Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 578
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применительно к видам социальной поддержки, оказываемой ветеранам, такого рода изменение возможно в отношениях по осуществлению денежных выплат. В соответствии с п. 12 Порядка от 22 января 2015 г. изменение размера ежемесячной денежной выплаты возможно в результате волеизъявления гражданина – получателя, выразившего намерение воспользоваться либо отказаться от использования набора социальных услуг, предусмотренного главой 2 Закона о государственной социальной помощи. В этом случае основанием изменения обязанности территориального органа Пенсионного Фонда России по ежемесячной денежной выплате будет являться соответствующее заявление гражданина – получателя. Такое заявление может быть им подано до 1 октября текущего года. Сама же выплата в измененном размере будет производиться, начиная с января года, следующего за годом подачи заявления.
Другим основанием для изменения размера ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 9 - 11 Порядка от 22 января 2015 г. является изменение группы инвалидности получателя. В этом случае основаниями для перерасчета размера выплаты являются выписка из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы в совокупности с решением территориального органа Пенсионного Фонда России. В иных видах социальной поддержки ветеранов изменение обязанностей органа, ее осуществляющего, невозможно. В большинстве случаев прекращение оказания социальной поддержки связано с утратой гражданином права на ее получение, вызванной его смертью (объявления судом умершим или безвестно отсутствующим). П. 17 Порядка от 22 января 2015 г. говорит и об иных обстоятельствах, вследствие которых гражданин утрачивает право на ежемесячную денежную выплату, но не называет их. По нашему мнению, к таким обстоятельствам, прежде всего, следует отнести утрату гражданином правового статуса, дающего право на социальную поддержку. Закон о ветеранах не предусматривает возможности лишения гражданина звания ветерана. Вместе с тем, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в качестве санкции за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления предусмотрено ст. 48 Уголовного кодекса РФ. Такая санкция является факультативной и применяется по усмотрению суда с учетом личности виновного, так как санкции статей Особенной части Уголовного кодекса РФ этот вид наказания не устанавливают. В случае ее применения основанием для прекращения социальной поддержки гражданина будет являться вступивший в законную силу приговор суда, лишающий гражданина специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. В данном случае законодательством предусмотрена лишь возможность прекращения оказания социальной поддержки ветеранов в связи с лишением по приговору суда специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Таким образом, основаниями прекращения социальной поддержки ветерана определенной категории являются не только его смерть (признание судом умершим или безвестно отсутствующим), но и утрата им права на ее получение по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.
3.2. Рассмотрение государственной услуги по социальному обеспечению ветеранов в Обособленном подразделении государственного автономного учреждения Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».
Местом прохождения производственной практики (по профилю специальности) в период с 30 марта по 11 апреля 2022 года, являлось Обособленное подразделение государственного автономного учреждения Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Ленинском районе г. Саратова, зарегистрированного по адресу: просп. имени 50 лет Октября, 107А.
В рамках прохождения практики было изучено предоставление государственной услуги выплата ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг участникам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Получателями государственной услуги являются граждане, проживающие на территории Саратовской области и получившие в установленном порядке статус:
1) участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»;
2) инвалида Великой Отечественной войны, инвалида боевых действий, военнослужащего и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшего инвалидом вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
3) участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»;
4) бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
От имени заявителя могут выступать его представители в соответствии с законодательством.
Для получения государственной услуги заявитель или его представители, представляют в МФЦ заявление с приложением следующих документов:
- документ, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, в том числе документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (для граждан Российской Федерации);
- документ, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая удостоверение беженца и вид на жительство (для лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации);
- документ, удостоверяющего личность гражданина, являющегося опекуном гражданина, претендующего на получение ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- копии вступившего в законную силу решения суда об установлении места жительства (пребывания) на территории области – при отсутствии у граждан регистрации по месту жительства (пребывания) на территории области.
Реквизиты счета, открытого в кредитной организации, на который следует перечислять денежные средства (для граждан, получающих компенсацию через кредитные организации), представляются в произвольной форме.
Государственная услуга по выплате ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг участникам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны предоставляется согласно административного регламента утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Саратовской области от 28.12.2021 г. № 1661.
11
Основанием для начала административной процедуры является личное обращение заявителя (его представителя) в МФЦ с заявлением и документами на предоставление государственной услуги. Специалист МФЦ принимает и заполняет запрос о предоставлении государственной услуги, в том числе посредством автоматизированной информационной системы (при наличии технической возможности), а также проверяет представленные заявителем (представителем заявителя) документы. Специалист МФЦ выдает заявителю (представителю заявителя) расписку в получении документов с указанием их перечня и даты получения. Результатом административной процедуры является прием заявления и документов у заявителя (его представителя). Способом фиксации результата предоставления административной процедуры является расписка в получении документов.
Срок административной процедуры составляет 1 рабочий день. Выдача результата предоставления государственной услуги через МФЦ не осуществляется.
Заключение
В ходе проведения исследования, неоднократно было сказано, что основным нормативно-правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветерана, является Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Данный закон в течение достаточно длительного времени не имел аналогов. Действующая до его принятия система социального обеспечения ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших разной ведомственной принадлежностью и принятых в различное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления.
Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социального обеспечения. Федеральным законом «О ветеранах» было устранено большинство проблем и пробелов правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.
Законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Поставленные цели, по мнению разработчиков данного закона, должны достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволят компенсировать денежные потери, вызванные возрастом, изменением социального положения и т.д.
Вместе с тем вышеуказанный закон - типичный образец нормы материального права, декларирующий возможность получения разных гарантий, компенсаций и льгот, не раскрывая при этом механизма их реализации.
В основу построения рассматриваемого нормативного акта был положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий ветеранов между их категориями, которые формировались с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда и других обстоятельств.