ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2765

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

объединительного движения стала РКП(б), в которую на правах областных парторганизаций были 
включены республиканские компартии. Благодаря этому решения, принимаемые в Москве по военным и 
хозяйственным вопросам, становились обязательными для республиканских компартий и 
правительственных органов. Партийное единство дополнялось единством профсоюзным. 

      С окончанием гражданской войны политическое и экономическое сотрудничество республик 
углублялось путем заключения с РСФСР и между ними двусторонних соглашений о хозяйственном и 
дипломатическом союзе. На международной арене советские республики также тесно увязывали свои 
внешнеполитические платформы. Так, в подписании Рижского мирного договора с Польшей участвовали 
РСФСР и Украина. В то же время БССР передала свои полномочия российской делегации. При 
дипломатических контактах с Турцией Российская Федерация выступала единым фронтом с закавказскими 
советскими республиками. Значительный шаг в процессе укрепления дипломатического единства республик 
был сделан в 1922 г. в связи с проведением международной экономической конференции в Генуе. 

19. Образование ЗСФСР

 

      Соображения экономического и политического характера лежали в основе более тесного сближения 
закавказских республик. На этом пути приходилось преодолевать также и некоторые сложности в 
межнациональных отношениях. В апреле 1921 г. партийным органам на Кавказе Лениным были даны 
директивы обсудить вопрос об учреждении единого для региона хозяйственного органа и банка. Первые 
шаги в этом направлении были сделаны весной-летом того же года, когда Армения, Азербайджан и Грузия 
договорились объединить их национальные железнодорожные сети и подписали договор о внешнеторговом 
союзе. 

      В конце 1921 г. в Политбюро ЦК РКП(б) и Кавбюро ЦК РКП(б) обсуждались вопросы о создании 
федеративного союза республик Закавказья, предполагавшего единство в хозяйственной, финансовой, 
военной и внешнеполитической областях. Вместе с тем, против такого объединения высказался целый ряд 
руководителей Грузии и некоторые партийные работники Азербайджана. 

      12 марта 1922 г. в Тбилиси закавказские республики подписали Союзный договор. Согласно документу 
Азербайджан, Армения и Грузия, оставаясь независимыми и суверенными республиками, вступали в 
военно-политический и экономический союз, высшая власть в котором принадлежала полномочной 
конференции представителей их центральных исполнительных комитетов. Исполнительную власть должен 
был осуществлять объединенный орган управления - Союзный Совет. В его компетенцию входили вопросы, 
связанные с внешней политикой и торговлей, финансами, транспортом, военными делами и борьбой с 
контрреволюцией. Для согласования действий хозяйственных ведомств республик учреждался Высший 
экономический совет. Отношения с РСФСР предполагалось строить на основе Союзного договора. 
Федеративный союз просуществовал менее девяти месяцев. На состоявшемся в декабре 1922 г. I-м 
Закавказском съезде советов Азербайджана, Армении и Грузии он был преобразован в Закавказскую 
Социалистическую Федеративную Советскую Республику. 

20. Образование Советского Союза

 

      Параллельно с преобразованиями на Кавказе разрабатывались планы более тесного объединения всех 
советских республик. 10 августа 1922 г. во главе со Сталиным была учреждена комиссия, которой 
предстояло подготовить проект создания будущей федерации. В состав комиссии вошли представители как 
центра, так и республик. Итогом работы явился план, согласно которому новое государство предполагалось 
построить путем включения существовавших советских республик в РСФСР на правах автономий. 
Правительство Российской Федерации должно было оказаться во главе нового государства. Этот план 
получил наименование проекта "автономизации". Реакция республик на предложенный проект оказалась 
различной. Если Азербайджан, Армения и Белоруссия одобрили предложенный вариант, то Украина и, 
особенно, Грузия высказались против. 

      С точки зрения теоретических взглядов лидеров РКП(б) "автономизация" стояла ближе к унитарному 
государству, однако дальнейшее давление центра в этом направлении было чревато дополнительными 
осложнениями. Ленин, не имевший возможности по причине болезни участвовать в разработке проекта, 
расценил действия Сталина как "поспешные" и предложил объединить в федерацию равноправные 
республики. При этом общефедеративные органы власти должны были стоять над республиканскими. 
Сталин, охарактеризовав ленинскую позицию как "национал-либерализм", предпочел все же уступить. 


background image

      В начале октября 1922 г. новый проект был утвержден ЦК РКП(б). Согласно документу республики, 
вступившие в СССР, обладали равными правами и всем им формально предоставлялось право свободного 
выхода из Союза. Вместе с тем, никогда в дальнейшем процедура такого выхода разработана не была. Схема 
Ленина нашла поддержку в советских республиках. Некоторые сложности вновь возникли лишь с 
грузинскими коммунистами. На этот раз они выступили за непосредственное членство Грузии в составе 
будущего СССР, возражая против ее вхождения в Советский Союз через ЗСФСР. 

      Дискуссии порой принимали острый характер. Однако, несмотря на это, центр проигнорировал точку 
зрения грузинских представителей. Конференция полномочных делегаций союзных республик, 
состоявшаяся в Москве 29 декабря 1922 г., утвердила проекты Декларации и Договора об образовании 
СССР. На следующий день, 30 декабря 1922 г., в Москве открылся I Всесоюзный съезд советов, который 
утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные РСФСР, Украиной, Белоруссией и 
ЗСФСР. 

      Юридически процесс образования Советского Союза был завершен с принятием 31 января 1924 г. II 
Съездом советов СССР Конституции СССР. В ней провозглашалось право вхождения в союз новых 
республик и выход из его состава ранее вошедших. 

Источники и литература

 

 

Варес П., Осипова О. Похищение Европы или балтийский вопрос в международных отношениях 
ХХ в. Таллин: Издательство эстонской энциклопедии, 1992.  

 

История национально-государственного строительства в СССР в переходный период от 
капитализма к социализму. Т. 1. М.: Мысль, 1979.  

 

An Encyclopedia of World History / Compiled and edited by William L. Langer. Boston: Houghton 
Mifflin, 1952. 

 

Глава 5. ПОСЛЕВОЕННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И СТАНОВЛЕНИЕ 

ОСНОВ ВАШИНГТОНСКОГО ПОРЯДКА

  

 

      В начале ХХ в. в результате Первой мировой войны рухнул старый европейский порядок. Война привела 
к новому распределению сил на мировой арене и ввела в международный обиход с подачи президента США 
В.Вильсона, с одной стороны, и российских большевиков, с другой, понятие интернационализма. 
Октябрьская революция 1917 г. в России посулила народам революционными средствами преобразовать 
мир и установить в нем "новый" порядок. Одновременно "старые демократии" боролись за претворение в 
жизнь традиционных демократических принципов и концентрировали силы на обеспечении в 
международных отношениях равновесия сил, стабильности и управляемости. Изменения в политике, 
экономике и технологии также способствовали трансформации "старой" дипломатии: идея дипломатической 
секретности была пересмотрена в соответствии с новыми потребностями демократизирующихся обществ, а 
дипломатам, ранее выполнявшим в основном политические функции, теперь пришлось заниматься также 
экономическими и торговыми вопросами. Символом нового интернационализма стала Лига наций, которая в 
основном сосредоточила усилия на укреплении Версальского порядка в Европе, Западной Азии и 
Вашингтонского порядка на Дальнем Востоке. 

1. Ситуация в Восточной Азии в годы Первой мировой войны

 

      Первая мировая война оказала сильное влияние на периферийные подсистемы международных 
отношений. В одной из крупнейших и важнейших из них, в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), 
предвоенный баланс сил деформировался: внутри региона сложился свой собственный - дальневосточный - 
субцентр, состоящий из двух наиболее крупных государств-антагонистов - Японии и Китая, вокруг которых 
сосредоточились интересы великих держав, включая Россию. Входящие в регион Юго-Восточная Азия и 
Океания составляли его "вторичную" колониальную периферию, события в которой определялись как 
противоречиями в субцентре, так и во всей системе международных отношений. 

      Япония и Китай к концу XIX в. отказались от политики самоизоляции, но Китай, переживавший 
глубокий политический и экономический кризис, был не силах противостоять колониальной экспансии 


background image

великих держав, а Япония после "реставрации Мэйдзи" в 1868 г. приступила к модернизации по западному 
типу и через три десятилетия сумела стать ведущей региональной державой. 

      К началу XX в. Великобритания, Франция, Германия и Россия разделили слабый Китай на сферы 
влияния, в которых получили целый ряд привилегий - концессии, права экстерриториальности для 
иностранных граждан, консульской юрисдикции, охраны иностранными войсками сеттльментов 
(укрепленных кварталов проживания иностранцев в китайских городах), собственности и управления 
железными дорогами. 

      В 1900 г. в Китае началось антииностранное "боксерское восстание" (восстание "ихэтуаней"), которое 
было подавлено с помощью войск великих держав, которые оккупировавших северо-восточную часть 
страны и китайскую столицу. Подписание Цинским правительством и представителями великих держав 
Пекинского протокола 1901 г. фактически означало окончательное превращение Китая в полуколониальную 
страну и определило главную задачу на будущее - восстановление полного государственного суверенитета. 

      Эта цель была поддержана Соединенными Штатами Америки, которые выдвинули в противовес 
традиционной европейской политике раздела Китая на закрытые для конкурентов "сферы влияния" 
доктрину "открытых дверей" и "равных возможностей", в случае реализации которой все иностранные 
государства стали бы свободно конкурировать друг с другом на китайском рынке. Полагаясь на более 
высокую конкурентоспособность своих товаров и другие экономические преимущества, США рассчитывали 
в открытой конкурентной борьбе легко потеснить старые колониальные державы, не прибегая к 
унизительной для Китая и не очень эффективной в долговременной перспективе стратегии раздела на сферы 
влияния. Однако экономические методы проникновения США в Китай наталкивались на "сферы влияния" 
европейских держав, которые они сохраняли военно-политическими методами. Объективно Вашингтон был 
заинтересован в сотрудничестве с китайским правительством против своих европейских и азиатских 
конкурентов. Поэтому американские политики отстаивали концепцию "естественного союзничества" США 
с Китаем. 

      Синьхайская революция 1911 г. смела институт монархии в Китае, но не изменила статус страны. 
Последовавшая после провозглашения Китайской Республики территориально-политическая дезинтеграция 
и раскол Китая к 1917 г. на Север и Юг (с двумя фактически самостоятельными правительствами) только 
еще больше подорвали международный статус страны. Пекинское правительство опиралось на 
международное признание и считалось центральным. Ему фактически не подчинялось базировавшееся в 
Гуанчжоу (Кантоне) правительство южан, тон в котором задавали "новые" республиканские круги, 
группировавшиеся вокруг основателя и лидера Национальной партии Китая (Гоминьдана) Сунь Ятсена. 

      Япония, в отличие от Китая, успешно провела начальный этап индустриализации по западному типу и 
заключила в 1902 г. военно-политический союз с Великобританией - лидером международной системы 
предвоенных лет. Этот союз помог Токио усилить свои позиции за счет выдавливания из региона Германии 
и России. Одержав победу над Россией в 1904-1905 гг., по Портсмутскому мирному договору, 
заключенному в августе 1905 г. при посредничестве США, Япония приобрела исключительные права в 
Корее, сферу влияния в Южной Маньчжурии, а также присоединила к себе южную часть Сахалина. Кроме 
того она добилась согласия России свернуть ее военно-морское присутствие в Тихом океане. Ослабив 
Россию, Япония получила возможность беспрепятственно реализовать концепцию своих "особых 
интересов" в Китае. 

      В августе 1914 г. Япония вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, захватила колонии 
Германии на Тихом океане, Кантон (Гуанчжоу) и оккупировала Шаньдунский полуостров. В январе 1915 г. 
она предъявила китайскому правительству ультиматум - "двадцать одно требование" - домогаясь признания 
за ней прав на "германское наследие" на китайской территории. Помимо территориальных, юридических и 
имущественных уступок представители Токио потребовали от Пекина согласия на установление японского 
контроля над китайским государственным аппаратом, армией, финансами и дипломатической службой. 
Реализация этой группы требований (так называемая пятая группа) означало формальное установление над 
Китаем японского протектората. 

      Китайское правительство Юань Шикая, не имея возможности противостоять Японии, приняло японские 
требования (за исключением наиболее унизительной пятой группы), о чем в 1915 г. было подписано 
соответствующее официальное японо-китайское соглашение. Уступки Пекина давлению Токио резко 
усилили антияпонские настроения в Китае. Одновременно они вызвали обеспокоенность европейских 
держав, которые осознали, что Япония готова установить свой монопольный контроль над Китаем. 


background image

      США в русле своей "особой" политики в Китае в 1912 г. первыми признали Китайскую Республику и в 
октябре 1913 г. установили дипломатические отношения с правительством Юань Шикая в Пекине. В 
сентябре 1914 г. США подписали с Китаем первый равноправный договор о содействии всеобщему миру, 
который предусматривал разрешение двусторонних споров международной арбитражной комиссией. В тоже 
время и США не могли помочь Китаю перед лицом японской агрессии, а потому убедили китайское 
правительство вступить в Первую мировую войну на стороне Антанты в надежде, что после войны вопрос о 
восстановлении полного суверенитета Китая удастся разрешить общими усилиями сочувствующих ему 
держав в рамках международной мирной конференции. В августе 1917 г. пекинское правительство 
присоединилось к Антанте, подготовив 100-тысячный экспедиционный корпус и отправив во Францию 100 
тысяч тыловых рабочих. 

      Но союз с Антантой и Японией не помог Китаю продвинуться к восстановлению суверенитета. Его 
независимость была еще более урезана - страна оказалась перед реальной опасностью разделить участь 
Кореи и потерять суверенитет полностью. Главная угроза нависла со стороны Японии - использовав 
погруженность западных держав в европейские дела и выступив на стороне Антанты, Япония сама 
захватила владения Германии на китайской территории и в Тихом океане. Игнорировав протесты Китая, 
Япония высадила 30-тысячную армию в Шаньдуне, захватила Цзяочжоу, железнодорожную линию 
Цзиндао-Цзинань и поставила всю зону бывшего германского владения под свой контроль. Этим участие 
Японии в войне на стороне Антанты закончилось. Оккупация Шаньдуна объяснялась не военными нуждами 
Антанты или угрозой Японии со стороны Германии, а стремлением закрепиться на стратегически важных 
материковых территориях. 

      Опасаясь дальнейшего сближения Китая с США, Япония в феврале-марте 1917 г. заключила секретные 
соглашения о послевоенном устройстве с Великобританией и Францией. В соответствии с этими 
соглашениями Лондон и Париж признали передачу Японии прав Германии в Китае (включая право на 
оккупацию Шаньдуна) и германских колоний в Тихом океане. Соответствующие соглашения также были 
заключены японской стороной с Италией и Временным правительством России. 

      США отказывались сепаратно решать вопросы послевоенного устройства, но в конце концов в ноябре 
1917 г. и Вашингтон был вынужден признать "особые интересы" Японии в Китае в соглашении Лансинга - 
Исии (по именам государственного секретаря США Роберта Лансинга и министра иностранных дел Японии 
Кикудзиро Исии). Этот документ носил компромиссный характер. Помимо признания необходимости 
соблюдения суверенитета и территориальной целостности Китая соглашение содержало признание 
принципа "открытых дверей" и "равных возможностей" в Китае наряду с признанием "специальных 
интересов" Японии в тех частях китайской территории, "с которыми граничат ее владения". 

2. Китайский вопрос на Парижской мирной конференции

 

      К исходу мировой войны Япония занимала в Китае прочные военно-политические и экономические 
позиции. В мае 1918 г. были заключены два японо-китайских договора (военный и военно-морской), 
предоставившие Японии не только возможность контролировать китайские вооруженные силы, но и 
использовать территорию Китая для подготовки военных операций против соседних стран. Используя 
давние связи с северными милитаристами, над которыми пекинское правительство фактически не имело 
власти, и свое особое положение в Маньчжурии, Япония могла реально влиять на политику центрального 
правительства Китая. На случай непредвиденного развития ситуации она обеспечила себе контроль над 
кратчайшими подступами к китайской столице. Недаром железнодорожные магистрали Циндао-Цзинань из 
Шаньдуна и Южно-Маньчжурская железная дорога в мировой печати того времени сравнивались с 
"японскими щипцами", сжимавшими "пекинский орех". Несмотря на то, что с предстоявшей мирной 
конференцией в Китае связывали чуть ли не открытие новой эры во взаимоотношениях с великими 
державами, обстановка в стране была тревожной, нарастали радикальные антияпонские настроения. 

      Парижская мирная конференция наряду с общими вопросами послевоенного переустройства системы 
международных отношений обсуждала и ситуацию в АТР. Держав-победительниц волновали два вопроса - 
судьба "германского наследства" и условия вхождения Китая и Японии в Лигу наций. Китай, который 
представляла на Парижской конференции объединенная делегация северного и южного правительств, 
заручившись поддержкой США, требовал пересмотра политики раздела на "сферы влияния" и 
восстановления своего суверенитета в Шаньдуне. 

      Китайской делегации приходилось действовать на фоне крайне сложной ситуации в самом Китае. 
Японское влияние в Пекине и существование в стране фактически двух параллельных правительств 
создавали неустойчивую обстановку. Япония предвидела попытки США и Китая сформировать против нее 


background image

неформальный блок на Парижской конференции и спешила до ее начала добиться от пекинского 
правительства дополнительных уступок. Были активизированы начатые еще японским правительством 
Масатакэ Тэраути переговоры с Китаем о принятии дополнительных требований к соглашению о "двадцати 
одном требовании" 1915 г. и военному соглашению 1918 г. Смысл новых уступок в пользу Токио должен 
был состоять в расширении японских прав в Маньчжурии и Шаньдуне, установлении фактического 
японского контроля над китайскими армией и флотом посредством введения в них института японских 
военных советников. Кроме того, японская сторона вообще пыталась добиться от Пекина делегирования ей 
права представлять интересы Китая в Париже. 

      США в самом деле рассчитывали в ходе конференции заставить Токио "потесниться" в Китае. Поэтому 
американская дипломатия сумела обеспечить представительство на конференции объединенной (Север-Юг) 
китайской делегации, чтобы посредством присутствия в ней более независимых и антияпонски настроенных 
южан нейтрализовать влияние соглашательской прояпонской клики северного правительства в Пекине. Но 
Вашингтон из осторожности считал несвоевременной "широкую" постановку китайского вопроса 
посланником в Вашингтоне Гу Вэйцзюнем (Веллингтон Ку) - ведущим китайским дипломатом на начальном 
этапе конференции, который планировал, оперевшись на поддержку США, добиться решения конференции 
о ликвидации системы неравноправных договоров с Китаем и о признания Китая равноправным суверенным 
государством. 

      Между тем, эту "широкую" программу поддержал даже глава объединенной китайской делегации Лу 
Чжэнсян, имя которого было прямо связано с капитуляцией Китая перед "двадцати одним требованием" 
Японии, поскольку он в 1915 г. возглавлял министерство иностранных дел в пекинском правительстве Юань 
Шикая. На пути в Париж Лу сделал заявление для печати, в котором специально отметил, что китайские 
дипломаты, наряду с требованием о возвращении Шаньдуна будут добиваться согласия держав на 
восстановление тарифной автономии и отмену экстерриториальности. 

      С первых шагов на конференции китайская делегация столкнулась с нежеланием признать Китай 
равноправным партнером. Представительство Китая на конференции (два места) было малым даже по 
сравнению с такими странами, как Бельгия и Бразилия (по три места). Китай участвовал только в тех 
заседаниях, на которых обсуждались "чисто" китайские вопросы. Китайская делегация находилась в полном 
неведении относительно того, в какой форме будет обсуждаться вопрос о Шаньдуне - и обсуждение этого 
вопроса на "Совете десяти" было инициировано не представлением китайской стороны, а требованием 
японской делегации (ее возглавлял премьер-министр Киммоти Сайондзи) передать Японии бывшие 
владения и права Германии в Шаньдуне как "честную компенсацию" за ее "заслуги и потери". Даже 
приглашение на "Совет десяти" китайская делегация получила лишь за два часа до начала заседания, а о 
секретных договорах Токио о Шаньдуне со странами Антанты китайскую делегацию проинформировали 
вообще лишь непосредственно перед выступлением Гу Вэйцзюня, которому предстояло изложить 
китайскую позицию. 

      Япония в качестве условия своего согласия подписать мирный договор и присоединиться к Лиге наций 
требовала подтверждения всеми державами и Китаем статей своих секретных соглашений 1917 г. с 
Великобританией и Францией. Представители Токио вообще попытались лишить Китай права голоса 
ссылками на свои соглашение с Пекином о Шаньдуне и на договоры с Антантой. 

      Учитывая наличие критических настроений в отношении Токио на конференции, японская делегация 
стремилась отвлечь внимание участников от китайской проблемы, растворив ее в общей дискуссии о 
дискриминации и правах азиатских народов. Так, японский делегат Макино Нобуаки сделал специальное 
заявление относительно реализации положения устава Лиги наций о равноправии иностранцев с местными 
гражданами во всех странах Лиги независимо от их расы или национальности таким образом, чтобы 
поставить в центр обсуждения принятые в США и британских доминионах ограничительные квоты для 
иммигрантов из стран Азии (Японии в первую очередь). Такой поворот дискуссии мог переключить интерес 
с шаньдунского вопроса на другие. 

      Не будучи уверенной в успехе своей тактике, японская делегация была готова и к более резким шагам. В 
Токио было подготовлено жесткое итоговое заявление, которое предполагалось огласить после обсуждений 
китайского вопроса. В случае отказа партнеров принять японскую точку зрения представители Токио 
должны были покинуть конференцию, попытавшись сорвать подписание Версальского договора, и нанести 
тем самым удар лично по президенту Вильсону. 

      После трудной дипломатической борьбы США сочли участие Японии в Лиге более важным, чем 
признание прав Китая, и удовлетворились устным обещанием японской делегации вернуть Шаньдун Китаю.