Файл: Литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Бакаева Карина Якубовна
Преподаватель:
Ледовская Инна Викторовна
Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.
Задание 1
Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.
Название программы, автор | Класс | Название сказок | Классификация сказок |
Разработана ОП «Школа 2100» авторами: Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л. и другими. Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года –академик А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года -академик Д.И. Фельдштейн. | 1кл. 2кл. 3кл. 4кл. | Е.Чарушин «Рассказы про Томку» Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Ф.Н.Глинка «Москва». Л.Пантелеев «Новенькая», «Фенька». Садко. Былина. Василиса Прекрасная. Русская народная сказка. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Ж.Верн «Таинственный остров». | с классификацией народных сказок, среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам – сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда |
Авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.). | 1кл. 2кл 3кл 4кл | Сказки народные. «Курочка Ряба». «Теремок» Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики» Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк» П. П. Бажов «Серебряное копытце» А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | Народные – это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор. |
Программа для начальной школы «Планета знаний» разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000-х годов. Проект курировала глава отдела начального образования Министерства образования РФ Ирина Анатольевна Петрова. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) | 1кл 2кл. 3кл 4кл | В.А. Осеева. Волшебное слово. Сыновья. В.А. Осеева. Волшебное слово. Сыновья. К.Г. Паустовский. Стальное колечко. В.Ю. Драгунский. Денискины рассказы. Б.С.Житков «Рассказы о животных», «Что бывало», «Морские истории», «Как я ловил человечков», «Помощь идет» Катаев В. «Цветик-семицветик». Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб?» Русские народные былины по одной про Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича | Уверенное чтение по ролям, выразительное, с правильной тональностью речи Последовательный пересказ с использованием сказочной лексики Выявление главной мысли сказки, выражение ее своими словами Нахождение ключевых слов, самостоятельное составление плана Составление словесных иллюстраций Знание художественных особенностей народных сказок, отличия от авторских, их лексику, композицию Умение делать выводы Высказывание собственного отношения к героям и событиям Нахождение в тексте сравнений, метафоры, олицетворения Прогнозирование содержания сказки. |
1. Каково назначение сказок по каждой программе?
а) Рабочая программа разработана на основе авторской программы Литературное чтение” образовательной системы “Школа 2100”, федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.). Издательство “Баласс”, 2011 г. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. ... Обобщение по разделу «Сказка мудростью богата». Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки.
б )Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
в) Методическая разработка раздела "Сказки" УМК "Планета знаний". Начальные классы. Презентации. Скачать материал. Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд. Куклина Стелла Антоновна учитель начальных классов МОУ СОШ №174. ... Среди сказок можно выделить, прежде всего, животный эпос – сказки о зверях, известные и в греческих обработках (басни Эзопа), и в восточных вариантах, и у западных народов.
2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. Ученики легко «входят» в непривычную для них обстановку, мгновенно превращаясь в «Королевича» или «Белоснежку». ... Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Одна из главных задач взрослых – познакомить ребенка ссодержанием сказки.
Задание 2.
Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. название книги, класс обучающихся;
2. смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;
3. ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);
4. ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);
5. предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.
1) Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;2 класс
2) Данная сказка учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям.
Для дошкольников и учеников начальной школы.
3) В. П. Катаев через тонкую психологию детской души преподал урок сострадательного отношения к тем, кто попал в затрудненную ситуацию. Показал, как достойно выходить из разных ситуаций, уметь быть счастливым самим и научить радоваться жизни других. Авто указал подтекстом на пороки, от которых необходимо избавляться каждому: жадность, равнодушие к окружающим, невнимательность, эгоизм. На смену им должны прийти взаимовыручка, поддержка, дружелюбное отношение и искренность. Умение делиться хорошими новостями, радостными моментами – бесценно. Это, судя по поведению главной героини, своеобразная жертва. Но в жизни подобное отношение к людям приносит только успех.
4) Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
5) В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»
Задание 3.
Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. общая характеристика сказки;
2. время, место написания;
3. фольклорная и литературная основа;
4. главные герои;
5. основной конфликт;
6. тема, идея сказки.
Перечень сказок для анализа по установленному плану:
- «Сказка о Мертвой царевне»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане...»;
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о Медведихе»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
1. Общая характеристика сказки - «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» по жанру относится к сказке. Сказка выполнена в стихотворной форме, хотя выявить определенный стихотворный размер и рифму невозможно. Пушкин использует смешение и хаотичное повторение всех размеров: ямб, хорей, дактиль и прочие. Это придает произведению неповторимую ритмичность. Лексика произведения невероятно разнообразна. Автор использует большое количество устаревших слов (ветхий, невод, кликать, молвит, откуп). Также в тексте присутствуют необычные для современных дней формы глаголов (поклонися, осердилася, садися). Все это придает тексту неповторимый колорит.
В тексте использованы средства художественной выразительности:
1.метафоры («ласковое слово», «гуляй там себе на просторе»),
2.эпитеты («заморские вины», «пряником печатным», «черная буря»),
3.образные выражения («ступай себе с богом», «белены объелась»),
4.гипербола («насмешишь ты целое царство»).
Идеей произведения является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ. Автор хотел показать что бывает с людьми, которые не умеют радоваться тому, что имеют в данный момент. Мораль этой сказки заключается в том, что быть очень скупым, жадным, зазнавшимся и не ценить щедрого отношения к себе — это очень плохо. Рано или поздно все можно потерять.
Сказка А. С. Пушкина. Написана 2 октября 1833 года. Сказка о рыбаке и рыбке” была написана великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в селе Болдино 14 октября 1833 года. Впервые была опубликована в 1835 году на страницах журнала “Библиотека для чтения“.
Сказка Пушкина, хоть и являются истинно авторскими, созданными талантом великого поэта, но основаны они на фольклорных «сестрицах» и имеют очень тесные, порой неразрывные связи с устным народным творчеством.
Характерен для произведений великого поэта и еще один прием: за спасение волшебные существа охотно благодарят своего избавителя, выполняя невероятно сложные задания. Создавая волшебные сказки, Пушкин опирался на народные сюжеты. Большинство его произведений имеют схожие мотивы, одинаковое развитие событий. В них используются характерные для фольклорных сказок приемы:
сюжетные повторы,
зачины,
разговоры с неодушевленными существами и прочие.
Характерен для произведений великого поэта и еще один прием: за спасение волшебные существа охотно благодарят своего избавителя, выполняя невероятно сложные задания. Это мы можем видеть и в «Сказке о рыбаке и рыбке», плохие поступки никогда не остаются безнаказанными, а хорошие, наоборот, оплачиваются сторицей. И это тоже характерная черта произведений славянского фольклора. Будучи еще ребенком, Пушкин внимал рассказам своей любимой няни. Ложась спать, он завороженно слушая народные сказки, запоминал удивительные сюжеты.
Сказка отвечает специфике возраста юного читателя 7-10 лет. Но также может оказать полезное воздействие и на читателя более старшего возраста. Эта сказка об угнетении. Это один из первых манифестов в России против нового жестокого строя - капитализма. Пушкин раньше других увидел беду, которая надвигалась на Россию вместе со страшной поступью «железного века» - это нарождающийся капитализм, название сказки соответствует сюжету, раскрывает читателю центральный образ. В целом это высокохудожественное произведение. Может быть предложено для чтения детям младшего и среднего школьного возраста.
Главные персонажи сказки: золотая рыбка, старик и его жена – старуха.
Интересно обратить внимание на композицию сказки. Её можно назвать кольцевой. Главная героиня, старуха, решила воспользоваться щедростью рыбки и попросила новое корыто. С этого то и началось ненасытное пользование добротой рыбки. Старуха хотела большего, при этом просила не сама, а использовала своего мужа. Ей показалось мало даже положения царицы, которой все прислуживали. В итоге, она оказалась ни с чем. В финале мы снова видим бедную, обиженную жизнью женщину. Причём, осталась она всё с тем же корытом, как символом её бедности и душевной пустоты. Таким образом, сама композиция текста «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» подводит нас к очень важному выводу: жадность – большой порок общества. Он может сгубить любого человека: как молодого, так и пожилого. Ненасытная старуха тому пример: она хотела большего, её не устраивало то, что она имела. В итоге, она получила вполне заслуженное наказание за свою жадность. В данной сказке А. С. Пушкин также поднимает проблему семьи, взаимоотношений мужа и жены. Часто в русской культуре жена не уважает мужа, ставит себя на его место, руководя всем в доме. Именно так и поступает старуха. Она ругает старика, в буквальном смысле слова заставляет ходить к рыбке и передавать ей просьбы. Старуха даже позволяет себе бить мужа, что вдвойне безнравственно. Печально, что старика, по