Файл: Не уделено внимание функциональной грамотности, дистанционному обучению, верифицированные образовательные ресурсы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2012). Оформите работу в виде таблицы:
Параметр сравнения | ФГОС ООО | ФГОС СОО |
Требования к условиям реализации программ обучения | Было: 1.Срок получения ООО – 5лет - не установлено сокращение 2.Общие, размытые формулировки 3.•Методологическая основа – системно-деятельностный подход • Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») - требования к структуре программ основного общего образования и их объему; - требования к условиям реализации программ основного общего образования; - требования к результатам освоения программ основного общего образования 4. Не уделено внимание: функциональной грамотности, дистанционному обучению, верифицированные образовательные ресурсы; учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность 5. ООО Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов 7. Объем внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1350 академических часов Стало: 1.Срок получения ООО – не более 5 лет 2. Отказ от размытых формулировок А) Например, в метапредметные результаты в УУ познавательных действиях выделяются: -Базовые логические действия. -Базовые исследовательские действия. -Работа с информацией; в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»; в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и «Самоконтроль» Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку) 3. Не является новым образовательным стандартом • Это обновленный государственный образовательный стандарт образца 2009 года • Обновленный стандарт построен на той же методологической основе – системно-деятельностном подходе • Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») - требования к структуре программ основного общего образования и их объему; - требования к условиям реализации программ основного общего образования; - требования к результатам освоения программ основного общего образования 4. ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) 5. ООО Общий объем аудиторной нагрузки за 5 лет – не менее 5058 академических часов и не более 5549 часов 7. Объем внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1320 академических часов 8. Более детально расписаны требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования. Введены понятия: - верифицированные образовательные ресурсы; - «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены) 9. Специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами внеурочной деятельности. Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет. При реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения: для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»; для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования; для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно двигательного аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка; для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования 10. Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии» 11. Учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» (предметная область «Родной язык и родная литература»)в ОО с русским языком обучения изучается при наличии возможностей организации и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся. 12. Предметная область «Математика и информатика» включает предметы «Математика» и «Информатика» Учебный предмет «Математика» включает учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» 13. В предметную область «Общественно-научные предметы» входят: «История», «Обществознание», «География». «История России» и «Всеобщая история» изучаются как курсы в рамках учебного предмета «История» 14. Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов: математика, информатика, физика, химия, биология В качестве общесистемных требований к реализации программы основного общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования Предметные требования едины для всех обучающихся (отсутствие дополнительных блоков в предметных результатах). | Было: на одного ученика минимум 2170 и максимум 2590 часов – количество учебных занятий за 2 года. Максимум 37 часов в неделю. Стало: Минимум 2170 и максимум 2516 часов – количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю
В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей. ( вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу). Это на руку для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение данных предметов. Для введения этих предметов нужны письменные заявления родителей. |
Требования к структуре основной образовательной программы | Было: Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Программа общего образования включает: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО (ООО) 3. Система оценки достижения планируемых результатов 4. Программа формирования УУД 5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 6. Рабочая программа воспитания 7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 8. Программа коррекционной работы 9. Учебный план 10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы. 11.Система условий реализации основной образовательной программы Стало:Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: целевой; содержательный; организационный. Программа общего образования включает: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы НОО(ООО) 3. Система оценки достижения планируемых результатов 4. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. 5. Программа формирования УУД 6. Рабочую программу воспитания 7. Учебный план 8. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности) 9. Характеристика условий реализации программы НОО(ООО) в соответствие с требованиями ФГОС. В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. |
3.Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
|
Требования к результатам обучения | Было: Направления развития личности: Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Требования к личностным и метапредметным образовательным результатам были просто перечислены Личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: -Гражданско-патриотическое воспитание -Духовно-нравственное воспитание -Эстетическое воспитание -Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия -Трудовое воспитание -Экологическое воспитание -Ценности научного познания Конкретизированы личностные результаты - как результаты воспитания по направлениям воспитания, в т.ч. трудового Конкретизированы метапредметные результаты – дан перечень конкретных УДД по всем трём группам . Конкретизированы предметные результаты, результаты по «Математике», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» обозначены на базовом и углублённом уровнях Требования к результатам освоения программы обучающихся с ОВЗ – в примерных адаптированных основных образовательных программах Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий: -овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; -овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; -овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится по обязательным учебным предметам "Русский язык" и "Математика", а также по следующим учебным предметам: "Литература", "Физика", "Химия", "Биология", "География", "История", "Обществознание", "Иностранный язык" (английский, немецкий, французский, испанский и китайский язык), "Информатика", "Родной язык", "Родная литература", которые обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена по учебному предмету "Математика". |
Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)
Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Б)«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | ||||
Геометрия, 8 класс | Трапеция | Мотивирует детей на урок. В начале урока используется прием "Верно — Не верно"— прием технологии развития критического мышления, что позволяет эффективно организовать повторение пройденного материала и подготовить учащихся к восприятию новой информации. В ходе закрепления понятия учитель помогает обнаружить ошибки и откорректировать свою работу. Закрепление изученного. Стимулирование обучающихся, через похвалу. Рефлексия урока | Проблемно-диалоговое взаимодействие. Анализируя выполняемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия. Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Делают выводы в результате совместной работы. | Фронтальная , индивидуальная работа. Использование проблемной ситуации в совокупности с геобордами для построения трапеций позволило оптимально организовать процесс поиска решения и создало условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения понятия. | Аргументация своей позиции и координация ее с позициями партнеров в выработке общего решения. | Приём познавательной деятельности: оперирование образами, суждениям учебной деятельности: слушание, наблюдение, вычисления | Проявляют познавательную инициативу. Осуществляют самоконтроль и коррекцию. | Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместное составление плана работы | Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС. Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозируют возможное развитие процессов, событий и их последствия. Учитель управляет поисковой деятельностью. Знания не даются в готовом виде. Итоговый результат наглядно показывается с помощью компьютерных технологий и программ. Рефлексия деятельности. |