ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2768

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Европе, а в Латинской Америке и Восточной Азии. Соответственно, политика "сфер влияния" в Китае, 
означавшая укрепление позиций Великобритании и Японии, по-прежнему не устраивала США, 
остававшихся поборником доктрины "открытых дверей". 

      В 1916 г. США приняли гигантскую программу строительства военно-морского флота, целью которой 
было закрепить за собой положение первой военно-морской державы мира. Великобритания тоже хотела 
усилить свои позиции на Дальнем Востоке посредством сооружения новой мощной военно-морской базы в 
Сингапуре. Этот проект требовал огромных ассигнований, и поэтому Лондон был вынужден сокращать 
ассигнования на флот, что делало британские ВМС в перспективе неконкурентоспособными по сравнению с 
американскими. 

      И США, и Великобритания соперничали с Японией, стремясь помешать ей окончательно утвердиться на 
Дальнем Востоке в качестве доминирующей военно-морской силы. Великобритания все еще была связана с 
Японией союзом, но наступление японского капитала на британские позиции в Китае, а главное - опасения и 
требования Канады и Южно-Африканского Союза, переориентировавшихся на США и требовавших того же 
от Лондона, толкали Великобританию к пересмотру своих приоритетов. 

      Однако ни Вашингтон, ни Лондон не были заинтересованы в открытом столкновении с Токио, и потому 
они стремились найти всеобъемлющее компромиссное разрешение противоречий в сфере морских 
вооружений. Волновали их и нарастающие трения по общим политическим вопросам регионального 
развития, из которых особое беспокойство вызывала активность Японии в Китае, способная обернуться 
"закрытием" этой страны для британского, американского и французского капитала. 

      Улавливая общее настроение западных держав, британский министр иностранных дел лорд Керзон 
летом 1921 г. обратился к президенту США с предложением о созыве конференции по дальневосточным и 
тихоокеанским проблемам. Президент поддержал идею и, в свою очередь, предложил провести 
конференцию в Вашингтоне. План был одобрен британскими доминионами и Китаем. Япония тоже его 
приветствовала, но пыталась исключить из повестки дня дискуссию по общим проблемам безопасности в 
АТР и по Китаю. 

      Конференция открылась в Вашингтоне 12 ноября 1921 г. В ее работе приняли участие 14 стран - США, 
Британская империя (Великобритания и доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-
Африканский Союз, Индия), Япония, Франция, Италия, Китай, а также европейские страны, имевшие 
традиционные интересы в АТР - Бельгия, Голландия и Португалия. Делегацию США возглавлял 
государственный секретарь Чарльз Хьюз (Юз), избранный председателем конференции, во главе британской 
стоял Артур Бальфур, французской - премьер-министр Аристид Бриан, а японской - Томосабуро Като. 

      Германия, у которой по Версальскому договору были отняты все владения на Тихом океане, и Россия, 
"ввиду отсутствия единого правительства", на конференцию приглашены не были. Однако делегация ДВР 
прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с 
представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с ее 
территории. 

      Китай на Вашингтонской конференции был представлен только пекинским правительством, поскольку 
только ему и было направлено официальное приглашение. Южное правительство Сунь Ятсена в Гуанчжоу 
(Кантоне) не было признано западными державами и поэтому не было приглашено. Правительство Южного 
Китая заранее заявило, что не будет считать себя связанным решениями Вашингтонской конференции, 
каковыми бы они не были. Между тем, дезорганизация в Пекине к моменту созыва конференции достигла 
такой степени, что проблемой стало даже финансирование поездки китайской делегации. Она прибыла в 
Вашингтон без своего официального руководителя (министр иностранных дел Янь Хуэйцин не смог 
покинуть Пекин), ясной программы действий и достаточных средств. 

      Конференция сразу же вышла за рамки первоначальной повестки дня. Обсуждение вопроса о судьбе 
японо-британского союза проходило секретно в рамках "большой тройки" США, Великобритании и Японии, 
а не на пленарных заседаниях. В ходе переговоров американская сторона отклонила идею о создании в АТР 
тройственного политического союза США, Великобритании и Японии. Вашингтон опасался, что связанные 
старым союзным договором Лондон и Токио смогут договориться за спиной США и потом совместно 
оказывать давление на американскую позицию. Поэтому американская дипломатия стремилась привлечь к 
политическому диалогу Францию, ссылаясь на ее интересы в АТР, где имелись обширные французские 
колониальные владения (Индокитай). 


background image

      Итогом четырехсторонних обсуждений стал договор о политических гарантиях для поддержания того 
нового международного порядка, который фактически сложился в регионе после Первой мировой войны. 
Четыре державы (США, Япония, Великобритания и Франция) подписали договор сроком на 10 лет о 
неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане ("договор четырех держав"). Они 
согласились, во-первых, соблюдать статус-кво в отношении имеющихся у них островных владений в Тихом 
океане; во-вторых, вступать в консультации всяких раз, когда в регионе возникает опасность для их прав и 
интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих 
мер каждой из сторон самостоятельно или всеми ими вместе. Фактически это был региональный пакт 
стабильности, который создавал политико-правовую основу для будущего Вашингтонского порядка и 
наметки механизма для его регулирования. 

      Важнейшим элементом "договора четырех держав" был пункт об отмене военно-политического союза 
Великобритании и Японии 1911 г., который рассматривался в США как элемент устаревшей блоковой 
политики, скомпрометированной Первой мировой войной и провоцирующей недоверие между великими 
державами. Решение об отмене союза, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято 
политиками и специалистами в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало 
Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в 
экспансионистскую державу. Вместе с тем, создание многосторонней основы международного 
регулирования в АТР в принципе создавало более надежную базу для устойчивости региональной 
подсистемы. Эффективность нового порядка, конечно, зависела и от того, насколько он был способен 
сопрягаться с практической деятельностью Лиги наций как органа общемирового регулирования. 

      Если "договор четырех держав" политически и юридически оформил принцип партнерства великих 
держав на основе коллективных гарантий, то военно-политические и военно-технические параметры 
согласованного соотношения сил были зафиксированы в подписанном 6 февраля 1922 г. "договоре пяти 
держав" - США, Великобритании, Японии, Франции и Италии - об ограничении морских вооружений. 

      Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от "стандарта двух 
держав" ("two powers standard"), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий 
тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих 
держав, взятых вместе. План, представленный государственным секретарем США Хьюзом, предусматривал 
установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя для нее была 
предусмотрена меньшая квота, чем для США и Британии. Новые соотношения военно-морских вооружений 
были приняты. "Договор пяти держав" предусматривал, что общий тоннаж линейных судов, который может 
подлежать замене, не будет превышать для Соединенных Штатов и Британской империи - 525 тыс. т, для 
Франции и Италии - 175 тыс. т, а для Японии - 315 тыс. т водоизмещения (ст. 4). Кроме того, 
предусматривалось, что ни одна из держав не будет приобретать или строить линейные суда более 35 тыс. т 
водоизмещения (ст. 5). На последнем твердо настаивали США, поскольку Панамский канал не мог 
пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь 
возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. 

      США, Великобритания и Япония согласились уважать статус-кво и в вопросе береговых укреплений, а 
также военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках 
региона за исключением ряда оговоренных районов. Соединенным Штатам было разрешено продолжать 
строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского 
канала и Гавайских островов. Зато США отказывались от попыток укреплять Алеутские о-ва, со стороны 
которых они могли угрожать Японии. Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих 
позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней 
территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к 
востоку от 110 меридиана восточной долготы. Япония принимала обязательство не наращивать вооружения 
на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и 
Пескадорских. 

      Несмотря на сопротивление японской делегации на Вашингтонской конференции был рассмотрен и 
вопрос о Китае. Китайские делегаты поставили вопрос об упразднении на китайской территории "сфер 
влияния" иностранных держав и о ликвидации их привилегий. Позиция Китая излагалась в виде "Десяти 
пунктов", которые представляли собой расширенный вариант "Вопросов для пересмотра", не принятых к 
рассмотрению в Париже. В них излагались основные принципы отношений великих держав с Китаем - 
гарантированное уважение сохранения территориальной целостности и политической и административной 
независимости, отказ от тайной дипломатии, прав экстерриториальности, уважение нейтралитета Китая в 
будущих войнах в случае его неучастия в них и т.д. Китай в свою очередь давал обязательство не отчуждать 
и не сдавать в аренду "какую-либо часть своей территории и побережья", соглашался с принципом 


background image

"открытых дверей" в торговле и промышленности, заявлял о своей заинтересованности в мирном решении 
международных конфликтов на Дальнем Востоке посредством периодически проводимых международных 
конференций. 

      США поддержали китайскую делегацию и предложили резолюцию, в которой содержался призыв ко 
всем государствам пересмотреть свою политику в отношении Китая в сторону самоограничения привилегий 
для иностранцев и иностранных государств. 6 февраля 1922 г. девять держав - Китай, США, Британская 
империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия - подписали договор о принципах 
политики в китайском вопросе ("договор девяти держав"). Стороны обязались уважать суверенитет, 
административную и территориальную целостность Китая, строить отношения с Китаем на принципах 
"открытых дверей и равных возможностей" и согласились не оказывать поддержки действиям своих 
граждан, направленным на создание сфер влияния или приобретение возможностей для исключительного 
преобладания в определенных районах китайской территории (ст. 4). Державы также согласились уважать 
права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует (ст. 6). 

      Китайская делегация ставила на рассмотрение конференции и другие вопросы - о ликвидации режима 
капитуляций, предоставлении Китаю тарифной автономии, отмене экстерриториальности. По этим вопросам 
успеха китайской делегации добиться не удалось. Сочувственно было встречено требование китайской 
делегации о выводе с территории страны иностранных войск и полиции, однако по настоянию Японии была 
принята резолюция о передаче окончательного решения этого вопроса на усмотрение конференции послов в 
Пекине. Державы так же отказались рассматривать вопрос о возвращении Китаю арендованных у него 
территорий. Не смог Пекин добиться и отмены возложенных на него обязательств в связи с "двадцати одним 
требованием" Японии. Возражая китайским делегатам по этому вопросу, глава японского правительства 
Кидзюро Сидэхара сослался на то обстоятельство, что соглашение о принятии "двадцати одного 
требования" Японии Китаем было подписано в соответствии с законами обеих стран, скреплено печатями и 
должным образом ратифицировано, что не позволяет сомневаться в его юридической силе. Однако кое в чем 
Японии все же пришлось уступить. Она согласилась передать в руки международного консорциума 
строительство Южно-Маньчжурской железной дороги и отказаться от исключительных прав направлять 
советников властям Южной Маньчжурии. 

8. Вопрос об отношениях с ДВР на Вашингтонской конференции

 

      Направление делегации ДВР в Вашингтон оказалось правильным ходом. С подачи дальневосточных 
представителей администрация США заявила на конференции о необходимости защитить законные 
российские интересы и потребовать вывода японских войск с территории ДВР. Допущенная в Вашингтон в 
качестве неофициальной читинская делегация была принята государственным секретарем Хьюзом и смогла 
провести довольно успешную пропагандистскую компанию. 

      Мнение США было поддержано другими государствами, и Япония, оказавшись в изоляции, была 
вынуждена заявить о готовности вывести свои войска из Приморья и с Северного Сахалина. Сроки 
эвакуации японских сил, однако, оговорены не были. 

      Конференция приняла резолюцию о КВЖД. США предложили поставить ее под международный 
контроль таким образом, чтобы ею руководил многосторонний финансовый консорциум, ведущую роль в 
котором играли бы американские банки. Это предложение вызвало возмущение даже пекинского 
правительства. Бурно протестовали правительства ДВР и РСФСР. Разногласия по американскому проекту 
возникли и среди западных держав. В результате американское предложение не было принято. В 
одобренной на конференции резолюции подтверждалась необходимость возвращения КВЖД России как ее 
законному владельцу и содержалось предостережение против передачи прав собственности России на 
КВЖД каким-либо другим государством (включая, как подразумевались, Китай и Японию). 6 февраля 1922 
г. конференция завершила работу. 

9. Значение Вашингтонского порядка

 

      После Вашингтонской конференции в регионе были заложены правовые и политические основы нового 
международного порядка, гарантами которого становились прежде всего США и Япония, а также 
Великобритания и, в существенно меньшей степени, Франция. Этот порядок в структурном отношении мог 
быть устойчивым лишь в одном случае - если бы все причастные к его созданию страны располагали 
реальными возможностями и политической волей следить за соблюдением вашингтонских договоренностей 
и упорно работать над разрешением противоречий, связанных с их реализацией. Фактически дело обстояло 
не так. США возвращались к изоляционизму, и их интерес к Китаю оставался узко направленным, 


background image

утилитарным и пассивным. Великобритания, с трудом справлявшаяся с задачами послевоенного 
восстановления, не могла и не хотела отвлекать должную долю своих ограниченных ресурсов на решение 
вопросов стабилизации ситуации на восточноазиатской периферии ее интересов. Сил Британии едва хватало 
для поддержания порядка среди старых членов Британского содружества. Французское правительство было 
поглощено внутриполитическими неурядицами и страшной перспективой возобновления германской 
угрозы. В такой ситуации Япония оказывалась единственной страной, способной реально влиять на 
положение дел в АТР. Поэтому конструктивное сотрудничество великих держав с ней было главным 
условием жизнеспособности Вашингтонского порядка. Но чрезмерная зависимость от Японии была и 
главной слабостью новой структуры региональных отношений. Она могла быть отчасти компенсирована за 
счет более активного включения в Вашингтонский порядок двух фактических изгоев из него - Китая и 
России. На этом пути, однако, существовал ряд серьезных препятствий. 

      Вашингтонские договоренности имели не только региональное значение. Ограничивая гонку 
вооружений на Тихом океане, они одновременно налагали рамки на военно-морское строительство в целом. 
Применительно к АТР их роль была особенно велика, поскольку благодаря им в регионе временно 
установилось приемлемое для всех главных игроков соотношение сил. США утвердили себя в качестве 
морской державы, равнозначной Великобритании. Лондон и Токио согласились с бесперспективностью 
военно-морского соперничества с США. 

      Лондон отказался от "стандарта двух держав" и перешел к стандарту равенства одному крупнейшему 
иностранному флоту ("one power standard"). Но британское лидерство в надводном флоте в целом 
сохранилось, что вкупе с сетью британских военно-морских баз, которыми не обладали в то время США, 
обеспечивало Великобритании позиции военно-морской державы, равной Соединенным Штатам. Франция и 
Италия избежали сокращения линейных флотов. Но благодаря своим более скромным военно-морским 
возможностям они сумели настоять на том, чтобы подводные лодки, которые средние и малые государства 
считали гарантами своей безопасности, остались за рамками ограничений, налагаемых вашингтонскими 
договоренностями. 

      Япония добилась запрета на строительство новых и укрепления старых военно-морских баз 
соперничающих с ней держав на Тихом океане. Благодаря этому ей удалось сохранить преобладание на 
огромной части акватории Тихого океана, где не было британских баз и где в силу технических условий был 
ограничен оперативный простор американских и британских боевых кораблей. США и Великобритания не 
имели крупных военных баз на расстоянии 4000 км от Японии, а военные флоты того времени могли 
эффективно действовать на расстоянии не более 2000 км от мест постоянной дислокации. 

10. Соглашения, сопутствовавшие Вашингтонским договоренностям

 

      "Договор девяти держав" декларировал наиболее общие принципы политики держав в Китае. Ряд 
важных частных вопросов был урегулирован странами-участницами вне пленарных сессий на двусторонней 
основе. 

      Япония и Китай при посредничестве США и Великобритании заключили во время Вашингтонской 
конференции соглашение об урегулировании вопроса о Шаньдуне. Оно предусматривало эвакуацию 
японских войск в течение шести месяцев после подписания документа и выкуп Китаем по умеренной цене 
японской собственности, включая стратегические объекты - портовые сооружения и железную дорогу. 
Примерно на таких же условиях Китай подписал соглашение с Великобританией о возвращении ему 
арендованной ранее Британией территории Вэйхайвэй. Соглашения, подписанные в Вашингтоне, устранили 
лишь самые одиозные ограничения китайского суверенитета. Другие, более мелкие, подлежали устранению 
постепенно, по мере стабилизации положения в Китае. 

11. Стабилизация отношений Советской России и СССР со странами Дальнего Востока

 

      В сентябре 1922 г. в Чанчуне состоялась конференция Японии, ДВР и РСФСР, на которой должны были 
быть рассмотрены пути сохранения ДВР как "несоветизированного государства". Во время обсуждений 
московская делегация заявила, что ДВР будут существовать только в том случае, если Япония установит с 
РСФСР дипломатические отношения и подпишет с ней соглашение о ненападении. Представители Японии 
сочли советские условия неприемлемыми и переговоры прекратились. 

      Между тем, выполняя обязательство, данное в Вашингтоне, и уступая давлению США, Япония объявила 
о начале вывода своих войск из Приморья с 1 ноября 1922 г. В самом деле, к 25 ноября 1922 г. эвакуация из 


background image

материковых районов России была завершена. Однако японская оккупация Северного Сахалина 
продолжалась еще 3 года, вплоть до установления советско-японских дипломатических отношений. 

      С уходом интервентов отпада необходимость в "буферном" государстве. 7 ноября 1922 г. во 
Владивостоке была провозглашена советская власть, а 15 ноября "по просьбе Народного собрания ДВР" 
Дальневосточная Республика была объявлена нераздельной частью РСФСР "в теперешних ее пределах, 
включая оккупированную иностранными войсками зону". 

      Месяцем позже был образован Союз Советских Социалистических Республик, который 31 мая 1924 г. 
подписал с Китаем (в лице пекинского правительства) соглашение об общих принципах урегулирования и 
установлении дипломатических и консульских отношений. СССР отказался от российских концессий в 
Китае и права экстерриториальности, а также подтвердил признание Внешней Монголии частью Китая. (С 
точки зрения реальной ситуации в Монголии это ничего не изменило, народное правительство Монгольской 
народно-революционной партии осталось у власти и в 1924 г. после смерти богдо-гогэна официально 
провозгласило образование Монгольской Народной Республики.) 

      В соответствии с договоренностью СССР и Китай обязались не допускать враждебной деятельности со 
своей территории друг против друга. КВЖД была признана совместной собственностью и "чисто 
коммерческим предприятием". СССР также отказался от российской доли "боксерской контрибуции" и 
аннулировал договоры царской России с другими державами относительно Китая. 

      Одновременно в 1924 г. в Пекине между японским и советским послами в Китае начались переговоры о 
нормализации советско-японских отношений. 20 января 1925 г. в китайской столице была подписана 
советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений. СССР и Япония договорились 
установить дипломатические отношения и приняли на себя обязательства относительно невмешательства во 
внутренние дела друг друга и о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. 
Стороны подтвердили свои обязательства по русско-японскому Портсмутскому мирному договору 1905 г. 
Но в специальной декларации в связи с подписанием конвенции советская сторона заявила об отказе 
правительства СССР от политической ответственности за заключение этого договора правительством 
императорской России. Советско-японские экономические отношения и проблему российских долгов 
предполагалось обсудить на специальной конференции. 

      Важнейшим результатом переговоров было обязательство Токио в течение трех месяцев вывести войска 
с Северного Сахалина. Со своей стороны СССР согласился предоставить Японии на Северном Сахалине 
нефтяные и угольные концессии сроком на 40-50 лет. Договор также содержал взаимное обязательство 
сторон не допускать присутствия на подконтрольной им территории организаций или групп, 
"претендующих стать правительством на какой-либо части территории одной из договаривающихся 
сторон". 

      Портсмутский договор, остававшийся в силе согласно советско-японской конвенции 1925 г., признавал 
Северную Маньчжурию российской сферой влияния, хотя это противоречило советско-китайскому 
соглашению 1924 г. в той его части, где Россия отказывалась от договоров царской России с другими 
державами относительно Китая. Правовая двусмысленность ситуации позволяла в принципе Советскому 
Союзу в дальнейшем строить свою политику в Маньчжурии скорее в духе признания Японией особых 
российских интересов в этой зоне, как было это оговорено в Портсмутском договоре, чем в духе отказа от 
привилегий, унаследованных от царской России, как говорилось в советско-китайском соглашении. С 
учетом фактической неподконтрольности Маньчжурии Китаю и ее постепенного перехода под власть 
Японии, советско-японские договоренности становились определяющими для политики СССР в этой части 
Китая. В такой ситуации Северную Маньчжурию в Москве стали рассматривать как наиболее подходящую 
площадку для сооружения "революционного плацдарма" для усиления революционного влияния в Китае, 
находящемся на грани новых внутренних политических потрясений. Быстро осваивающий былые 
российские позиции на Дальнем Востоке, не связанный вашингтонскими договоренностями и руководимый 
идеологическими установками Коминтерна Советский Союз стремился не к укреплению региональной 
стабильности, а к распространению сферы влияния революционных тенденций на Китай. 

      Самым хрупким элементом Вашингтонского порядка были отношения Японии с Китаем. Японское 
руководство шло к установлению своего доминирования в регионе. Вашингтонские соглашения налагали 
правовые ограничения на японскую экспансию - прежде всего на материке, против слабого и 
раздробленного Китая. Но ни одна региональная держава не была в состоянии служить инструментом 
эффективного сдерживания Японии. Силовой вакуум провоцировал рост японской агрессивности. На фоне