ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5583
Скачиваний: 27
1945 г. В регионе началось движение за «обновление социализма», которое переросло в
стихийный слом старой политической системы.
Генералу В.Ярузельскому в Польше посредством введенных им в 1981 г. жестких мер
удалось добиться стабилизации обстановки. Но он не удовлетворился укреплением
личной власти, а стал осторожно развивать диалог с оппозицией, чтобы не допустить
повторного протестного взрыва. Начались контакты представителей государства с
католической церковью. Вскоре после избрания В.Ярузельского президентом в 1985 г., в
стране была объявлена амнистия (сентябрь 1986 г.), благодаря которой смогли
возобновить деятельность руководители «Солидарности». Была смягчена цензура в
области культуры. В 1987 г. произошло улучшение отношений Польши со странами
Запада и были отменены введенные в 1981 г. против ПНР из-за военного положения
экономические санкции. Польшу приняли в МВФ, а ее долги удалось реструктурировать.
В 1988 г. польские власти объявили о созыве «круглого стола» всех политических партий
и движений. Руководители ПОРП на первом заседании «круглого стола» в феврале-апреле
1989 г. согласились легализовать «Солидарность» и провести ряд изменений в
политической системе страны: в первую очередь выборы на многопартийной основе и
учреждение второй палаты парламента – сената. В сейме после июньских выборов 1989 г.
«Солидарность» вступила в коалицию с бывшими некоммунистическими партиями, и
ПОРП осталась в меньшинстве. В сентябре 1989 г. было сформировано первое
некоммунистическое правительство во главе с представителем католической
интеллигенции Тадеушем Мазовецким. В июле 1989 г. сейм большинством в один голос
снова избрал В.Ярузельского президентом страны. В январе 1990 г. ПОРП объявила о
преобразовании себя в социал-демократическую партию. Прямые выборы президента
были назначены на 1990 г. Накануне их проведения В.Ярузельский отказался от
выдвижения своей кандидатуры. Президентом страны стал лидер «Солидарности»
Л.Валенса.
В советско-польских отношениях начался новый этап. Стремясь предупредить
отчуждение, весной 1990 г. Москва официально признала ответственность сталинского
руководства за расстрел пленных польских офицеров в Катыни в 1940 г. (см. т. 1 наст,
изд.) и передало польским представителям документы, относящиеся к событиям тех лет.
В Венгрии в 1988 г. Я.Кадар ушел с поста генерального секретаря ЦК ВСРП, сохранив
пост председателя партии. В политбюро {♦} по его настоянию были введены сторонники
рыночных реформ, и в феврале 1989 г. в стране была разрешена многопартийность.
Начались трехсторонние переговоры между ВСРП, оппозиционными партиями и
общественными организациями о переходе Венгрии к парламентской демократии. В
стране был учрежден пост президента.
В мае 1989 г. венгерское правительство открыло границу с Австрией. Поскольку между
Венгрией и ГДР существовал режим открытой границы, в Венгрию хлынул поток граждан
ГДР, желавших бежать через Венгрию и Австрию в ФРГ.
В октябре правящая ВСРП разделилась на Венгерскую социалистическую партию, в
которую вошла большая часть членов прежней ВСПР, и Коммунистическую партию
Венгрии. 18 октября 1989 г. парламент Венгрии принял около 100 поправок к конституции
страны, которые изменили политическую систему. 23 октября была провозглашена
Венгерская Республика – свободное, демократическое государство. Окончательное
оформление плюралистической системы произошло после выборов в Государственное
собрание весной 1990 г., на которых ВСП получила только 11% голосов, а большинство
мест завоевал Венгерский демократический форум. Его лидер Иожеф Анталл возглавил
новое правительство Венгрии.
В остальных странах-союзниках СССР перемены проходили с большей или меньшей
долей участия массовых движений. В Болгарии 10 ноября 1989 г. был вынужден уйти с
должности генерального секретаря ЦК БКП Тодор Живков. Сменивший его Петр
Младенов пытался наладить диалог с оппозиционной интеллигенцией. Но это не
предотвратило уличных выступлений в пользу демократизации. На их фоне в декабре
1989 г. была создана оппозиционная организация «Союз демократических сил», по
требованию которой болгарское правительство пошло на созыв «национального круглого
стола». Переговоры в его рамках шли трудно, но в марте 1990 г. было достигнуто
соглашение о провозглашении равноправия форм собственности, введении принципов
разделения властей и многопартийности. Первое некоммунистическое правительство
страны было сформировано в октябре 1991 г. Болгарская компартия, переименовавшая
себя в апреле 1990 г. в социалистическую, оставалась влиятельной силой до середины 90-
х годов, опережая СДС по числу голосов, завоеванных на парламентских выборах.
С открытия в мае 1989 г. австро-венгерской границы, через которую из ГДР бежало около
полумиллиона граждан, в Восточной Германии началась полумирная
антикоммунистическая революция. В разных городах проходили антиправительственные
выступления и столкновения с полицией. В октябре 1989 г. в Берлин на официальные
торжества в связи с празднованием 40-летия ГДР прибыл М.С.Горбачев, визит которого
подхлестнул выступления коммунистов ГДР против Э.Хонеккера. Спустя 10 дней после
торжеств пленум ЦК СЕПГ сместил его с руководящих постов и избрал генеральным
секретарем ЦК Эгона Кренца. {♦}
Однако спустя месяц он был заменен более либеральным Грегором Гизи. Под его
руководством СЕПГ стала называться Партией демократического социализма и заявила о
готовности отказаться от выполнения руководящей роли в восточногерманском обществе.
В начале ноября 1989 г. в стране было сформировано коалиционное правительство во
главе с Хансом Модровым, имевшим репутацию реформатора. 9 ноября 1989 г. была
открыта граница ГДР с ФРГ. В тот же день была разрушена «берлинская стена». На
повестку дня было поставлено объединение двух германских государств.
Реформистское брожение в Чехословакии началось в 1987 г. в связи с приездом в Прагу
М.С.Горбачева. В декабре 1987 г. Густав Гусак уступил пост генерального секретаряJJK
КПЧ Милошу Якешу, сохранив за собой пост президента ЧССР. В Праге, несмотря на
настороженное отношение к «перестройке», попытались начать осторожные
экономические реформы. Эта задача была возложена на правительство Ладислава
Адамеца, сформированное в 1988 г. Однако оппозиционное движение, которое
подавлялось в стране с 1968 г., выплеснулось на улицы, опрокинув планы руководства.
В ноябре 1989 г. в Праге начались студенческие протесты. Возникли оппозиционные
организации – «Гражданский форум» в Чехии и «Общественность против насилия» в
Словакии. М.Якеш подал в отставку. Под давлением оппозиции компартия согласилась
исключить из конституции страны упоминания о руководящей роли КПЧ. 10 декабря
Г.Гусак ушел с поста президента ЧССР. В Чехословакии было создано коалиционное
правительство во главе с Марианом Чалфой. В нем ключевые посты заняли бывшие
диссиденты. Самый известный из них, драматург Вацлав Гавел, был избран президентом
страны 29 декабря 1989 г., а реабилитированный новыми властями бывший руководитель
компартии времен «пражской весны» Александр Дубчек стал председателем
Федерального собрания. На состоявшихся в 1990 г. парламентских и местных выборах
компартия потерпела поражение, а в июле 1991 г. из страны были выведены советские
войска. Трансформация политического режима в Чехословакии прошла настолько мирно
и безболезненно, что в истории события 1988-1989 гг. получили название «бархатной
революции».
В отличие от нее переворот в Румынии был кровавым. Первые крупные беспорядки в
стране были отмечены в 1987 г. среди венгерского населения в Брашове (Трансильвания).
Вслед за тем они повторились в Тимишоаре (Восточный Банат) в декабре 1989 г. В этих
демонстрациях участвовали как венгры, так и румыны. В ходе подавления демонстраций
были убиты сотни людей. Кровопролитие повторилось несколько дней спустя в
Бухаресте, когда демонстранты выступили непосредственно против правления
Н.Чаушеску. Расправы осуществляла румынская полиция безопасности «Секуритате».
22-27 декабря 1989 г. события в Румынии достигли апогея. На сторону восставших встала
армия. Н.Чаушеску и его жена Елена Чаушеску скрылись из столицы и попытались бежать
из страны, но {♦} были схвачены и расстреляны после фарса «военного трибунала» –
фактически без суда. Их обвиняли в «геноциде, коррупции и разрушении экономики».
В стране был сформирован Фронт национального спасения во главе с Ионом Илиеску,
одним из деятелей компартии, оппозиционным Н.Чаушеску. Некоммунистическая
оппозиция не согласилась признать правительство ФНС. В январе 1990 г. она возобновила
кампанию протестов. Однако на президентских выборах в мае 1990 г. И.Илиеску получить
85% голосов и был избран президентом Румынии. На парламентских выборах,
проведенных вскоре после того, победу одержал ФНС.
К содержанию главы
Интервенция США в Панаме (декабрь 1989)
Ослабление международной напряженности в мире не означало гармонизации
международных отношений. Советский Союз и Соединенные Штаты вели себя взаимно
сдержанно только в тех ситуациях, где не считаться с оппонентом значило серьезно
рисковать собственной безопасностью. Природа внешних политик обеих держав не
изменилась, они полагались на силу и использовали ее, когда это было неопасно. Как
более слабая сторона СССР во второй половине 80-х годов вел себя более осторожно. Как
более сильная – Соединенные Штаты без раздумий использовали силовые преимущества,
не считаясь с международным общественным мнением.
В 1999 г. Вашингтон должен был передать Панамский канал под контроль правительства
Панамы согласно американо-панамскому договору, заключенному в 1979 г. при
администрации Дж.Картера. Но Соединенные Штаты искали возможность сохранить
военное присутствие в зоне канала и после перехода контроля над ним в руки панамцев.
Для этого требовалось заключить с Панамой новое соглашение. Поскольку оно по
определению ограничивало бы суверенитет Панамы, чтобы пойти на его заключение,
панамское правительство должно было быть очень проамериканским.
Между тем, в действительности все было наоборот. Власть в стране фактически
принадлежала генералу Мануэлю Антонио Норьеге, главнокомандующему вооруженными
силами страны. Президенты страны (в 1984-1989 гг. их сменилось трое) полностью
зависели от генерала. М.Норьега имел плохую репутацию внутри страны и за рубежом. В
Панаме на него возлагали ответственность за пытки и политические убийства, которые
практиковали подчиненные ему панамские военные. В США М.Норьегу обвиняли в
пособничестве наркодельцам и коррупции. Генерал придерживался радикальных
националистических и антиамериканских взглядов. Под его влиянием панамское
правительство отказывалось разрешить спецслужбам США использовать территорию
Панамы для проведения операций против Никарагуа.
В 1988 г. администрация Р.Рейгана заявила о намерении «сменить режим» в Панаме и
отстранить М.Норьегу от власти. Против {♦} Панамы были введены санкции, а в декабре
1989 г. в Панаму были введены американские войска, захватившие контроль над всей
страной. М.Норьега был арестован, вывезен в США и предан суду по обвинению в
наркоторговле.
Международное общественное мнение осудило действия США в Панаме. В резолюции
Генеральной ассамблеи ООН 29 декабря 1989 г. действия Вашингтона были расценены
как нарушение международного права, но никаких иных санкций против США
предпринято не было. Только в 1994 г. в Панаме состоялись полноценные президентские
выборы, а в декабре 1997 г. был заключен американо-панамский договор, согласно
которому США получили право размещать войска в зоне Панамского канала после его
перехода под контроль панамского правительства. Суверенитет Панамы над каналом был
восстановлен 31 декабря 1999 г.
К содержанию главы
Усиление регионалистских тенденций
в Латинской Америке и восстановление
демократии в Чили (март 1990)
Разочарование латиноамериканских стран в США после фолклендского кризиса
стимулировало их интерес к сближению на южноамериканской региональной основе –
прежде всего в экономической области. Еще в июле 1986 г. Аргентина и Бразилия
выступили с совместным проектом развития экономического сотрудничества и
интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. В течение 1986
г. обе страны подписали 16 протоколов, касавшихся разных сторон экономического
взаимодействия. Сотрудничество развивалось медленно, но успешно, что позволило
расширить его рамки. В марте 1991 г. в Асунсьоне (Парагвай) Аргентина, Бразилия,
Парагвай и Уругвай заключили между собой четырехсторонний договор о создании
таможенного союза и общего рынка четырех стран. Новое объединение стало называться
Общим рынка Юга (Mercado Comun del Cono Sur, MERCOSUR, МЕРКОСУР) или Общим
рынком южного конуса. Важно иметь в виду, что договор не означал немедленного
создания общего рынка, время формирования которого было отнесено к 1995 г., после
чего фактически МЕРКОСУР и смог начать действовать в качестве интеграционной
группировки. Но до того страны-участницы Асунсьонского договора вели напряженную
подготовительную работу (см. гл. 12).
В декабре 1986 г. «контадорская группа» (Мексика, Панама, Колумбия и Венесуэла) и
«группа поддержки Контадоры» (Бразилия, Аргентина, Перу и Уругвай) слились воедино,
образовав теперь уже многочисленную и влиятельную «группу Рио-де-Жанейро»
(«группу Рио») в составе восьми государств, включая все наиболее мощные
латиноамериканские государства. Ее экономическим мотором в 90-х годах и стало
сотрудничество в рамках МЕРКОСУР.
Создавая новые консультативные органы, латиноамериканские страны не ставили вопрос
об упразднении ОАГ. Но на практике ее функции стали сужаться таким образом, что
фактически из органи-{♦}зации панамериканского сотрудничества она постепенно
превратилась в «рамочную структуру» для контактов между латиноамериканскими
странами и США.