ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5574
Скачиваний: 27
С 1991 г. на территории СНГ осуществлялось четыре миротворческие операции в зонах
конфликтов в трех государствах: в Молдавии на территории Приднестровья с 1992 г., в
Грузии на территории Южной Осетии с 1992 г. и Абхазии с 1994 г., в Таджикистане с
1993 г. В Абхазии выполнялась миссия по поддержанию мира под эгидой СНГ, а в
Приднестровье и Южной Осетии – операции на основании межгосударственных
соглашений с участием представителей непосредственных участников соответствующих
конфликтов.
К содержанию главы
Армяно-азербайджанская война
из-за Нагорного Карабаха
Истоки этого конфликта восходят к началу XX в. После советизации Закавказья и
образования СССР в составе Азербайджанской ССР 7 июля 1923 г. была образована
Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) с преимущественно армянским
населением. Из общей численности ее населения на 1 января 1988 г. (183,9 тыс. человек)
74% составляли армяне, 23,7% – азербайджанцы, 2,3% – русские и граждане других
национальностей. На протяжении длительного времени армяне Нагорного Карабаха
высказывали жалобы на дискриминацию со стороны властей Азербайджана. Среди
местного населения обсуждалась идея присоединения Карабаха к Армении, от территории
которой Нагорный Карабах отделяла узкая полоса территории собственно Азербайджана,
прилегавшая к г. Лачин («Лачинский коридор).
С началом демократизации в СССР армянское население Нагорного Карабаха стало
выражать стремление к воссоединению области с Арменией, ссылаясь на принцип
самоопределения наций. Эти настроения находили поддержку в Москве в кругах
демократической интеллигенции, которая считала национальное движение карабахских
армян союзником против «советской партийно-коммунистической номенклатуры» в
Закавказье.
В феврале 1988 г. областной Совет народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной
области провел референдум о принадлежности Карабаха и по его итогам обратился с
просьбой к руководству СССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР
санкционировать выход Карабаха из состава Азербайджана и его объединение с
Арменией. Отношения между Арменией и Азербайджаном обострились. В обеих
республиках начались столкновения на национальной почве. В феврале 1988 г. после
случайной уличной ссоры на территории Нагорного Карабаха, в результате которого
погибло два азербайджанца, в Сумгаите, а в декабре 1988 г. в ряде других городов
Азербайджана произошли армянские погромы. В ответ нападения на азербайджанское
население стали происходить в Армении и Нагорном Карабахе. В январе 1990 г.
страшный погром армян про-{♦}изошел в Баку, после чего в город были введены
подразделения Советской Армии. Столкновения с ними местного азербайджанского
населения вызвали массовые жертвы. В результате столкновений встречные потоки
армянских и азербайджанских беженцев, спасавшихся от погромов, устремились из
Азербайджана, с одной стороны, и Армении и Нагорного Карабаха, с другой. В
Азербайджане не осталось армянского населения, а в Армении – азербайджанского.
Попытки руководства СССР ввести режим особого управления НКАО не дали
результатов. В свою очередь, попытки Азербайджана подавить карабахское движение с
помощью военной силы повлекли вмешательство в конфликт Армении.
Боевые действия продолжались с переменным успехом. Пока существовал СССР,
азербайджанское руководство при поддержке Советской Армии и внутренних войск
союзного МВД осуществило летом 1991 г. ряд операций по разоружению армянских
формирований в Нагорном Карабахе. Однако после провала в августе 1991 г. путча ГКЧП
в Москве и распада союзного центра ситуация начала меняться. В сентябре 1991 г. была
провозглашена «независимая» Нагорно-Карабахская Республика (НКР). Опираясь на
помощь зарубежных армянских диаспор и России, руководства Армении и НКР смогли
сформировать боеспособную армию Нагорного Карабаха.
21 декабря 1991 г. Армения и Россия подписали договор о дружбе, сотрудничестве и
взаимной безопасности, на основании которого Армения получила военные гарантии
России. Российская (бывшая советская) военная база и российские войска остались на
территории Армении. Договор 1991 г. не был ратифицирован Государственной Думой
России, поскольку депутаты сочли, что он может вовлечь Россию в конфликт с Турцией и
Азербайджаном.
В 1995 г. был подписан специальный российско-армянский договор о сохранении
российской базы в Армении сроком на 25 лет с возможностью автоматического продления
еще на 5 лет, а 29 августа 1997 г. вместо договора 1991 г. между Россией и Арменией был
заключен новый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Армения, таким
образом, оказалась наиболее активным военно-политическим союзником России в
Закавказье.
Между тем, после прихода к власти в Баку А.Эльчибея отношения Азербайджана с
Россией, напротив, ухудшились, поскольку он пытался ориентироваться на союз с
Турцией и США. В мае 1992 г. на фронтах в районе Нагорного Карабаха произошла
эскалация боевых действий. Силы Карабаха захватили азербайджанский город Шушу,
«Лачинский коридор» и вышли к границе с Арменией. Азербайджанская армия смогла
занять северную часть Нагорного Карабаха. Но вслед за тем весной 1993 г. карабахская
армия при поддержке Армении провела еще одну операцию, в результате чего был создан
второй коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом. Под армянским
контролем оказалась не только вся территория бывшей автономии, но и часть территории
собственно Азербайджана. {♦}
Цепь военных поражений азербайджанской армии вызвала возмущение против
А.Эльчибея. В результате переворота в Баку в июле 1993 г. он был свергнут, и к власти
пришел Г.Алиев – видный деятель советского Азербайджана, сохранивший влияние в
стране и после распада СССР. Вскоре он был избран председателем меджлиса, а затем (в
октябре 1993 г.) – президентом Азербайджана. А.Эльчибей эмигрировал в Турцию (в 2000
г. он умер в Стамбуле). Г.Алиев принял шаги к улучшению отношений с Россией. Он
совершил визит в Москву и заявил о намерении Азербайджана присоединиться к СНГ и
Ташкентскому договору. 24 сентября 1993 г. Азербайджан вступил в СНГ. Улучшение
отношение с Москвой облегчило достижение компромисса между Баку и армянскими
сторонами. Боевые действия вокруг Нагорного Карабаха продолжались до мая 1994 г.,
после чего, при посредничестве России, 12 мая 1994 г. в Бишкеке был подписан протокол
о прекращении огня.
Переговоры о прекращении конфликта начались в 1993 г. при посредничестве России в
рамках ОБСЕ. С 1997 г. было учреждено сопредседательство России, Франции и США
(«минская группа посредников»). В соответствии с решениями, принятыми на саммите
ОБСЕ в Лиссабоне (декабрь 1996 г.) и косвенно подтвержденными на саммите в
Копенгагене (декабрь 1997 г.), в основу урегулирования предлагалось положить
принципы сохранения территориальной целостности Азербайджана, обеспечения
гарантий безопасности Нагорного Карабаха и предоставления ему самой высокой степени
самоуправления в составе Азербайджана.
Готовность президента Армении Левона Тер-Петросяна принять предложения «минской
группы» вызвала политический кризис в стране, что привело к отставке президента
весной 1998 г. Но и новый президент Роберт Кочарян продолжил переговоры. В ноябре
1998 г. во время визита в регион сопредседатели «минской группы» внесли предложения,
основанные на концепции «общего государства» (то есть конфедерации). Армения и
Нагорный Карабах согласились принять предложения посредников. Азербайджан отверг
концепцию «общего государства», настаивая на сохранении вертикального подчинения
Нагорного Карабаха Баку.
С 1999 г. начался диалог на уровне глав государств Армении и Азербайджана по решению
карабахской проблемы. В его рамках удалось договориться о режиме перемирия, сблизить
позиции в реализации компромиссных вариантов урегулирования путем взаимных
территориальных уступок. Ереван исходит из того, что конфликт должен быть
урегулирован на основе права населения Карабаха на самоопределение. Обязательным
условием урегулирования для Еревана является сохранение непосредственной
территориальной связи между Арменией и НКР, отсутствие подчинения Баку по
вертикали и наличие международных гарантий безопасности НКР. Позиция Баку остается
неизменной, и главным препятствием для урегулирования он считает оккупацию армяно-
карабахской стороной части {♦} азербайджанской территории. Конфликт вокруг
Нагорного Карабаха остается в замороженном состоянии с 1994 г. Международное
сообщество не признало независимости НКР.
На территории Азербайджана Россия арендует принадлежащую азербайджанскому
правительству Габалинскую радиолокационную станцию слежения за полетами
стратегических ракет. Соответствующее соглашение сроком на 10 лет было подписано в
Москве 25 января 2001 г. В Армении сохраняется 102-я российская военная база в
Сюникской области.
К содержанию главы
Международные аспекты противостояния в Афганистане
Вывод советских войск из Афганистана в 1989 г. не привел к стабилизации ситуации.
Правительство М.Наджибуллы не получало помощи от СССР. Антиправительственные
силы занимали одну провинцию за другой. 28 апреля 1992 г. войска Северного альянса по
главе с генералами Ахмед-Шахом Масудом (таджик) и Абдулом Рашидом Дустумом
(узбек) вошли в Кабул. Правительство М.Наджибуллы пало, а сам он укрылся на
территории миссии ООН в Кабуле. Страна была провозглашена Исламским Государством
Афганистан.
Спустя несколько недель, 13 мая 1992 г., во время визита министра иностранных дел
России А.В.Козырева в Кабул была подписана советско-афганская декларация, в которой
говорилось: «Российская Федерация приветствует мирную передачу власти в
Афганистане исламскому правительству». Этот шаг был обоснован в Москве
необходимостью добиться от нового афганского руководства передачи России советских
военнослужащих, находившихся в плену у моджахедов. Надежды на скорое решение
вопроса о пленных не оправдались.
В Кабуле было сформировано правительство во главе с одним из лидеров моджахедов
С.Моджаддиди. 28 июня 1992 г. в столице состоялось собрание руководителей отрядов
моджахедов, на котором большинством голосов президентом был избран таджик
Бурхануддин Раббани. Это был редкий случай, когда высший пост в стране занял
представитель не доминирующей этнической группы. Но часть полевых командиров, не
приславших своих делегатов на собрание, не признала законность этого избрания. В
частности, участвовать в выборах отказался один из видных деятелей моджахедов пуштун
Гульбеддин Хекматиар. Пытаясь достичь примирения, в июле 1993 г. Б.Раббани назначил
его главой правительства.
Компромисс был непрочным, и со второй половины 1993 г. Афганистан фактически
разделился на две зоны – северную, где положение контролировало правительство при
поддержке таджикских и узбекским сил, и южную, в которой власть удерживали
пуштунские полевые командиры. В Афганистане возобновилась междоусобная война
между группировками моджахедов. Позиции Б.Раббани слабели, Г.Хекматиар его теснил.
{♦}
С сентября 1995 г. заметную роль в антиправительственной оппозиции стали играть
вооруженные группы религиозного движения «Талибан», состоявшие из выпускников
исламских школ, преимущественно пуштунов, воспитанных в духе фанатичной
преданности догмам религиозной нетерпимости. Задачей талибов было положить конец
внутриафганской распре при помощи силы. Их руководителем стал мулла Мохаммед
Омар (пуштун). Талибы начали борьбу одновременно против всех: кабульского
правительства, таджикско-узбекского Северного альянса и пуштунских отрядов
Г.Хекматиара. Помощь талибам оказывало правительство Пакистана и ЦРУ США.
В августе 1992 г. в Кабуле начались вооруженные столкновения между группировками
моджахедов, ввиду чего российское посольство было эвакуировано. Осталось лишь
генеральное консульство РФ в г. Мазари-Шарифе на севере Афганистана, в районе с
преимущественно таджикским населением. Российско-афганские отношения были
заморожены. Особого интереса к событиям в Афганистане не проявляли и США.
Распад Советского Союза изменил ситуацию. В Центральной Азии образовались новые
государства – Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Сначала
они инерционно ориентировались на Россию. Но их приоритеты начали меняться.
Таджикистан сохранил ориентацию на Россию. Казахстан и Киргизия склонялись к
сотрудничеству с Россией и Китаем, Узбекистан – с Россией, Турцией и США, Туркмения
– с Россией, Турцией и Ираном. Ситуация в регионе была осложнена гражданским
конфликтом в Таджикистане, к которому оказались причастны Россия, Узбекистан,
Афганистан и Иран. Границы государств СНГ не охранялись так тщательно, как прежде
охранялись советские границы. Поэтому конфликт в Афганистане стал переливаться на
сопредельную территорию Таджикистана. Таджики жили по обе стороны прежней
советско-афганской границы. В Таджикистане их было 4 млн, на афганской территории –
от 3 до 8 млн человек.
К содержанию главы
Таджикский конфликт
Гражданская война в Таджикистане была спровоцирована утратой легитимности
верховной властью в республике после распада СССР. Осенью 1991 г. в стране
образовалась антиправительственная оппозиция, добивавшая свержения власти
компартии. Свержение М.Наджибуллы в соседнем Афганистане силами афганских
таджиков и узбеков весной 1992 г. еще больше накалило обстановку в Таджикистане,
поскольку победившие в Кабуле афганские таджики стали оказывать помощь своим