ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 2777

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

      Особенностью японо-китайской войны было то, что ни Япония, ни Китай войны друг другу не 
объявляли. Такая ситуация сохранялась до декабря 1941 г. Все это время стороны поддерживали между 
собой дипломатические отношения и предпринимали неудачные попытки заключения мира. Япония 
именовала происходящее в Китае просто "китайским инцидентом", стараясь принизить значение китайских 
событий в глазах международного общественного мнения. Вместе с тем, расширение агрессии на материке и 
содержание там огромной оккупационной армии постепенно вырастало в тяжкое бремя для японской 
экономики. Антияпонские силы в Китае не складывали оружия. Не имея возможности изгнать иностранные 
войска из страны, они в то же время не давали японцам превратить Китай в достаточно надежную базу 
сырьевого снабжения своей экономики. Война в Китае грозила приобрести форму затяжной войны на 
истощение. 

1.2. Рассмотрение вопроса об агрессии Японии в Лиге наций

 

      Стремительное расширение японской агрессии и успехи японских войск заставили китайское 
правительство обратиться 13 сентября 1937 г. в Совет Лиги наций с просьбой применить к Японии меры, 
предусмотренные в Уставе Лиги. Однако Великобритания и Франция не желали трудностей в отношениях с 
Токио. Их беспокоила позиция Японии в отношении собственных колоний в непосредственной близости от 
зоны японской агрессии. У Британии были основания беспокоиться о своих владениях в Китае, а у Франции 
- в Индокитае. Обе державы стремились избежать обсуждения китайской ситуации в Лиге и добились 
передачи этого вопроса на рассмотрение Консультативного комитета ("комитета 23-х"), созданного Лигой 
наций еще в 1933 г. для обсуждения маньчжурского вопроса. 

      Дискуссии в комитете продолжались несколько дней. Принятая резолюция содержала осуждение 
бомбардировки японской авиацией китайских городов. Однако призыв китайской делегации об оказании 
Китаю конкретной помощи нашел поддержку только у представителя СССР. Великобритания и Франция 
уклонились от обсуждения просьбы Китая по существу, настояли на созыве специальной конференции 
стран-участниц Вашингтонского договора девяти держав 1922 г. для рассмотрения китайского вопроса. 
Отчасти европейские державы при этом рассчитывали на то, что присутствие на такой конференции 
делегата США как представителя мощной морской державы окажет умеряющее влияние на поведение 
японской дипломатии. 

      В итоговых докладах "комитет 23-х" констатировал нарушение Японией обязательств по существующим 
договорам, заявлял о моральной поддержке Китая и рекомендовал членам Лиги подумать, чем каждый из 
них индивидуально может помочь Китаю. Комитет поддержал франко-британскую инициативу о созыве 
конференции стран-участниц "договора девяти держав" с приглашением других государств, имевших 
интересы на Дальнем Востоке. 6 октября 1937 г. эти положения были одобрены Лигой наций. 

1.3. Брюссельская конференция 1937 г. и ее провал

 

      Международная конференция по китайскому вопросу проходила в Брюсселе с 3 по 24 ноября 1937 г. В 
ее работе участвовали 18 государств, в том числе 13 стран, первоначально подписавших вашингтонский 
"договор девяти держав" и присоединившихся к нему позже, а также специально приглашенные четыре 
британских доминиона и СССР. Япония и Германия от участия в конференции отказались. 

      Американские и британские делегаты полагали, что смысл работы конференции должен был состоять в 
примирении враждовавших сторон. Применение санкций против Японии вообще не должно было 
становиться предметом обсуждения. Советская сторона, напротив, накануне открытия конференции прямо 
заявила о недопустимости ограничиваться лишь моральным осуждением японской агрессии и о 
необходимости применения к Японии действенных санкций. (Предвидя именно такую позицию Советского 
Союза, американская делегация первоначально была против приглашения СССР на конференцию.) 

      При такой расстановке сил трудно было рассчитывать на принятие конференцией эффективных 
решений. Американская, британская и французская делегации в основном настойчиво предлагали Китаю и 
Японии согласительные процедуры на базе сложившейся в Китае реальной ситуации. Советский Союз 
указывал на то, что эта реальная ситуация существенно ущемляет интересы Китая и ставит его в неравное 
положение с Японией. Соответственно, предлагались варианты решений, которые бы в большей мере 
учитывали мнение китайской стороны. Кроме того, СССР, несомненно, хотел заручиться политической 
поддержкой западных держав на случай расширения японской агрессии на Дальнем Востоке. Поэтому он 
пытался добиться решений, которые позволяли бы ему в будущем активно взаимодействовать с США и 
Британией в вопросах сдерживания японских амбиций в Восточной Азии. 


background image

      Пытаясь убедить Токио принять добрые услуги западных стран, участники конференции по 
предложению США и Британии образовали из своего состава "малый комитет" для посредничества в 
урегулировании японо-китайского конфликта и пригласили японских представителей вступить с ним в 
переговоры. 7 ноября в Токио было направлено соответствующее послание. Через пять дней на него пришел 
отрицательный ответ. 

      Тогда в "контрнаступление" попыталась перейти китайская делегация. 13 ноября китайский 
представитель Веллингтон Ку поставил вопрос об экономических санкциях против Японии и об оказании 
странами-участницами конференции материальной помощи Китаю. Китайскую позицию поддержал только 
СССР, который выразил готовность присоединиться к любым конкретным мерам для прекращения 
японской агрессии. Другие делегации от обсуждения точки зрения Китая уклонились. Тем не менее, 
конференция должна была принять какой-то заключительный документ. Им стала декларация от 24 ноября 
1937 г., в которой подтверждались принципы "договора девяти держав" и содержался призыв к Китаю и 
Японии прекратить боевые действия. Никаких конкретных шагов в отношении Японии не 
предусматривалось. 

      Не имели успеха и предпринятые во время работы конференции попытки китайских дипломатов 
добиться помощи от участников конференции на двусторонней основе. Американская делегация оказалась 
не готовой вести диалог на эту тему. Советская сторона, готовая оказать помощь Китаю в рамках 
многосторонней акции, также не хотела оказаться втянутой в конфликт с Японией "один на один", хотя в 
выступлениях ряда делегатов звучала тема оказания поддержки Советским Союзом Китаю в одностороннем 
порядке в форме предоставления военной помощи, демонстрации военного флота на Дальнем Востоке и 
мобилизации войск на маньчжурской или монгольской границе и т.д. 

      Расчеты западной дипломатии на то, что дискуссии в Брюсселе сами по себе произведут отрезвляющее 
впечатление на Токио полностью не оправдались. Напротив, конференция продемонстрировала бессилие 
западных держав перед откровенным нарушением послевоенных установлений. Вашингтонский порядок на 
Дальнем Востоке был окончательно разрушен. 

1.4. Отношение западных держав к ситуации в Китае

 

      Политика западных стран в отношении событий на Дальнем Востоке определялась прагматическими 
соображениями. Хотя всем было очевидно, что агрессором в регионе выступает Япония, ни одной из 
западных держав партнерство с Китаем в тот период не казалось важнее партнерства с Японией. Поэтому в 
ситуациях вынужденного выбора между поддержкой независимости и целостности Китая и интересами 
избежания конфликта с сильной и экономически активной Японией США, Британия, Франция, равно как и 
Германия, неизменно делали выбор в пользу компромисса с последней - в том числе и за счет потерь самого 
Китая. 

      США стремились сохранить в японо-китайском конфликте позицию равноудаленности, хотя морально 
американское общественно-политическое мнение было склонно поддерживать именно Китай, а отнюдь не 
Японию. Тем не менее, на практике американская политика формировалась под воздействием двух групп 
соображений. Во-первых, экономические связи с Японией были для США важнее связей с Китаем. Во-
вторых, позиции американских изоляционистов были достаточно сильны, и администрация президента 
Ф.Д.Рузвельта должна была считаться с их требованиями избегать вовлеченности в конфликты за пределами 
"обеих Америк". В итоге Соединенные Штаты в принципе отвергали идею любых коллективных действий с 
их участием, направленных на прекращение конфликта. В крайнем случае они допускали "параллельные" 
акции, независимые от других стран. При этом, как уже говорилось, США в принципе сочувствовали 
Китаю. 

      Первоначально президент Рузвельт, например, несмотря на требования изоляционистов, отказывался 
применить к японо-китайскому конфликту закон о нейтралитете, запрещавший продажу вооружения 
воюющим странам, так как от такого запрета гораздо больше пострадал бы именно Китай. Лишь после того 
как Япония установила блокаду китайского побережья, президент запретил с 14 сентября 1937 г. кораблям, 
находившимся в государственной собственности США, перевозить в Китай или Японию вооружения. 
Сочувствие американской стороны Китаю также не мешало Японии вплоть до 1941 г. закупать в США 
оружие и стратегическое сырье (нефть, металлолом). 

      Великобритания в принципе была весьма обеспокоена происходящим в Китае, опасаясь, что Япония 
попытается захватить британские колонии и британскую собственность на китайской территории. Однако 
она ни при каких обстоятельствах не намеревалась предпринимать на Дальнем Востоке шаги, не 


background image

заручившись мощной поддержкой кого-то из сильных союзников. В начале лета 1937 г. министр 
иностранных дел Великобритании Иден предложил США и Франции выступить с совместной 
демонстрацией против японской агрессии. Однако Вашингтон идею Лондона не поддержал, после чего 
Британия уже более не выдвигала каких-либо коллективных инициатив. 

      Из европейских держав наиболее заинтересованную позицию в китайском вопросе заняла гитлеровская 
Германия. Она с самого начала неодобрительно отнеслась к выступлению Японии, так как опасалась 
ущемления своих (довольно существенных) экономических интересов в Китае. Кроме того, с конца 20-х 
годов между Берлином и Нанкином развивалось военное сотрудничество. Китай закупал в Германии 
вооружения и снаряжение, несколько десятков немецких военных специалистов находились на службе в 
гоминьдановской армии в качестве советников. Германия была заинтересована в прекращении конфликта и 
неоднократно в 1937 г. и в первой половине 1938 г. предлагала посредничество в его урегулировании. 
Попытки этого посредничества всякий раз оказывались неудачными. 

      Со своей стороны Япония пыталась заставить Германию отказаться от поддержки Китая. При этом 
японская сторона ссылалась на "Антикоминтерновский пакт", дух которого должен был бы исключать 
возможность Берлина сотрудничать с правительством, враждебным Японии. Тем не менее, немецкие фирмы 
продолжали поставлять вооружения в Китай до середины 1938 г., когда заинтересованность Германии в 
привлечении Японии к "Тройственному пакту" (Германия-Япония-Италия) вынудила Берлин свернуть 
военное сотрудничество с Чан Кайши. Из Китая были отозваны и немецкие военные советники, тем более 
что их отзыва к тому времени стал добиваться и Советский Союз, который отказывался направить в Китай 
своих военных советников (этого упорно добивался Чан Кайши) до того, как из Китая уедут немецкие 
специалисты. 

1.5. Изменение политики СССР в Китае

 

      Во второй половине 30-х годов угроза безопасности дальневосточных районов СССР в понимании 
советского руководства безусловно связывалась в первую очередь с наращиванием японского военного 
присутствия в регионе. Острые политико-идеологические разногласия советского и коминтерновского 
руководства с Чан Кайши, связанные с утопическими надеждами Москвы на победу социалистической 
революции в Китае в конце 20-х годов, были заслонены геополитическими соображениями и трезвыми 
стратегическими расчетами. Японская угроза стала опаснее враждебности гоминьдановского руководства 
Китая к советскому коммунизму. Соответственно, поддержка Китая против Японии стала превращаться в 
актуальную внешнеполитическую задачу СССР. Поэтому с такой готовностью Советский Союз выступал в 
пользу любых коллективных мер, которые были бы прямо или косвенно направлены против Японии. 

      Следуя этой линии, немедленно после начала японской интервенции в Северном Китае в июне 1937 г. 
советская сторона попыталась в последний раз поднять вопрос о "тихоокеанском пакте" как многосторонней 
структуре обеспечения региональной стабильности. Однако и на этот раз эти инициативы не встретили 
позитивного отклика тихоокеанских стран и после июля 1937 г. вопрос перестал обсуждаться. 

      Зато последовал всплеск интереса Чан Кайши к немедленному заключению двустороннего пакта о 
взаимопомощи между СССР и Китаем. Китайская сторона также настойчиво просила советскую о 
проведении демонстративной передислокации войск на границах с Маньчжоу-го в целях отвлечения 
внимания Японии от Китая. Однако советское руководство опасалось войны с Японией, не чувствуя себя 
готовым к ней. Принятие предложений Чан Кайши могло иметь слишком серьезные последствия, поэтому 
оба они были отклонены. 

      Вместе с тем, советское правительство удовлетворило просьбы китайской стороны о военных 
материалах, в том числе боевой технике и вооружениях. В Нанкин была направлена советская военная 
миссия для ознакомления с военными нуждами Китая. СССР также в принципе согласился оказать помощь 
в подготовке в СССР летчиков и танкистов из числа китайских граждан. Однако в качестве обязательного 
условия развития военного сотрудничества Москва выдвинула заключение советско-китайского пакта о 
ненападении, который, по мысли советской стороны, стал бы практической гарантией против возможности 
использования предоставляемого оружия против самого СССР. Советское руководство не доверяло Чан 
Кайши и не исключало возможности вступления Китая в союзнические отношения с Японией или 
Германией или ими обеими. 

      Китайская сторона, по сути дела, не имела возможности широко маневрировать во внешнеполитической 
сфере - особенно после того, как провал Брюссельской конференции разрушил всякие надежды Чан Кайши 
на практическую помощь со стороны западных держав. Кроме того, в силу географической близости 


background image

Советский Союз в крайнем случае мог оказать Китаю весьма действенную помощь в борьбе с Японией. 21 
августа 1937 г. договор о ненападении с СССР (сроком на пять лет) был подписан. 

      Договор был заключен между правительствами, которые еще не забыли недавней вражды. Поэтому они 
настаивали на взаимных обещаниях воздерживаться в дальнейшем от соглашений, противоречащих букве и 
духу их договора. Китай взял на себя обязательство не подписывать с кем бы то ни было никаких 
соглашений о борьбе с "коммунистической опасностью", которые могли бы хоть чем-то быть аналогичны 
"Антикоминтерновскому пакту". Москва обязалась не заключать пакта о ненападении с Японией, поскольку 
такой пакт должен был бы неизбежно подразумевать прекращение советской военной помощи Китаю. 

      Договор о ненападении между СССР и Китаем по смыслу и духу был тесно связан с вскоре вслед за тем 
подписанным соглашением о советских военных поставках Китаю. Эта тесная взаимосвязь двух документов 
по дипломатическим соображениям письменно не оговаривалась, но она взаимно признавалась советской и 
китайской сторонами. В силу этого сугубо политический по форме, советско-китайской договор, по сути, 
выполнял роль военно-политического пакта взаимопомощи между Советским Союзом и правительством 
Чан Кайши 

1.6. Военно-экономическая помощь СССР и США Китаю

 

      Договоренность о военных поставках Нанкину в счет долгосрочного советского кредита была 
достигнута 14 сентября 1937 г. Первоначально предусматривалась огромная сумма кредита - 500 млн. долл. 
с выделением его частями в течение нескольких лет. Однако в итоге по различным причинам была 
предоставлена половина указанной суммы, а фактически поставки осуществлены на сумму, немного более 
одной трети первоначальной. В отличие от обычной международной практики Советский Союз начал 
осуществлять военные поставки в Китай за несколько месяцев до оформления сторонами самого кредитного 
соглашения - уже в сентябре-октябре 1937 г. Первым делом направлялись самолеты (с боекомплектами и 
экипажами из числа советских "добровольцев"), чуть позже - танки, зенитные и противотанковые орудия, 
боеприпасы и др. СССР стал главным источником поставок для китайской армии. 

      Первое кредитное соглашение между СССР и Китаем на сумму 50 млн. долл. с начальной датой отсчета 
31 октября 1937 г. было подписано 1 марта 1938 г. 1 июля 1938 г. последовало второе аналогичное. Оба 
кредита были полностью использованы китайской стороной на приобретение военных и иных материалов, 
после чего 13 июня 1939 г. было заключено третье соглашение на сумму 150 млн. долл. Но оно оказалось 
реализовано только наполовину и перестало выполняться в 1941 г. в связи с началом войны Советского 
Союза с Германией. Всего в 1937-1941 гг. СССР поставил Китаю около 1300 самолетов, 82 танка, примерно 
1550 артиллерийских орудий, свыше 15,3 тыс. пулеметов, около 180 млн. патронов, 31,6 тыс. авиабомб, 
около 2 млн. снарядов, 1850 автомашин и тракторов, а также другое вооружение и материалы. 

      В эти годы в Китае сражались свыше 700 советских летчиков (более 200 из них погибли). В 1937-1939 гг. 
советские пилоты сбили около 1 тыс. японских самолетов, составляя главную боевую мощь китайских ВВС, 
потерявших в это время в боях почти весь свой арсенал авиации, закупленной в предшествовавшие годы у 
западных держав. Летом 1938 г., после отзыва из Китая германских военных советников, туда прибыли 
первые советские. К началу 1941 г. их насчитывалось 140 человек. Среди них были будущие крупные 
военачальники Великой Отечественной войны: В.И.Чуйков, П.И.Батов, П.Ф.Батицкий. (В их числе 
находился представитель советской разведки и будущий командир сотрудничавшей с гитлеровцами 
"Российской освободительной армии" А.А.Власов.) К началу 1939 г. количество советских военных 
специалистов в Китае составляло 3665 человек. В 1940-1941 гг. их число стало уменьшаться. 

      Советское правительство стремилось повысить сопротивляемость Китая в войне с Японией и не 
допустить его капитуляции. Пока китайская армия связывала своим сопротивлением японские войска, 
Москва могла считать себя более гарантированной от нападения Японии. В случае же поражения Китая 
стратегическая обстановка для СССР могла резко ухудшиться. Японские силы не только получили бы 
свободу маневра, но и колоссальное приращение сил за счет ресурсов побежденного Китая. 

      Сотрудничество Москвы с Чан Кайши имело четко оговоренные советской стороной пределы, за 
которые оно не выводилось из опасения спровоцировать конфликт с Токио. Советский Союз 
последовательно отклонял все просьбы китайской стороны оказать ей прямую помощь посредством 
вооруженного выступления против Японии. 

1.7. Вооруженный конфликт в районе озера Хасан

 


background image

      С лета 1938 г. японские силы стали готовить крупное наступление на Ухань. В высших армейских кругах 
опасались, что СССР, расширивший военную помощь Китаю, может предпринять действия, направленные 
на срыв этой операции. Ввиду этого японские войска повысили свою активность на советско-маньчжурской 
границе с целью "прощупать", выяснить намерения советской стороны на одном из участков советской 
границы. В качестве такового был избран стратегически важный район озера Хасан в Приморье. В начале 
июля 1938 г. туда прибыл отряд японских солдат, которые стали проводить фортификационные и 
разведывательные мероприятия и эвакуировать местное маньчжурское население. Эти действия вызвали у 
советских пограничников опасение, что готовится захват высот Заозерная и Безымянная. Для 
предотвращения этого командование пограничных войск Дальневосточного округа отдало приказ своим 
войскам охранять сопку Заозерная силами постоянного отряда. 

      Меры советских пограничников в свою очередь послужили причиной эскалации конфликта в 
последующие дни, поскольку обе стороны считали сопки своей территорией. Больше двух недель СССР и 
Япония пытались дипломатическим путем урегулировать этот малосущественный спор о нескольких сотнях 
метров фактически ничейной и неразделенной земли, одновременно в спешном порядке готовясь к 
применению силы. Это было очередное звено в бесконечной цепи советско-японских вооруженных 
инцидентов на границах, начиная с момента оккупации японцами Маньчжурии - однако гораздо более 
серьезное. Стороны были настроены решительно, не намереваясь уступать и выдвигая взаимные обвинения. 

      Не добившись от СССР дипломатической уступки, японская сторона прибегла к вооруженной силе, 
захватив в течение 29-31 июля обе сопки. 6-10 августа Красная Армия, используя довольно крупные 
формирования, провела контрнаступление, вынудив японцев отступить. 11 августа конфликт был 
урегулирован на условиях сохранения советского контроля над обеими сопками. Объективно конфликт 
вылился в демонстрацию относительной прочности позиций СССР в регионе и свидетельствовал о 
недостаточной готовности Японии к серьезному военному конфликту с ним. 

1.8. Военный конфликт у реки Халхин-Гол

 

      В мае 1939 г. в отдаленных степях МНР, в районе реки Халхин-Гол, неподалеку от монголо-
маньчжурской границы возник вооруженный конфликт между японо-маньчжурскими и советско-
монгольскими войсками, вылившийся в "малую войну", продолжавшуюся вплоть до середины сентября того 
же года. (Советские войска находились в Монголии в соответствии с советско-монгольским протоколом 
1936 г.) Этот конфликт, подобно хасанскому, возник как очередной пограничный инцидент в связи с 
расхождениями сторон в определении линии границы. Спору способствовало наличие множества 
содержавших разночтения карт района, которые трактовались каждой из сторон в свою пользу, а также сам 
характер местности - пустынной и малолюдной с неопределенными пограничными указателями, 
отстоявшими друг от друга на многие километры. 

      С начала 1939 г. в этом районе произошло несколько инцидентов между монголами и японо-
маньчжурами. Примечательно, что в начале халхингольского конфликта стороны рассматривали его как 
обычный инцидент, вызванный нарушением границы, по поводу которого они обменялись несколькими 
взаимными протестами, причем первый из них был адресован правительству МНР. В Москве вообще узнали 
о случившемся лишь спустя несколько дней после начала конфликта. 

      Но нельзя считать этот конфликт случайным. Он назревал не только потому, что частые и мелкие 
пограничные инциденты накапливались и создавали благоприятную почву для крупного взрыва, но ввиду 
появления в этом районе частей Квантунской армии, начавших крупные подготовительные мероприятия, 
расцененные в МНР и СССР в качестве подготовки для военных действий против Монголии и СССР 
(железнодорожное строительство, установка линий связи, накопление людских и материальных резервов). 

      Формально конфликт был четырехсторонним (МНР и СССР против Маньчжоу-го и Японии), но 
фактически это было выяснением отношений между СССР и Японией. Советскую армейскую группировку 
возглавлял Г.К.Жуков. 

      Хотя на протяжении всего конфликта японское правительство в Токио категорически запрещало 
командованию Квантунской армии расширять зону конфликта и распространять боевые действия за рамки 
приграничного района Монголии, боевые действия представляли большую опасность для безопасности 
МНР. В заключительной стадии конфликта с обеих сторон в нем приняли участие свыше 130 тыс. солдат и 
офицеров.