение в Чехословакии началось в 1987 г. в связи с приездом в Прагу 
М.С.Горбачева. В декабре 1987 г. Густав Гусак уступил пост генерального секретаряJJK 
КПЧ Милошу Якешу, сохранив за собой пост президента ЧССР. В Праге, несмотря на 
настороженное отношение к «перестройке», попытались начать осторожные 
экономические реформы. Эта задача была возложена на правительство Ладислава 
Адамеца, сформированное в 1988 г. Однако оппозиционное движение, которое 
подавлялось в стране с 1968 г., выплеснулось на улицы, опрокинув планы руководства.  

 

В ноябре 1989 г. в Праге начались студенческие протесты. Возникли оппозиционные 
организации – «Гражданский форум» в Чехии и «Общественность против насилия» в 
Словакии. М.Якеш подал в отставку. Под давлением оппозиции компартия согласилась 
исключить из конституции страны упоминания о руководящей роли КПЧ. 10 декабря 
Г.Гусак ушел с поста президента ЧССР. В Чехословакии было создано коалиционное 
правительство во главе с Марианом Чалфой. В нем ключевые посты заняли бывшие 
диссиденты. Самый известный из них, драматург Вацлав Гавел, был избран президентом 
страны 29 декабря 1989 г., а реабилитированный новыми властями бывший руководитель 
компартии времен «пражской весны» Александр Дубчек стал председателем 
Федерального собрания. На состоявшихся в 1990 г. парламентских и местных выборах 
компартия потерпела поражение, а в июле 1991 г. из страны были выведены советские 
войска. Трансформация политического режима в Чехословакии прошла настолько мирно 
и безболезненно, что в истории события 1988-1989 гг. получили название «бархатной 
революции».  

 

В отличие от нее переворот в Румынии был кровавым. Первые крупные беспорядки в 
стране были отмечены в 1987 г. среди венгерского населения в Брашове (Трансильвания). 
Вслед за тем они повторились в Тимишоаре (Восточный Банат) в декабре 1989 г. В этих 
демонстрациях участвовали как венгры, так и румыны. В ходе подавления демонстраций 
были убиты сотни людей. Кровопролитие повторилось несколько дней спустя в 
Бухаресте, когда демонстранты выступили непосредственно против правления 
Н.Чаушеску. Расправы осуществляла румынская полиция безопасности «Секуритате».  

 

22-27 декабря 1989 г. события в Румынии достигли апогея. На сторону восставших встала 
армия. Н.Чаушеску и его жена Елена Чаушеску скрылись из столицы и попытались бежать 
из страны, но {♦} были схвачены и расстреляны после фарса «военного трибунала» – 
фактически без суда. Их обвиняли в «геноциде, коррупции и разрушении экономики».  

 

В стране был сформирован Фронт национального спасения во главе с Ионом Илиеску, 
одним из деятелей компартии, оппозиционным Н.Чаушеску. Некоммунистическая 
оппозиция не согласилась признать правительство ФНС. В январе 1990 г. она возобновила 
кампанию протестов. Однако на президентских выборах в мае 1990 г. И.Илиеску получить 
85% голосов и был избран президентом Румынии. На парламентских выборах, 
проведенных вскоре после того, победу одержал ФНС.  


background image

К содержанию главы 

 

Интервенция США в Панаме (декабрь 1989) 

 

Ослабление международной напряженности в мире не означало гармонизации 
международных отношений. Советский Союз и Соединенные Штаты вели себя взаимно 
сдержанно только в тех ситуациях, где не считаться с оппонентом значило серьезно 
рисковать собственной безопасностью. Природа внешних политик обеих держав не 
изменилась, они полагались на силу и использовали ее, когда это было неопасно. Как 
более слабая сторона СССР во второй половине 80-х годов вел себя более осторожно. Как 
более сильная – Соединенные Штаты без раздумий использовали силовые преимущества, 
не считаясь с международным общественным мнением.  

 

В 1999 г. Вашингтон должен был передать Панамский канал под контроль правительства 
Панамы согласно американо-панамскому договору, заключенному в 1979 г. при 
администрации Дж.Картера. Но Соединенные Штаты искали возможность сохранить 
военное присутствие в зоне канала и после перехода контроля над ним в руки панамцев. 
Для этого требовалось заключить с Панамой новое соглашение. Поскольку оно по 
определению ограничивало бы суверенитет Панамы, чтобы пойти на его заключение, 
панамское правительство должно было быть очень проамериканским.  

 

Между тем, в действительности все было наоборот. Власть в стране фактически 
принадлежала генералу Мануэлю Антонио Норьеге, главнокомандующему вооруженными 
силами страны. Президенты страны (в 1984-1989 гг. их сменилось трое) полностью 
зависели от генерала. М.Норьега имел плохую репутацию внутри страны и за рубежом. В 
Панаме на него возлагали ответственность за пытки и политические убийства, которые 
практиковали подчиненные ему панамские военные. В США М.Норьегу обвиняли в 
пособничестве наркодельцам и коррупции. Генерал придерживался радикальных 
националистических и антиамериканских взглядов. Под его влиянием панамское 
правительство отказывалось разрешить спецслужбам США использовать территорию 
Панамы для проведения операций против Никарагуа.  

 

В 1988 г. администрация Р.Рейгана заявила о намерении «сменить режим» в Панаме и 
отстранить М.Норьегу от власти. Против {♦} Панамы были введены санкции, а в декабре 
1989 г. в Панаму были введены американские войска, захватившие контроль над всей 
страной. М.Норьега был арестован, вывезен в США и предан суду по обвинению в 
наркоторговле.  

 

Международное общественное мнение осудило действия США в Панаме. В резолюции 
Генеральной ассамблеи ООН 29 декабря 1989 г. действия Вашингтона были расценены 


background image

как нарушение международного права, но никаких иных санкций против США 
предпринято не было. Только в 1994 г. в Панаме состоялись полноценные президентские 
выборы, а в декабре 1997 г. был заключен американо-панамский договор, согласно 
которому США получили право размещать войска в зоне Панамского канала после его 
перехода под контроль панамского правительства. Суверенитет Панамы над каналом был 
восстановлен 31 декабря 1999 г.  

К содержанию главы 

 

Усиление регионалистских тенденций 

      в Латинской Америке и восстановление 

      демократии в Чили (март 1990) 

 

Разочарование латиноамериканских стран в США после фолклендского кризиса 
стимулировало их интерес к сближению на южноамериканской региональной основе – 
прежде всего в экономической области. Еще в июле 1986 г. Аргентина и Бразилия 
выступили с совместным проектом развития экономического сотрудничества и 
интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. В течение 1986 
г. обе страны подписали 16 протоколов, касавшихся разных сторон экономического 
взаимодействия. Сотрудничество развивалось медленно, но успешно, что позволило 
расширить его рамки. В марте 1991 г. в Асунсьоне (Парагвай) Аргентина, Бразилия, 
Парагвай и Уругвай заключили между собой четырехсторонний договор о создании 
таможенного союза и общего рынка четырех стран. Новое объединение стало называться 
Общим рынка Юга (Mercado Comun del Cono Sur, MERCOSUR, МЕРКОСУР) или Общим 
рынком южного конуса. Важно иметь в виду, что договор не означал немедленного 
создания общего рынка, время формирования которого было отнесено к 1995 г., после 
чего фактически МЕРКОСУР и смог начать действовать в качестве интеграционной 
группировки. Но до того страны-участницы Асунсьонского договора вели напряженную 
подготовительную работу (см. гл. 12).  

 

В декабре 1986 г. «контадорская группа» (Мексика, Панама, Колумбия и Венесуэла) и 
«группа поддержки Контадоры» (Бразилия, Аргентина, Перу и Уругвай) слились воедино, 
образовав теперь уже многочисленную и влиятельную «группу Рио-де-Жанейро» 
(«группу Рио») в составе восьми государств, включая все наиболее мощные 
латиноамериканские государства. Ее экономическим мотором в 90-х годах и стало 
сотрудничество в рамках МЕРКОСУР.  

 

Создавая новые консультативные органы, латиноамериканские страны не ставили вопрос 
об упразднении ОАГ. Но на практике ее функции стали сужаться таким образом, что 
фактически из органи-{♦}зации панамериканского сотрудничества она постепенно 
превратилась в «рамочную структуру» для контактов между латиноамериканскими 
странами и США.