Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 573
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Факультет среднего профессионального образования
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Кафедра служебного и трудового права
Дипломная работа
По МДК: «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)»
на тему: «Реализация социального обеспечения ветеранов»
Автор работы:
Студент 2 курса 24 группы
очной формы обучения
Зиновьева Виктория Романовна подпись_________________
Руководитель работы:
Преподаватель СПО I категории
Садовничая Ирина Геннадьевна
Оценка ____________
Подпись_________________
«__» ___________ 20__ г.
Саратов 2022 г.
Содержание
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Реализация социального обеспечения ветеранов
1.1. Правовой статус и категории ветеранов........................................................6
1.2. Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны.................................................................................................................13
Глава 2. Меры социального обеспечения, оказываемого ветеранам в настоящее время
2.1. Льготы ветеранам боевых действий.......................................................19
2.2. Получение и содержание жилых помещений для ветеранов.....................25
Глава 3. Проблемы реализация социального обеспечения ветеранов. Прохождение производственной практики на базе ОПГАУ Саратовской области «МФЦ»
3.1. Проблемы и перспективы социального обеспечения ветеранов..............30
3.2. Рассмотрение государственной услуги по социальному обеспечению ветеранов в Обособленном подразделении государственного автономного учреждения Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».
Заключение.......................................................................................................40
Библиографический список..........................................................................44
Приложение ………………………………………………………………….....48
Введение
В последние годы в Российской Федерации происходят изменения в законодательстве о социальном обеспечении ветеранов. Появляются новые виды социального обеспечения, определенные современными потребностями и проблемами общества, продолжается процесс разграничения полномочий в сфере социального обеспечения между Российской Федерации и ее субъектами.
Государство в настоящее время делает многое для людей, которые внесли большой вклад в обеспечение процветания нашей страны. Ветеран - категория пожизненная, и, соответственно социальное обеспечение оказывается им в течение всей жизни. Тем не менее, до сих пор процесс оказания такой помощи несовершенен. Ветераны продолжают сталкиваться с материальными трудностями, жилищными проблемами, вопросами поддержания здоровья. Действующее законодательство не всегда обеспечивает достойный размер выплат и пенсий, на которые может рассчитывать ветеран.
Современное российское общество отличается отсутствием отлаженной системы поддержки ветеранов. Проблемы социальной незащищенности данной категории граждан особенно актуальны в настоящее время, когда устаревшие формы и методы социальной поддержки населения оказались, по сути, для них непригодны.
Необходимость формирования новых подходов к управлению социальными процессами в обществе вызвана как неэффективностью сложившейся в настоящее время системы поддержки ветеранов так и отсутствием механизмов принятия управленческих решений по разрешению социальных проблем ветеранов, резким ростом затрат на социальное обеспечение ветеранов, нестабильностью социально-экономического развития общества, ростом социальной напряженности.
Обобщая вышеуказанную категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель одновременно различает пять категорий, в основу деления которых положены заслуги ветеранов перед Отечеством, идеальная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Такой критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий. В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступает степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства и общества в целом. Таким образом, оценивается вклад каждого гражданина, внесенный в обеспечение процветания нашей большой страны.
Отличительной чертой современного российского общества является отсутствие у государства четкой программы социальной поддержки ветеранов. Проблемы их социальной незащищенности особенно актуальны в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались, по существу, непригодными. В целом же необходимость выработки новых подходов к управлению социальными процессами общества вызвана следующие обстоятельствами:
- отсутствием механизмов выработки и принятия управленческих решений по разрешению социальным проблемам ветеранов в условиях рыночных отношений;
- резким ростом затрат на социальную поддержку ветеранов и необходимостью развития соответствующей инфраструктуры;
- нестабильностью социально-экономического развития общества, ростом социальной напряженности, межличностных и межгрупповых конфликтов, возникающих как следствие возрастание количества ветеранов;
- неэффективностью сложившейся в настоящее время системы поддержки ветеранов.
Объектом исследования дипломной работы - является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе социального обеспечения ветеранов в Российской Федерации.
Предметом исследования дипломной работы являются - нормативные правовые акты о социальном обеспечении (Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления), а также судебная практика судов общей юрисдикции.
Цель дипломной работы - изучить и охарактеризовать меры социального обеспечения ветеранов.
Основными задачами дипломной работы является следующее:
1) Изучить правовое регулирование мер государственного социального обеспечения ветеранов;
3) Охарактеризовать меры государственного социального обеспечения ветеранов;
4) Определение права на льготы ветеранам;
Методы: общенаучные - исторический, сравнительный, системный анализ, сравнительно правовой, формально юридический и другие.
Методологической основой выступает системно-субстациальный подход, в рамках которого социальная поддержка ветеранов рассматривается как сложная саморазвивающаяся система. Изучение управления социальной поддержкой ветеранов детализировано в соответствии со структурно-функциональным и историко-генетическим подходами. В качестве конкретных методических приемов использовались приемы абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза, сравнения и противопоставления, а также прием экстраполяции.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Глава 1. Реализация социального обеспечения ветеранов
1.1. Правовой статус и категории ветеранов
Для того чтобы дать правильное определение понятия «правовой статус ветерана», необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1. Определить, какими нормативными правовыми актами регулируются данные правоотношения;
2. Выяснить, какие гарантии обеспечивают эффективность социального обеспечения ветеранов.
Гарантии представляю собой систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов1.
Внутри правового статуса ветеранов в Российской Федерации необходимо выделить четыре составных части:
- общая часть, относящаяся к правовому статусу гражданина Российской Федерации;
- специальная часть, представляющая собой совокупность общих для всех категорий ветеранов прав, гарантий и мер социального обеспечения;
- особенная часть, характеризующая правовое положение ветеранов определенной категории;
- единичная часть, включающая в себя особенности правового положения конкретного ветерана.
Как известно, в Конституции Российской Федерации правовой статус обозначен, как права и свободы, принадлежащие человеку и гражданину. Вследствие этого, возникает вопрос о соотношении таких понятий, как личность, человек и гражданин. Советский и Российский юрист Воеводин Л.Д. дает следующую характеристику данных понятий - личность - это обще социальное выражение человека как члена общества, выражение его социальной природы. Совокупность общественных отношений составляет сущность личности. Конкретный человек с большей или меньшей степенью приближенности может выражать эти типичные черты, но он всегда индивидуален и неповторим. Для обозначения этого качества обычно всегда используется термин «индивид».
Права и свободы ветерана как индивида - это его социальные возможности, определенные экономическими и культурными условиями жизни общества и закрепленные государством законодательно и главным образом закреплено в Федеральном законе «О ветеранах». В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для конкретного ветерана на определенном историческом этапе развития общества в целом.
Установленные в законодательстве о социальном обеспечении ветеранов юридические возможности выступают в качестве гарантий реализации статуса ветеранов. Такие гарантии являются необходимым условием осуществления прав ветеранов, то есть создания реального механизма перевода правовых норм и социальных стандартов в реальные блага и услуги, предоставляемые государством.
Политический деятель Калашников С.В. отмечает, что, объявляя ветеранов нуждающимися в получении социальных благ из государственного бюджета, законодатель руководствуется, как правило, не социально-экономическими, а политическими целями. Вышеуказанная категория граждан, по мнению данного автора, является рецидивом советского общества и не может быть объективно отнесена к объекту социальной поддержки.
На основании выше изложенного, обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством - это безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий. В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства и общества в целом. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания нашей страны2.
Особо важно отметить, что в законе приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций, их качественная и количественная составляющая. Такое разделение по категориям отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение.
Кроме того разделение ветеранов по категориям аргументируется также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что различной поддержки со стороны государства; выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой; адресности при предоставлении социального обеспечения и обслуживания с приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; обеспечения информированности всего населения о положении ветеранов в обществе, правовых гарантиях и возможностях их жизнеобеспечения.