Файл: Электронныйучебнометодический комплексмодуль Основы правовых норм.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трудовое право как отрасль права
Понятие трудового права
Трудовое право — это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся между работниками и работодателями по поводу реализации гражданами своих способностей к труду, а также некоторые иные, тесно связанные с ними отношения (в частности, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, отношения материальной ответственности сторон трудового договора в сфере труда, отношения по разрешению трудовых споров и др.).
Как и любая другая отрасль права, трудовое право имеет свой метод.
Метод трудового права показывает, какими правовыми средствами и приемами осуществляется регулирование общественных отношений, входящих в его предмет (т.е., как уже было указано выше, трудовых и тесно связанных с трудовыми отношений).
Особенностью метода трудового права является сочетание договорного и нормативного способов регулирования. Трудовые отношения могут регулироваться индивидуальным трудовым договором работника, который с ним заключает работодатель, а также коллективным договором, соглашениями, которые от имени работников заключают с работодателями их представители.
Особенность в способе правового регулирования выражается также в том, что стороны — работник и работодатель — юридически находятся в равном положении по отношению друг к другу при заключении трудового договора. Но после его заключения работник обязан подчиняться законным распоряжениям работодателя и правилам внутреннего трудового распорядка, т. е. отношения равенства между ним и работодателем заменяются отноше- ниями власти—подчинения.
Система трудового права
Трудовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных групп институтов и норм права, составляющих единую целостную систему. В системе трудового права можно выделить две части — общую и особенную.
Каждая из частей регламентирует определенный круг вопросов.
Общая часть включает в себя юридические нормы, определяющие наиболее принципиальные подходы к правовому регулированию трудовых отношений в целом. В нее входят нормы, регулирующие: предмет отрасли, принципы, цели и задачи трудового права, правила действия трудовых норм во времени и в пространстве и по кругу лиц, основания возникновения трудовых отношений и др.
В особенной части трудового права объединены нормы и институты, регулирующие отдельные аспекты трудовых отношений: порядок приема на работу и увольнения, оплату труда, режим рабочего времени и времени отдыха, гарантии и компенсации, трудовые споры и др.
Источники трудового права
Источниками трудового права являются нормативные акты самого различного уровня, содержащие в себе правовые нормы.
Главное место среди источников трудового права занимает Конституция
Российской Федерации, в которой закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации. В соответствии с ч. 1 ст. 15
Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет право каждого гражданина на свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на
Специальная трудовая правоспособность должна соответствовать указанным в уставе (учредительных документах) целям и задачам деятельности организации.
Юридические лица реализуют специальную трудовую право- способность через свои органы, действующие на основании закона, иных правовых актов и учредительных документов. Так, право на заключение трудового договора может быть передано руководителем по доверенности своему представителю, например начальнику отдела кадров.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской
Федерации»
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который закрепляет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В нем также даются определения основных юридических понятий в сфере занятости и трудоустройства, таких, как «занятость», «занятые граждане», «подходящая и неподходящая работа»,
«безработный гражданин», и др.
Понятие и виды занятости
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору. Заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.
Понятие «трудовой доход» применяется, как правило, в других случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам, и т.п.
Различают следующие виды занятости: работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояние занятости; предпринимательство, в том числе фермерство; самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий); работа на основе членства в кооперативах и артелях; выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба; военная и приравненная к ней служба; учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости; работа по гражданско-правовым договорам; подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.
Граждане Российской Федерации имеют право самостоятельно выбрать вид занятости через коммерческие службы занятости либо через государственную службу занятости.
Федеральная служба по труду и занятости
В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Это — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий: правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы; функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Последняя из указанных функций Роструда подразделяется на следующие функции: содействие гражданам в поиске подходящей работы; осуществление подбора работодателям необходимых работников; оказание бесплатных консультаций, предоставление бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; осуществление профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, оказание им психологической и социальной поддержки; направление граждан на общественные работы и осуществление их временного трудоустройства; осуществление социальных выплат гражданам, которые признаны в установленном порядке безработными;
Понятие трудового права
Трудовое право — это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся между работниками и работодателями по поводу реализации гражданами своих способностей к труду, а также некоторые иные, тесно связанные с ними отношения (в частности, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, отношения материальной ответственности сторон трудового договора в сфере труда, отношения по разрешению трудовых споров и др.).
Как и любая другая отрасль права, трудовое право имеет свой метод.
Метод трудового права показывает, какими правовыми средствами и приемами осуществляется регулирование общественных отношений, входящих в его предмет (т.е., как уже было указано выше, трудовых и тесно связанных с трудовыми отношений).
Особенностью метода трудового права является сочетание договорного и нормативного способов регулирования. Трудовые отношения могут регулироваться индивидуальным трудовым договором работника, который с ним заключает работодатель, а также коллективным договором, соглашениями, которые от имени работников заключают с работодателями их представители.
Особенность в способе правового регулирования выражается также в том, что стороны — работник и работодатель — юридически находятся в равном положении по отношению друг к другу при заключении трудового договора. Но после его заключения работник обязан подчиняться законным распоряжениям работодателя и правилам внутреннего трудового распорядка, т. е. отношения равенства между ним и работодателем заменяются отноше- ниями власти—подчинения.
Система трудового права
Трудовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных групп институтов и норм права, составляющих единую целостную систему. В системе трудового права можно выделить две части — общую и особенную.
Каждая из частей регламентирует определенный круг вопросов.
Общая часть включает в себя юридические нормы, определяющие наиболее принципиальные подходы к правовому регулированию трудовых отношений в целом. В нее входят нормы, регулирующие: предмет отрасли, принципы, цели и задачи трудового права, правила действия трудовых норм во времени и в пространстве и по кругу лиц, основания возникновения трудовых отношений и др.
В особенной части трудового права объединены нормы и институты, регулирующие отдельные аспекты трудовых отношений: порядок приема на работу и увольнения, оплату труда, режим рабочего времени и времени отдыха, гарантии и компенсации, трудовые споры и др.
Источники трудового права
Источниками трудового права являются нормативные акты самого различного уровня, содержащие в себе правовые нормы.
Главное место среди источников трудового права занимает Конституция
Российской Федерации, в которой закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации. В соответствии с ч. 1 ст. 15
Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет право каждого гражданина на свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на
вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы. Она признает право работников на индиви- дуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Также Конституция гарантирует работающим по трудовому договору право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Поэтому вторым важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции).
В сфере трудовых отношений первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных конвенциях Международной организации труда (МОТ) (хотя Россия ратифицировала не все заключенные под эгидой этой организации конвенции).
Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс
Российской Федерации (ТК РФ). Он вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. 30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 90-ФЗ, который внес ряд изменений и дополнений в первоначальный текст кодекса. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае
Также Конституция гарантирует работающим по трудовому договору право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Поэтому вторым важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции).
В сфере трудовых отношений первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных конвенциях Международной организации труда (МОТ) (хотя Россия ратифицировала не все заключенные под эгидой этой организации конвенции).
Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс
Российской Федерации (ТК РФ). Он вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. 30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 90-ФЗ, который внес ряд изменений и дополнений в первоначальный текст кодекса. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае
противоречий между этим кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс
Российской Федерации. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в данный Кодекс.
Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее место принадлежит указам
Президента Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере труда. Также к подзаконным актам как источникам трудового права относятся и постановления Правительства Российской Федерации.
Постановления Правительства, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Пре- зидента Российской Федерации.
Постановления, инструкции и разъяснения Федеральной службы по труду и занятости (до апреля 2004 г. — Минтруд РФ) — следующие источники трудового права. Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений на локальном уровне, обеспечения правильного, единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства. Другие федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской
Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Федеральной службы по труду и занятости не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам
Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства
Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации также могут быть источниками трудового права. Они вы- страиваются по такой же схеме, как и указанные выше федеральные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные правовые
Российской Федерации. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в данный Кодекс.
Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее место принадлежит указам
Президента Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере труда. Также к подзаконным актам как источникам трудового права относятся и постановления Правительства Российской Федерации.
Постановления Правительства, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Пре- зидента Российской Федерации.
Постановления, инструкции и разъяснения Федеральной службы по труду и занятости (до апреля 2004 г. — Минтруд РФ) — следующие источники трудового права. Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений на локальном уровне, обеспечения правильного, единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства. Другие федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской
Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Федеральной службы по труду и занятости не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам
Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства
Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации также могут быть источниками трудового права. Они вы- страиваются по такой же схеме, как и указанные выше федеральные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные правовые
направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты (такие квоты могут быть установлены для приема на работу инвалидов, а также несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- судебное решение о заключении трудового договора.
-
Трудовая праводееспособность
Обязательной предпосылкой возникновения трудовых правоотношений является наличие у его субъектов трудовой праводееспособности (трудовой правосубъектности). В отличие от гражданской правоспособности, возникающей с момента рождения, трудовая праводееспособность возникает у граждан при достижении определенного возраста. Она делится на общую, полную, ограниченную и специальную.
Ограниченная трудовая праводееспособность у работника возникает с
14 лет и продолжается до достижения им 16 лет. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать трудовой договор только: с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства; если они учатся, получая общее среднее образование; для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Общая трудовая праводееспособность возникает с 16 лет. Законодатель не связывает заключение трудового договора в этом возрасте с какими-либо дополнительными условиями. Но в законодательстве существуют ограничения на заключение трудовых договоров с лицами до 18 лет. Поэтому полная трудовая праводееспособность возникает с момента совершеннолетия, т.е. с 18 лет.
Трудовая правосубъектность принадлежит человеку на протяжении всей его жизни и не ограничивается моментом выхода на пенсию. Однако в
- судебное решение о заключении трудового договора.
-
Трудовая праводееспособность
Обязательной предпосылкой возникновения трудовых правоотношений является наличие у его субъектов трудовой праводееспособности (трудовой правосубъектности). В отличие от гражданской правоспособности, возникающей с момента рождения, трудовая праводееспособность возникает у граждан при достижении определенного возраста. Она делится на общую, полную, ограниченную и специальную.
Ограниченная трудовая праводееспособность у работника возникает с
14 лет и продолжается до достижения им 16 лет. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать трудовой договор только: с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства; если они учатся, получая общее среднее образование; для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Общая трудовая праводееспособность возникает с 16 лет. Законодатель не связывает заключение трудового договора в этом возрасте с какими-либо дополнительными условиями. Но в законодательстве существуют ограничения на заключение трудовых договоров с лицами до 18 лет. Поэтому полная трудовая праводееспособность возникает с момента совершеннолетия, т.е. с 18 лет.
Трудовая правосубъектность принадлежит человеку на протяжении всей его жизни и не ограничивается моментом выхода на пенсию. Однако в
некоторых случаях федеральный закон ограничивает возможность человека заключать трудовой договор после достижения какого-либо возраста
(например, для государственных служащих — 65 лет и т.д.).
Все граждане Российской Федерации обладают равной трудовой правосубъектностью. Законодательством о труде запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, имущественно, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (ст. 3, 64 ТК РФ). Равная трудовая правосубъектность может быть ограничена только в силу закона. Например, вступивший в силу приговор суда в качестве меры наказания может установить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Ограничение трудовой пра- восубъектности возможно в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства на основании закона.
Работодатель как субъект трудового правоотношения должен обладать специальной трудовой правоспособностью, которую организация
(индивидуальный предприниматель) приобретает с момента государственной регистрации, а физическое лицо по общему правилу с 18 лет.
Содержание специальной трудовой правоспособности работодателя включает в себя: право найма и увольнения работников; дисциплинарную власть работодателя; право расстановки и перемещения работников в производственном процессе по своему усмотрению.
(например, для государственных служащих — 65 лет и т.д.).
Все граждане Российской Федерации обладают равной трудовой правосубъектностью. Законодательством о труде запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, имущественно, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (ст. 3, 64 ТК РФ). Равная трудовая правосубъектность может быть ограничена только в силу закона. Например, вступивший в силу приговор суда в качестве меры наказания может установить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Ограничение трудовой пра- восубъектности возможно в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства на основании закона.
Работодатель как субъект трудового правоотношения должен обладать специальной трудовой правоспособностью, которую организация
(индивидуальный предприниматель) приобретает с момента государственной регистрации, а физическое лицо по общему правилу с 18 лет.
Содержание специальной трудовой правоспособности работодателя включает в себя: право найма и увольнения работников; дисциплинарную власть работодателя; право расстановки и перемещения работников в производственном процессе по своему усмотрению.
Специальная трудовая правоспособность должна соответствовать указанным в уставе (учредительных документах) целям и задачам деятельности организации.
Юридические лица реализуют специальную трудовую право- способность через свои органы, действующие на основании закона, иных правовых актов и учредительных документов. Так, право на заключение трудового договора может быть передано руководителем по доверенности своему представителю, например начальнику отдела кадров.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской
Федерации»
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который закрепляет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В нем также даются определения основных юридических понятий в сфере занятости и трудоустройства, таких, как «занятость», «занятые граждане», «подходящая и неподходящая работа»,
«безработный гражданин», и др.
Понятие и виды занятости
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору. Заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.
Понятие «трудовой доход» применяется, как правило, в других случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам, и т.п.
Различают следующие виды занятости: работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояние занятости; предпринимательство, в том числе фермерство; самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий); работа на основе членства в кооперативах и артелях; выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба; военная и приравненная к ней служба; учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости; работа по гражданско-правовым договорам; подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.
Граждане Российской Федерации имеют право самостоятельно выбрать вид занятости через коммерческие службы занятости либо через государственную службу занятости.
Федеральная служба по труду и занятости
В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Это — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий: правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы; функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Последняя из указанных функций Роструда подразделяется на следующие функции: содействие гражданам в поиске подходящей работы; осуществление подбора работодателям необходимых работников; оказание бесплатных консультаций, предоставление бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; осуществление профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, оказание им психологической и социальной поддержки; направление граждан на общественные работы и осуществление их временного трудоустройства; осуществление социальных выплат гражданам, которые признаны в установленном порядке безработными;
выдача заключения о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и незанятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.
Порядок и условия признания гражданина безработным
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствую- щих документов.
Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.
Гражданин признается безработным, если он:
- трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);
- не имеет работы и заработка (дохода);
- зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынужденные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);
- ищет работу и готов к ней приступить.
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и незанятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.
Порядок и условия признания гражданина безработным
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской
Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствую- щих документов.
Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.
Гражданин признается безработным, если он:
- трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);
- не имеет работы и заработка (дохода);
- зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынужденные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);
- ищет работу и готов к ней приступить.
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;