Файл: Литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
всей видимости, устраивает такое поведение жены. Он терпит это обращение, как мы читаем, по меньшей мере, тридцать три года и не ставит жену на место.
Темой сказки Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке является тема жадности. Автор на примере старухи показывает как проявляется неудержимая жадность и к чему это может привести
Идеей произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ. Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен
Задание 4.
Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:
1. Каков характер основных событий?
2. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?
3. Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.
4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?
1. «Детство» написано Толстым в самом начале его творческого пути. Несмотря на то, что в дальнейшем из-под пера писателя-реалиста выходили намного более масштабные произведения, они не заслонили собой первую повесть из знаменитой трилогии.Юный герой, от лица которого ведется повествование – Николенька Иртеньев. В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности. Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, произошедшие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, нравственные ориентиры. Окружающий мир и взрослые оказывают воздействие на личностный рост взрослеющего ребенка, любой эпизод может стать судьбоносным мотивом для его поведения в будущем. Автор также затрагивает важность семейных отношений, а внутренние монологи героя раскрывают «диалектику его души».
2. Произведение Толстого “Детство” это одна из трёх частей произведения “Детство. Отрочество. Юность”. В данном произведении Толстой описывает отрезок из своего жизненного периода примерно 5-10 лет, в который, как мы все прекрасно знаем, нет никаких забот, проблем, или чего-то похожего. Однако для самого Толстого это время было отнюдь ни чем то очень лучезарным и приятным. Толстой с самого детства был приучен всего добиваться сам, всегда учиться, и развивать себя как личность, из-за чего сам он решил целиком и полностью с самого детства, забыв о простых детских забавах и шалостях. В произведение Толстой описывает своё детство просто как череду, каких то кадров, которые он смутно помнит. Он рассказывает о своём учителе, комнате, брате, родителях. В детстве Толстого мало чего волновало из разряда, каких то извечных или сложных вопросов, однако он старался размышлять о том, о чём его сверстники даже думать не могли. Главным героем этой повести является маленький мальчик, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент первой главы Николеньке исполнилось целых десять лет. Именно в таком возрасте детей отправляют учиться в лицеи. Буквально через пару недель ребенок должен был отправиться учиться в учебное заведение, но а пока- у
него есть немного времени, чтобы насладиться последними летними деньками, а так же последними моментами своей беззаботной, детской жизни.
3. Образ Николеньки Иртеньева, главного героя первой повести Льва Николаевича Толстого «Детство» — это типический образ мальчика из дворянской семьи, главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», десятилетний мальчик из дворянской семьи. Это веселый, добрый и воспитанный мальчик, который растет в любви и заботе. В его воспитании принимают участие не только родители, но и няня Наталья Савишна, и учитель Карл Иванович. Он очень любит своих родителей и гордится ими. В его глазах это самые красивые и искренне любящие люди.
4. Эта философская идея Толстого отделения от родного дома и становление полностью самостоятельным человеком присутствует во многих эпизодах в произведении. Толстой сначала изъявляет своё желание быть более свободным и раскрепощённым, затем он покидает отчий дом, дабы учиться в другом месте. Именно в этой части больше всего присутствует идея самостоятельности и самобытности, которая была так необходима в детстве Толстому. Это произведение ценит любить и ценить свою семью, уважать своих родных. Учит всегда думать своей головой, никогда не повторять чужих ошибок. Автор учит читателей ответственности, думать только своей головой. Нужно объективно оценивать весь окружающий мир. Показывает, что люди никогда не должны унижаться, стелиться под кого-то, выполнять чьи-то прихоти, только ради того, чтобы понравится кому-то, завоевать чье-то внимание, дружбу.
Задание 5.
Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.
2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.
А. Фет «Весенний дождь»;
1.Основная тема произведения заключена в название «Весенний дождь». Это явление очень долгожданное для природы и автора. Лирический герой описывает события постепенно. Сначала он повествует о сгустившихся тучах, повисших над родным краем, о птицах, которые предчувствуют надвигающуюся бурю, о горизонте, мгновенно почерневшем, а уже потом поэт замечает первые капли весеннего дождя. Удивительно, что автор одушевляет явление природы и делает его полноценным героем своей картины. Использование многочисленных глаголов позволяет А. А. Фету показать динамику подготовки природы к весеннему дождю: солнце «блещет», «трепещет» в пыли воробей, «качаясь, движется» завеса, капли «брызнули», наконец, «подошел» и «барабанит» по листьям сам долгожданный гость.
2. В произведении Фет использует простые художественные средства и выражения, при помощи которых передаёт удивительную красоту природы. Автор применяет следующие тропы:
эпитеты — «золотая пыль», «душистый мёд»; метафоры — «качаясь, движется завеса», «что-то подошло и барабанит»; олицетворение — «опушка стоит»
Однако художественные средства являются не самой важной частью всего произведения. Поэт уделяет внимание глаголам. С их помощью перед глазами читателя возникают картинки, которые поэтапно рисует природа. При помощи аллитерации и ассонанса автор передаёт наслаждение лирического героя от увиденного. Он восхищается происходящим и радуется любой замеченной детали. В стихотворении «Весенний дождь» у А. И. Фета получилось создать легкую и живую зарисовку начала весеннего дождя. Способность чувствовать гармонию окружающего мира и замечать происходящие в природе изменения позволили поэту в своем лирическом тексте не только точно изобразить сам пейзаж, но и дать читателю почувствовать атмосферу предстоящего обновления, сконцентрированную в пробивающихся из-за туч лучах света, трепете животного мира и разлитых в воздухе запахах.
Задание 6.
Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:
1. Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?
2. Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?
3. Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?
4. Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?
1.Одним из главных героев повести Короленко "В дурном обществе" является мальчик Вася.
Васе было плохо после смерти матери, отец стал отчужденным, совсем не интересовался жизнью сына.Вася познакомился с другими детьми, с детьми подземелья, сдружился с ними. Вася увидел жизнь других детей, которым приходится очень сложно в жизни, которые видели много горя в жизни .На примере других детей Вася понимает, что отец много сделал для него, что его жизнь не безразлична ему. Валек и Маруся стали его настоящими друзьями. Вася стал серьезным, он понял, что жизнь "не всегда добра", нужно уметь с достоинством принимать тяготы жизни. Дружба положительно повлияла на Васю, он стал ближе к отцу и даже нашёл в себе силы пойти на примирение с отцом.
2. В подземелье замка всегда было грязно и сыро. Из-за этого девочка стала болеть. Осенью девочке стало хуже, болезнь побеждала ее. Вася пожалел подругу и решил сделать ей подарок. Он попросил на время куклу у сестры и принес больной Марусе. Девочка пришла в восторг, ведь никогда ей не приходилось играть с красивыми куклами. Ей даже стало немного лучше и близкие подумали, что она справится с болезнью. К сожалению, болезнь не отступила. Но приятные моменты, которые подарил Вася, подарив куклу, облегчили страдания ребенка.
3. Вася не спросил разрешения у отца, чтобы взять куклу и поэтому у него возникли проблемы. Отец узнал о пропаже и стал его допрашивать, сурово глядя в глаза мальчика. Вася не мог рассказать правду, ведь обещал Тыбурцию, что будет молчать о них. Он понимал, что отец может его наказать, но предать друзей он не решился.Проблема прояснилась благодаря приходу самого Тыбурция, который принес куклу обратно. Он рассказал отцу мальчика правду и поблагодарил за добрый поступок сына. Внезапно герой почувствовал на своей голове руку отца. В его глазах больше не было холода и равнодушия. Отец осознал, что Вася растет хорошим человеком. Благодаря кукле отец и сын смогли снова стать родными людьми.
4. Главным внутренним побуждением писателя в этой литературной работе оказывается то, что безденежье олицетворяет собой весь общественный слой проблем, так или иначе тревожащих и психологическую область любой личности. Писатель рекомендует заняться преображением мира к хорошему, и начать нужно с себя, демонстрируя сострадание и милосердие. Не быть бесчувственным к трудностям остальных людей, ведь на самом деле это духовная бедность личности.
Задание 7.
Выполните анализ одной басни И. А. Крылова (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. Раскройте аллегорические образы басни.
2. Выявите изобразительно-выразительные средства и проанализируйте язык произведения.
3. Сформулируйте идею басни.
«Лебедь, щука и рак».
1. Аллегорический смысл внимательному читателю басни становится понятен по ходу развития сюжета. Но, видимо, чтобы сделать его еще более очевидным Крылов выводит мораль в конце басни. Автор говорит, что для того, чтобы дело спорилось, необходимо уметь договариваться. Работать в команде - это искусство. И только овладевшие этим искусством смогут сдвинуть с мертвой точки любой "воз", каким бы тяжелым он не был. Если же каждый будет тянуть лямку (читай - работать порознь) в свою сторону, то это будет уже не работа, а только мука. Любой человек, который хочет добиться успеха в жизни, должен уметь работать в коллективе, уметь подстраиваться, иногда - идти на компромисс, уметь, в конце концов, разговаривать со своим окружением.
2. Басня «Лебедь, рак да щука», изданная в 1816 году, заставляет читателя глубоко задуматься над незатейливым, на первый взгляд, сюжетом. На фоне природы лебедь, как представитель пернатых, пытается взлететь с возом в небеса. Он стремителен, но есть помехи, которые ему мешают это сделать. Щука не может иначе, как тянуть поклажу за собой в воду. Рак усердно тянет всех назад. Их воз остается несдвинутым, так как каждый из героев применяет силу лишь для того, чтобы увлечь его за собой в противоположную сторону. Каждый из действующих героев старательно выполняет то, что ему под силу, следуя в том направлении, где находится его среда обитания. Однако именно в этом автор и сосредотачивает проблему, указывая на то, что каждый думает только о себе. Среди участников действий нет общности, единого мнения, благодаря которому все были бы удовлетворены и смогли достигнуть цели гораздо быстрее.
Таким образом, главная мысль заключена в том, что без единства каких-либо черт характеров людей, без командного духа справиться с подобным вопросом не получится. Автором избраны герои совершенно разных групп, видов. Так он подчеркнул, что великая разница между персонажами порой напоминает разницу в интересах, устремлениях людей, которые противятся прийти к общему мнению. И. А. Крылов высмеивает не каждого из них, а в целом выражает иронию над ситуацией, которую они создали. Ситуация, которая сложилась в результате разобщенных действий трех героев в басне И. А. Крылова, наводит на поучительную мысль о том, что человек не может существовать в одиночестве в целом, также он н е может успешно действовать в составе команды, если нет между людьми общих интересов. Фразой «а воз и ныне там» автор высмеивает нежелание людей, участвующих в чем-либо найти выход, чтобы пойти на компромисс, иначе дело не сдвинется с места. Он показывает, к чему приводит подобное упрямство.
3. Произведение И. А. Крылова актуально во все времена. Его фразы повторяются из поколения в поколение, легко запоминаются, вызывают улыбку. Но главное, являются поучительным уроком, о котором нужно задуматься. Помогая кому-то в нелегком деле, становясь полноправными партнерами, нужно иметь общую цель, общий путь развития и прилагать усилия. Если же каждый будет двигаться по собственной тропе, которую только он считает правильной, то это будет вовсе не коллаборация. Это будет лишь несколько совершенно чужих друг другу личностей, которые непонятно зачем волею судьбы оказались вместе.
Темой сказки Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке является тема жадности. Автор на примере старухи показывает как проявляется неудержимая жадность и к чему это может привести
Идеей произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ. Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен
Задание 4.
Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:
1. Каков характер основных событий?
2. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?
3. Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.
4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?
1. «Детство» написано Толстым в самом начале его творческого пути. Несмотря на то, что в дальнейшем из-под пера писателя-реалиста выходили намного более масштабные произведения, они не заслонили собой первую повесть из знаменитой трилогии.Юный герой, от лица которого ведется повествование – Николенька Иртеньев. В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности. Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, произошедшие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, нравственные ориентиры. Окружающий мир и взрослые оказывают воздействие на личностный рост взрослеющего ребенка, любой эпизод может стать судьбоносным мотивом для его поведения в будущем. Автор также затрагивает важность семейных отношений, а внутренние монологи героя раскрывают «диалектику его души».
2. Произведение Толстого “Детство” это одна из трёх частей произведения “Детство. Отрочество. Юность”. В данном произведении Толстой описывает отрезок из своего жизненного периода примерно 5-10 лет, в который, как мы все прекрасно знаем, нет никаких забот, проблем, или чего-то похожего. Однако для самого Толстого это время было отнюдь ни чем то очень лучезарным и приятным. Толстой с самого детства был приучен всего добиваться сам, всегда учиться, и развивать себя как личность, из-за чего сам он решил целиком и полностью с самого детства, забыв о простых детских забавах и шалостях. В произведение Толстой описывает своё детство просто как череду, каких то кадров, которые он смутно помнит. Он рассказывает о своём учителе, комнате, брате, родителях. В детстве Толстого мало чего волновало из разряда, каких то извечных или сложных вопросов, однако он старался размышлять о том, о чём его сверстники даже думать не могли. Главным героем этой повести является маленький мальчик, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент первой главы Николеньке исполнилось целых десять лет. Именно в таком возрасте детей отправляют учиться в лицеи. Буквально через пару недель ребенок должен был отправиться учиться в учебное заведение, но а пока- у
него есть немного времени, чтобы насладиться последними летними деньками, а так же последними моментами своей беззаботной, детской жизни.
3. Образ Николеньки Иртеньева, главного героя первой повести Льва Николаевича Толстого «Детство» — это типический образ мальчика из дворянской семьи, главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», десятилетний мальчик из дворянской семьи. Это веселый, добрый и воспитанный мальчик, который растет в любви и заботе. В его воспитании принимают участие не только родители, но и няня Наталья Савишна, и учитель Карл Иванович. Он очень любит своих родителей и гордится ими. В его глазах это самые красивые и искренне любящие люди.
4. Эта философская идея Толстого отделения от родного дома и становление полностью самостоятельным человеком присутствует во многих эпизодах в произведении. Толстой сначала изъявляет своё желание быть более свободным и раскрепощённым, затем он покидает отчий дом, дабы учиться в другом месте. Именно в этой части больше всего присутствует идея самостоятельности и самобытности, которая была так необходима в детстве Толстому. Это произведение ценит любить и ценить свою семью, уважать своих родных. Учит всегда думать своей головой, никогда не повторять чужих ошибок. Автор учит читателей ответственности, думать только своей головой. Нужно объективно оценивать весь окружающий мир. Показывает, что люди никогда не должны унижаться, стелиться под кого-то, выполнять чьи-то прихоти, только ради того, чтобы понравится кому-то, завоевать чье-то внимание, дружбу.
Задание 5.
Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.
2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.
А. Фет «Весенний дождь»;
1.Основная тема произведения заключена в название «Весенний дождь». Это явление очень долгожданное для природы и автора. Лирический герой описывает события постепенно. Сначала он повествует о сгустившихся тучах, повисших над родным краем, о птицах, которые предчувствуют надвигающуюся бурю, о горизонте, мгновенно почерневшем, а уже потом поэт замечает первые капли весеннего дождя. Удивительно, что автор одушевляет явление природы и делает его полноценным героем своей картины. Использование многочисленных глаголов позволяет А. А. Фету показать динамику подготовки природы к весеннему дождю: солнце «блещет», «трепещет» в пыли воробей, «качаясь, движется» завеса, капли «брызнули», наконец, «подошел» и «барабанит» по листьям сам долгожданный гость.
2. В произведении Фет использует простые художественные средства и выражения, при помощи которых передаёт удивительную красоту природы. Автор применяет следующие тропы:
эпитеты — «золотая пыль», «душистый мёд»; метафоры — «качаясь, движется завеса», «что-то подошло и барабанит»; олицетворение — «опушка стоит»
Однако художественные средства являются не самой важной частью всего произведения. Поэт уделяет внимание глаголам. С их помощью перед глазами читателя возникают картинки, которые поэтапно рисует природа. При помощи аллитерации и ассонанса автор передаёт наслаждение лирического героя от увиденного. Он восхищается происходящим и радуется любой замеченной детали. В стихотворении «Весенний дождь» у А. И. Фета получилось создать легкую и живую зарисовку начала весеннего дождя. Способность чувствовать гармонию окружающего мира и замечать происходящие в природе изменения позволили поэту в своем лирическом тексте не только точно изобразить сам пейзаж, но и дать читателю почувствовать атмосферу предстоящего обновления, сконцентрированную в пробивающихся из-за туч лучах света, трепете животного мира и разлитых в воздухе запахах.
Задание 6.
Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:
1. Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?
2. Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?
3. Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?
4. Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?
1.Одним из главных героев повести Короленко "В дурном обществе" является мальчик Вася.
Васе было плохо после смерти матери, отец стал отчужденным, совсем не интересовался жизнью сына.Вася познакомился с другими детьми, с детьми подземелья, сдружился с ними. Вася увидел жизнь других детей, которым приходится очень сложно в жизни, которые видели много горя в жизни .На примере других детей Вася понимает, что отец много сделал для него, что его жизнь не безразлична ему. Валек и Маруся стали его настоящими друзьями. Вася стал серьезным, он понял, что жизнь "не всегда добра", нужно уметь с достоинством принимать тяготы жизни. Дружба положительно повлияла на Васю, он стал ближе к отцу и даже нашёл в себе силы пойти на примирение с отцом.
2. В подземелье замка всегда было грязно и сыро. Из-за этого девочка стала болеть. Осенью девочке стало хуже, болезнь побеждала ее. Вася пожалел подругу и решил сделать ей подарок. Он попросил на время куклу у сестры и принес больной Марусе. Девочка пришла в восторг, ведь никогда ей не приходилось играть с красивыми куклами. Ей даже стало немного лучше и близкие подумали, что она справится с болезнью. К сожалению, болезнь не отступила. Но приятные моменты, которые подарил Вася, подарив куклу, облегчили страдания ребенка.
3. Вася не спросил разрешения у отца, чтобы взять куклу и поэтому у него возникли проблемы. Отец узнал о пропаже и стал его допрашивать, сурово глядя в глаза мальчика. Вася не мог рассказать правду, ведь обещал Тыбурцию, что будет молчать о них. Он понимал, что отец может его наказать, но предать друзей он не решился.Проблема прояснилась благодаря приходу самого Тыбурция, который принес куклу обратно. Он рассказал отцу мальчика правду и поблагодарил за добрый поступок сына. Внезапно герой почувствовал на своей голове руку отца. В его глазах больше не было холода и равнодушия. Отец осознал, что Вася растет хорошим человеком. Благодаря кукле отец и сын смогли снова стать родными людьми.
4. Главным внутренним побуждением писателя в этой литературной работе оказывается то, что безденежье олицетворяет собой весь общественный слой проблем, так или иначе тревожащих и психологическую область любой личности. Писатель рекомендует заняться преображением мира к хорошему, и начать нужно с себя, демонстрируя сострадание и милосердие. Не быть бесчувственным к трудностям остальных людей, ведь на самом деле это духовная бедность личности.
Задание 7.
Выполните анализ одной басни И. А. Крылова (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. Раскройте аллегорические образы басни.
2. Выявите изобразительно-выразительные средства и проанализируйте язык произведения.
3. Сформулируйте идею басни.
«Лебедь, щука и рак».
1. Аллегорический смысл внимательному читателю басни становится понятен по ходу развития сюжета. Но, видимо, чтобы сделать его еще более очевидным Крылов выводит мораль в конце басни. Автор говорит, что для того, чтобы дело спорилось, необходимо уметь договариваться. Работать в команде - это искусство. И только овладевшие этим искусством смогут сдвинуть с мертвой точки любой "воз", каким бы тяжелым он не был. Если же каждый будет тянуть лямку (читай - работать порознь) в свою сторону, то это будет уже не работа, а только мука. Любой человек, который хочет добиться успеха в жизни, должен уметь работать в коллективе, уметь подстраиваться, иногда - идти на компромисс, уметь, в конце концов, разговаривать со своим окружением.
2. Басня «Лебедь, рак да щука», изданная в 1816 году, заставляет читателя глубоко задуматься над незатейливым, на первый взгляд, сюжетом. На фоне природы лебедь, как представитель пернатых, пытается взлететь с возом в небеса. Он стремителен, но есть помехи, которые ему мешают это сделать. Щука не может иначе, как тянуть поклажу за собой в воду. Рак усердно тянет всех назад. Их воз остается несдвинутым, так как каждый из героев применяет силу лишь для того, чтобы увлечь его за собой в противоположную сторону. Каждый из действующих героев старательно выполняет то, что ему под силу, следуя в том направлении, где находится его среда обитания. Однако именно в этом автор и сосредотачивает проблему, указывая на то, что каждый думает только о себе. Среди участников действий нет общности, единого мнения, благодаря которому все были бы удовлетворены и смогли достигнуть цели гораздо быстрее.
Таким образом, главная мысль заключена в том, что без единства каких-либо черт характеров людей, без командного духа справиться с подобным вопросом не получится. Автором избраны герои совершенно разных групп, видов. Так он подчеркнул, что великая разница между персонажами порой напоминает разницу в интересах, устремлениях людей, которые противятся прийти к общему мнению. И. А. Крылов высмеивает не каждого из них, а в целом выражает иронию над ситуацией, которую они создали. Ситуация, которая сложилась в результате разобщенных действий трех героев в басне И. А. Крылова, наводит на поучительную мысль о том, что человек не может существовать в одиночестве в целом, также он н е может успешно действовать в составе команды, если нет между людьми общих интересов. Фразой «а воз и ныне там» автор высмеивает нежелание людей, участвующих в чем-либо найти выход, чтобы пойти на компромисс, иначе дело не сдвинется с места. Он показывает, к чему приводит подобное упрямство.
3. Произведение И. А. Крылова актуально во все времена. Его фразы повторяются из поколения в поколение, легко запоминаются, вызывают улыбку. Но главное, являются поучительным уроком, о котором нужно задуматься. Помогая кому-то в нелегком деле, становясь полноправными партнерами, нужно иметь общую цель, общий путь развития и прилагать усилия. Если же каждый будет двигаться по собственной тропе, которую только он считает правильной, то это будет вовсе не коллаборация. Это будет лишь несколько совершенно чужих друг другу личностей, которые непонятно зачем волею судьбы оказались вместе.