ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 2775
Скачиваний: 10
Конфликт на Халхин-Голе помимо военно-силового имел явное политико-дипломатическое измерение.
И Советскому Союзу, и Японии было важно продемонстрировать свою боеспособность перед
потенциальными союзниками, поскольку в Европе и в США существовали довольно серьезные сомнения в
способности СССР и Японии выступать в качестве надежных и боеспособных союзников в предстоящих
коалициях, состав и конфигурации которых еще не были прояснены. Именно в эти месяцы японская
дипломатия вела ожесточенный торг об условиях сотрудничества с Германией и Британией. Не менее
тяжелые переговоры вели и делегаты СССР с представителями военных миссий Британии и Франции в
Москве.
В течение мая-августа японские войска удерживали участок оспариваемой монгольской территории. Но
к концу августа 1939 г. в ходе тщательно подготовленной операции Красной Армии удалось практически
полностью очистить захваченный район. Японская сторона потеряла около 61 тыс. человек убитыми,
ранеными и пленными и 660 самолетов. Советско-монгольские войска - свыше 18,5 тыс. человек убитыми и
ранеными и 207 самолетов.
Успех советских войск еще не гарантировал окончание конфликта. Руководство Квантунской армии и
высшее военное командование в Токио в сентябре 1939 г. все еще намеревались продолжить боевые
действия до зимы или даже до весны 1940 г. Однако по настоянию Берлина, заключившего 23 августа 1939
г. договор о ненападении с Москвой, японское правительство постепенно пересмотрело свою "советскую
политику". С середины сентября боевые действия на Халхин-Голе были прекращены, и 15 сентября 1939 г.
было подписано соответствующее перемирие
1.9. Соглашение "Арита - Крейги"
В апреле 1939 г. на территории международного сеттльмента в Тяньцзине был убит директор морской
таможни - прояпонски настроенный китаец. Поскольку обвиненные в убийстве китайские граждане
укрылись на территории английской концессии, местные японские власти потребовали их выдачи, но
получили отказ под предлогом отсутствия улик. Спор продолжался около двух месяцев и постепенно
вылился в серьезное принципиальное противостояние по вопросу о британских интересах в Китае вообще.
Тяньцзиньский сеттльмент являлся финансовым центром Северного Китая, и от него зависела
экономическая ситуация в этом районе. Поскольку как раз весной 1939 г. в оккупированных японскими
силами зонах начался финансовый кризис, японские военные власти и попытались его решить за счет
британского сеттльмента.
В связи с отказом британской стороны принять условия ультиматума японские войска 14 июня
предприняли блокаду британской концессии в Тяньцзине. Через колючую проволоку вокруг концессии был
пропущен электрический ток, пересекавших разграничительную линию британских подданных обыскивали
и допрашивали, тогда как граждан других стран (за исключением китайцев) пропускали беспрепятственно.
Когда и после этого британская администрация не пошла на уступки, японская сторона прибегла к
антибританским насильственным акциям в других частях страны. Помимо прочего теперь от Британии
стали требовать отказа от оказания помощи Чан Кайши и согласия на сотрудничество с Японией в создании
"нового порядка" в Восточной Азии, провозглашенного еще в ноябре 1938 г. правительством принца
Фумимаро Коноэ.
Частный вопрос о тяньцзиньской концессии вылился в дискуссию о японо-британских отношениях в
Китае. Испытывая сильное давление японской стороны, британские власти начали уступать. Они
согласились начать переговоры сначала только по тяньцзиньскому вопросу. Но в Токио требовали гораздо
большего - признания японских интересов во всем Китае. Британскому послу в Токио Роберт Лесли Крейги
было прямо заявлено японским министром иностранных дел Хатиро Аритой, что блокада в Тяньцзине будет
продолжаться до тех пор, пока Лондон не начнет сотрудничать с Японией по китайским делам.
15 июля 1939 г. между Х.Арита и Р.Крейги начались переговоры, в ходе которых японский министр
предложил обсудить сначала положение в Китае и в Азии в целом и лишь после этого перейти к
тяньцзиньскому вопросу. Он представил японский проект соглашения, по которому британское
правительство обязывалось признать сложившееся в Китае положение, то есть факт оккупации его
японскими войсками, и право этих войск на подавление сопротивления китайского населения. Британия
должна была также воздерживаться от оказания любой помощи Китаю, которая могла бы пойти во вред
японским войскам. Крейги уклонился от обсуждения проекта соглашения и предложил сначала обсудить
тяньцзиньский вопрос, но Арита не согласился.
Принятие японских условий означало фактически ликвидацию британских прав и интересов на
оккупированной территории Китая. Однако взвесив реально свои возможности противостоять натиску
японских вооруженных сил в условиях надвигавшегося военного кризиса в Европе, британское
правительство премьер-министра Н.Чемберлена посчитало необходимым пойти на уступки.
22 июля 1939 г. между Х.Аритой и Р.Крейги состоялся обмен нотами, оформивший соглашение,
вошедшее в историю как "соглашение Арита - Крейги". Британское правительство признало фактически
сложившееся положение дел в Китае, согласилось до прекращения боевых действий на китайской
территории уважать особые права японской армии в наведении порядка в стране и обещало воздерживаться
от действий, которые наносили бы вред японским вооруженным силам или были бы выгодны
противостоящим им силам. Фактически Лондон признал свободу рук Японии во всем Китае. Взамен
японская сторона обещала не предпринимать против британских интересов в Китае враждебных действий.
Существует мнение, что, уступив требованиям Токио, британский кабинет способствовал укреплению
позиций Японии в Восточной Азии, но укрепил собственные позиции в Европе перед лицом германской
угрозы. Во всяком случае, нацистское руководство высказало Японии раздражение по поводу компромисса
с Британией. Японо-британский компромисс также дал германской дипломатии повод пойти на быстрое
сближение с Советским Союзом в августе-сентябре 1939 г., не испрашивая мнения своего японского
союзника на этот счет.
Как и предполагали в Лондоне, японо-британский компромисс подвергся резкой критике в Вашингтоне,
результатом чего стало немедленное объявление американским правительством о денонсации через 7
месяцев японо-американского торгового договора 1911 г. С лета 1939 г. политика США в отношении
Японии стала заметно жестче, между двумя странами стало быстро нарастать недоверие.
Компромисс с Японией не принес долгосрочных выигрышей и Британии. Добившись от Лондона
политического признания свободы рук в Китае, японская сторона фактически не прекратила попытки
положить конец британскому присутствию в зоне, которую в Токио считали сферой своих интересов на
китайской территории. Споры и конфликты между Британией и Японией в Китае продолжались.
Это вносило дополнительную напряженность в ситуацию. Предвоенный кризис, достигший к этому
времени в Европе своей высшей точки, стал все сильнее ощущаться в других частях мира.
2. Общая расстановка сил в регионе накануне Второй мировой войны
Краеугольным камнем ситуации, таким образом, в Восточной Азии оставался китайский вопрос. В
различных районах Китая власть принадлежала разным режимам, из которых только правительство Чан
Кайши могло с оговорками считаться законным. Генералиссимус Чан Кайши занимал пост президента
Национального собрания, главнокомандующего вооруженными силами, а с 1943 г. - и премьер-министра
Китая. Он являлся председателем ЦИК Гоминьдана - правящей Национальной партии Китая. Однако
реально контроль этого правительства не распространялся и на половину китайской территории. Из своей
столицы в г. Чунцин (пров. Сычуань) он управлял лишь наиболее бедными и отсталыми глубинными
материковыми районами Северо-Западного и Юго-Западного Китая.
Формально власть Чан Кайши распространялась и на Синьцзян. Но реального влияния на ситуацию в
этой отдаленной, населенной неханьскими народами (уйгурами, казахами, киргизами) провинции у
среднеазиатских границ Советского Союза Чан Кайши не оказывал. Провинциальные власти Синьцзяна и
вся экономическая жизнь этого обширного района находились под неограниченным влиянием Советского
Союза. Но официально СССР не ставил под сомнение принадлежность Синьцзяна Китаю.
Иначе дело обстояло во Внешней Монголии. Чан Кайши продолжал считать ее автономной провинцией
Китая. Однако Советский Союз фактически рассматривал Монголию как независимое государство и
добивался признания этого факта мировым сообществом.
Вся огромная территория собственно Китая к северу и востоку от Нанкина полностью находилась вне
контроля Чан Кайши. Как уже говорилось, отторгнутая от Китая Маньчжурия была превращена в
непризнаваемое международным сообществом "государство" Маньчжоу-го, а власть над Северным Китаем
Чан Кайши потерял в середине 30-х годов. В 1935 г. из ряда его провинций были выведены китайские
войска, и в этой части страны была установлена власть заседавшего в Пекине так называемого
Политического совета Северного Китая. Формально совет был создан с согласия Чан Кайши, но фактически
он ему не подчинялся и находился под японским влиянием.
Зимой 1938 г. на территории Центрального и части Южного Китая, откуда в ходе наступательных
операций 1937-1938 гг. японские войска вытеснили Чан Кайши, японские военные власти провозгласили
власть китайского коллаборационистского режима. Великие державы не признали его. С марта 1940 г. этот
режим возглавлял Ван Цзинвэй - бывший министр иностранных дел в правительстве Чан Кайши,
перешедший на сторону японцев.
Кроме того, во внутренних районах существовали так называемые освобожденные районы, власть в
которых принадлежала китайским коммунистам во главе с Мао Цзедуном. Центр коммунистической власти
находился в г. Яньань. К началу Второй мировой войны силы коммунистов перебазировались ближе к
китайско-монгольской границе, куда им легче было доставлять помощь из Советского Союза. Коммунисты
вели борьбу с японскими войсками и одновременно находились во враждебных отношениях с Чан Кайши.
Советский Союз, поддерживая правительство Чан Кайши, одновременно оказывал помощь и китайским
коммунистам.
Борьба против японской агрессии в восприятии китайского населения накладывалась на
антииностранные настроения в целом. И Чан Кайши, и китайские коммунисты по-своему учитывали это
обстоятельство в своей политике. Но Чан Кайши под давлением необходимости привлечь Запад и СССР к
обороне против японской агрессии стремился приглушить антииностранные моменты своей программы. Не
имевшая официальных отношений с зарубежными правительствами КПК, напротив, акцентировала
патриотическое звучание своих лозунгов, противопоставляя их политике "пресмыкания перед
иностранцами", в проведении которой обвинялся Чан Кайши. Контроль над националистическими
настроениями в ходе войны стал приобретать одну из решающих ролей с точки зрения расстановки сил
внутри Китая и способности заинтересованных иностранных государств влиять на нее. Великие державы
пришли к пониманию этого не сразу.
2.1. Проблема национального самоопределения зависимых стран
Европейские события, проецируясь на неевропейскую почву, сильно окрашивались местной
спецификой. Главное отличие европейской ситуации от ситуаций в других частях мира состояло в том, что
война в Европе была борьбой между в основном сложившимися независимыми национальными
государствами, на свободу которых и стремились посягнуть тоталитарные державы - прежде всего
Германия, Япония, Италия и, применительно к Восточной Европе, СССР.
Отношение стран и территорий Африканского континента к надвигавшейся мировой войне определялось
тем обстоятельством, что фактически все африканские страны входили в ту или иную колониальную
империю европейских держав. В сферу фашистского блока входили захваченные Италией Триполитания и
Эфиопия.
Противостоящий блок представляли британские и французские африканские владения. Интересы
Британии в Африке представляли ее колонии (Судан, страны южной части Африки), союзный Британии
Египет, а также британский доминион Южно-Африканский Союз. Франция контролировала Марокко,
Алжир, Тунис и территории Французской Западной Африки. Впоследствии, уже в ходе Второй мировой
войны зона британского контроля в Экваториальной Африке в основном не пострадала. Однако
французские колониальные власти после поражения Франции в 1940 г. и установления режима Виши, по
большей части были вынуждены оставаться лояльными по отношению к Германии и ее агентам. Лишь
администрации островных территорий (о-ва Новые Гебриды, о. Таити) и ряда материковых владений (Чад,
Камерун, Среднее Конго) встали на сторону движения "Свободная Франция". Вне контроля фашистского
блока оставалась и большая бельгийская колония Конго, поступления из которой были главным источником
дохода для находившейся в эмиграции в Великобритании бельгийской королевской семьи.
Как и в Африке, национальных государств в полном смысле слова было мало и в Азии. Большинство и в
этой части мира составляли колонии и зависимые от великих держав территории - арабские страны, Индия,
страны Юго-Восточной Азии. Помимо Японии только Турция и в какой-то степени Таиланд были
азиатскими странами, способными проводить в тот период независимую внешнюю политику.
Для других стран Азии (Малайи, Вьетнама, ряда арабских стран и др.) столкновение более сильных
держав (Германии, Японии, Франции, Британии, Нидерландов) между собой могло представлять
одновременно и реальную военную угрозу, и шанс добиться независимости в условиях вызванного войной
ослабления позиций власти старых колониальных держав. Националистические движения во многих
странах Азии нередко лавировали между взаимно враждебными европейскими державами, не желая
становиться на сторону какой-либо из них или обусловливая свое выступление на стороне "своей"
метрополии обещанием независимости по завершении войны.
Владения великих держав в Южной, Юго-Восточной Азии и на Тихом океане к началу войны были
представлены Голландской Ост-Индией (Индонезия), Французским Индокитаем (Лаос, Камбоджа, Тонкин,
Аннам и Кихинхина - три последние образовали после Второй мировой войны единый Вьетнам),
Британской Индией, Бирмой, Малайей (совр. Малайзия и Сингапур) и Гонконгом. США с 1898 г. владели
отнятыми у Испании Филиппинами, которым в 1934 г. была предоставлена автономия. Япония
контролировала в регионе на основании мандата Лиги наций Микронезию (Марианские, Каролинские и
Маршалловы о-ва). С 1910 г. в состав Японской империи входила захваченная ею Корея.
Единственным независимым государством в ЮВА оставался Таиланд, в котором с 1932 г. установилась
конституционная монархия. Эта страна, следуя собственным устремлениям, добивалась расширения своей
территории в первую очередь за счет приобретений во Французском Индокитае. Однако Таиланд был
слишком слаб, чтобы самостоятельно бросить вызов 100-тысячной армии, находившейся под началом
администрации этой колонии, из которой 20 тыс. составляли регулярные французские войска. Таиландское
правительство склонялось к тому, чтобы добиться осуществления своих планов при поддержке какого-то
сильного союзника. На эту роль реально претендовала Япония.
Перспектива японского вторжения, конечно, неизбежно была связана для местного населения с
большими потерями. Но она могла означать и уничтожение правления чуждой европейской власти. В
туземной элите азиатских стран - даже в Индии и Бирме - назревал "кризис лояльности" по отношению к
метрополиям. Местные национальные силы колебались. Определенная их часть была готова поддержать
Японию против старых колониальных правителей при условии удовлетворения требований о национальном
самоопределении.
2.2. Британские доминионы и мировая война
Особо стоял вопрос об отношении к мировой войне для британских доминионов. Заседавшая с 19
октября по 18 ноября 1926 г. имперская конференция приняла решение о том, что Великобритания и
британские доминионы "являются автономными сообществами в составе Британской империи, равными
друг другу по статусу и никаким образом ни в коем смысле взаимно не подчиненными в вопросах
внутренних дел и внешних сношений, но объединенными общей преданностью короне и свободно
ассоциированными в Британском Содружестве Наций". Спустя шесть лет, в декабре 1931 г. британский
парламент принял Вестминстерский статут, который придал силу закона решениям имперской конференции
1926 г. Таким образом, парламенты британских доминионов самостоятельно должны были решать вопросы
вступления в войну или заключения мира независимо от метрополии. С того времени доминионы
фактически стали вполне автономными государственными образованиями, равными и не подчиненными
Британии. Такими правами пользовались Австралия, Канада, Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз.
Из них последний проявлял известные симпатии к Германии и выступал против участия Британии в
войне в Европе. Однако при этом южноафриканское правительство опасалось японских амбиций в
Мозамбике и Эфиопии и полагало, что в случае захвата Японией Сингапура следующим объектом японских
посягательств может быть ЮАС. В целом на протяжении 30-х годов в британских доминионах
выкристаллизовалось общее ощущение угрозы от Италии и Германии в Африке и Японии в Восточной Азии
и на Тихом океане.
Однако единство взглядов на внешнюю политику предвоенного периода между доминионами и
Британией не было. Начиная с 1937 г., все доминионы стали предостерегать британский кабинет против
участия в войне на континенте. Они считали британскую политику чрезмерно профранцузской и
игнорирующей возможности для компромисса с Германией. В то же время доминионы болезненно
реагировали на идею возвращения Германии ее африканских колоний, которая время от времени
обсуждалась в британских политических кругах. Правительства Канады и ЮАС поддерживали активные
политические связи с Германией. Было ясно, что об автоматическом включении членов Содружества в
войну на стороне Британии думать не приходилось. Доминионы открыто заявляли, что будут исходить
прежде всего из собственных национальных интересов. Следуя этой линии, они отказались принять единую
оборонную схему для Содружества, которую Лондон предложил в 1937 г. Однако после неудачи
мюнхенской политики, начиная с декабря 1938 г., доминионы резко повернули к военным приготовлениям.
С этого времени Австралия и Новая Зеландия, страны, для которых японская опасность приобретала
наиболее реальные очертания, уже определенно примкнули к политике метрополии. И только к маю 1939 г.
стало ясно, что все доминионы вступят в войну на стороне Британии и не останутся нейтральными.
Источники и литература
Сафронов В.П. СССР и японская агрессия (1937-1941 гг.) // Советская внешняя политика. 1917-
1945. Поиски новых подходов. М.: Наука, 1992.
Соох А. The Anatomy of a Small War. The Soviet-Japanese Struggle for Chankufeng/Khasan, 1938.
Westport, 1977.
Coox A. Nomonhan: Japan Against Russia. Vol. 1-2. Stanford, 1985.
Ovendale R. Why British Dominions Declared War // Paths to War. New Essays in the Origins of the
Second World War / Ed. by Robert Boyce and Esmonde Robertson. N.Y.: St Martin's Press, 1989. P. 269-
296.
Глава 13. ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 30-Х ГОДАХ
И В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Европейские и восточноазиатские события определяли магистрали развития международных отношений.
Другие части мира были вовлечены в "большую" мировую политику относительно слабо и в тридцатые
годы. Только во время Второй мировой войны, резко повысившей военно-стратегическую роль некоторых
периферийных зон международных отношений (Северной Африки, Среднего Востока, Центральной и
Южной Америки) стало происходить постепенное повышение значения этих регионов в мировой иерархии.
В основном же развитие ситуаций в периферийных зонах определялось естественно-историческими
процессами формирования национальной государственности или ее экономической и политической
консолидации.
1. Эволюция ситуации на Ближнем Востоке и становление независимости Ирака
Период 30-х годов характеризовался, с одной стороны, активным демонтажем мандатной системы,
появлением новых арабских государств и формированием их внешнеполитического курса, а с другой -
завершением создания основ арабо-еврейского (затем арабо-израильского) конфликта, который на
десятилетия предопределил конфронтационную природу ближневосточной подсистемы.
Вслед за аравийскими государствами стал независимым Ирак. 30 июня 1930 г. был подписан британско-
иракский договор, согласно которому Ирак признавался независимым государством, а мандат терял свою
силу с момента принятия его в Лигу наций, членом которой он стал 3 октября 1932 г. В соответствии с
договором между Ираком и Великобританией устанавливались "союзные отношения", означавшие на деле
сохранение британского военного присутствия (две военные базы вблизи Багдада) и косвенный контроль за
внешней и оборонной политикой (обязательные консультации). Несмотря на определенные ограничения,
подписание этого договора означало конец колониальной эпохи.
Предоставление даже урезанной независимости и устранение британского политического и
административного контроля вызвали резкое обострение борьбы за власть в правящих кругах страны, что
самым непосредственным образом отразилось на формировании внешнеполитического курса нового
государства, в рамках которого наглядно стали проявляться две альтернативные тенденции. Сторонники
первой ("южной") выступали с позиций панарабизма и стремились к немедленной ликвидации "особых
отношений" с Великобританией. В последующем, уже в ходе Второй мировой войны, они для достижения
этой цели попытались использовать гитлеровскую Германию как своего союзника, исходя из принципа
"враг моего врага - мой друг". Их оппоненты, сторонники второй ("северной") тенденции, считали, что
приоритетное значение имеет налаживание сотрудничества с Турцией и Ираном, при сохранении "союзных
отношений" с Великобританией как доминирующей силой в регионе.
Наиболее серьезными достижениями сторонников первой тенденции было заключение договоров о
дружбе с Саудовской Аравией в 1931 г. и с Трансиорданией в 1936 г. В этом же 1936 г. был заключен
саудовско-иракский договор "Об арабском братстве и союзе", который можно квалифицировать как первую
попытку арабской интеграции. В феврале 1937 г. к нему присоединился Йемен. Однако на практике этот
первый арабский интеграционный проект реализован не был.