Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 576
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вместе с тем, являясь одним из элементов системы правового регулирования государственной социальной политики, Федеральный закон «О ветеранах» как никакой другой подвергался частым изменениям, отражая как динамику регулируемых им общественных отношений, так и проводимые государством социальные преобразования. Наиболее серьезные изменения были внесены Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так называемый Закон о монетизации льгот. Последний установил новый порядок финансирования и предоставления социальных льгот начиная с января 2005 г., а также разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере обеспечения ветеранов социальными льготами. Еще одним направлением реформы явился пересмотр всего комплекса действующих на период ее проведения льгот.
В новой редакции Федерального закона «О ветеранах» в настоящее время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением категорий лиц, на которых распространяется его действие, качественно сокращаются основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые «повседневные» льготы и компенсации (медицинское обслуживание, транспортные льготы).
В качестве основных последствий подобных изменений законодательства отмечаются: понижение социально-экономических, материально-бытовых, финансовых условий жизни отдельных категорий ветеранов и вместе с этим осложнение работы всего аппарата социальной помощи и поддержки граждан, объясняемое несвоевременностью реагирования последнего на изменения, отсутствие разнообразных правил применения отдельно взятых законодательных положений и т.п.
В сферу действия Федерального закона «О ветеранах» вовлечено значительное число граждан Российской Федерации. По данным последней переписи населения, в РФ проживают253 тысячи ветеранов Великой Отечественной Войны. Если учесть, что многие права и льготы, установленные для ветеранов, касаются и членов их семей, то число лиц, для которых
данный закон является социально значимым, увеличивается в 2 - 3 раза.
В ходе работы были определены категории ветеранов, обозначена государственная политика в отношении ветеранов, меры социального обеспечения по каждой категории ветеранов и содержание законодательства РФ, определяющего правовой статус ветерана.
Для примера существующих проблем в реализации статуса ветерана и предложений по их решению был взят на рассмотрение статус ветерана военной службы.
В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социального обеспечения (в том числе ветераны).
Целью государственной политики в отношении ветеранов и других социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, созданию государственной системы медико-социальной и медико-психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
4. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 22 декабря 1942 года Об учреждении медалей "За оборону Ленинграда" и о награждении этими медалями участников обороны Ленинграда (с изменениями на 18 июля 1980 года).
5. Приказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 28.12.2021 № 1661
Учебная и учебно-методическая литература
6. Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. - М., 2018. С. 21.
7. Андреева Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня/Л.А. Андреева//Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.- практ. конф. № 6(22). - Новосибирск: СибАК, - 2019. - С. 52-60.
8. Беребина О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. - М., 2019. С.
9. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. С. 219-235.
10. Бихдрикер А.С. Информационное обеспечение управления сферой социальной защиты населения в регионе/А.С. Бихдрикер, Т.В. Лисицина//Социальная работа: современные проблемы и технологии. - 2020. - № 1. - С. 30-37.
11. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 2017. С. 16.
12. Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. № 10. 2018. С. 6-16.
13. Докторова Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики/Н.П. Докторова// В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. - 2018. - С. 161-166.
14 .Замараева З.П. Социальная защита населения: ресурсный подход/ З.П. Замараева//Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - № 4. - С. 137-141.
15. Зуй К.В. Социальная защита населения в регионе/К.В. Зуй//В сборнике: Молодые экономисты - будущему России Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - 2019. - С. 153-154.
16. Казеева Ю.Н. Местное самоуправление как гарант в сфере социальной защиты населения/Ю.Н. Казеева// В сборнике: Социально-экономическое и политическое развитие территории: проблемы и решения Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Под редакцией Э.В. Алёхина, А.В. Осташкова. 2019. С. 66-68.
17. Камышников А.И. Проблематика социальной защиты населения в современной России/А.И. Камышников// В сборнике: Социально-политические процессы в современном мире: взгляд молодых Материалы 4-й студенческой научно-практической конференции. - 2019. - С. 61-67. Киселев, И.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения/ И.Н. Киселев// Вопросы российского и международного права. - 2019. - Т.
18. Кожухова Н.В. Реализация минимальных социальных стандартов в системе социальной защиты населения/Н.В. Кожухова//Проблемы развития предприятий: теория и практика. - 2018. - № 2. - С. 84-88.
19. Кострица Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты/Е.О. Кострица//В сборнике: Аспирантские тетради Сборник научных статей научно-методического семинара молодых ученых. - 2020. - С. 94.
20. Палкина Д.С. Проблемы социальной защиты населения в условиях рынка/Д.С. Палкина//В сборнике: Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий Материалы региональной межвузовской научной студенческой конференции. - 2019. - С. 11-15.
21. Петрова А.А. Содержание, формы и принципы социальной защиты населения/А.А. Петрова//В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 326.
22. Разиньков П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения/П.И. Разиньков// Оригинальные исследования. - 2019. - Т. 9. - № 11. - С. 32-39.
23. Середа А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения/А.С. Середа//Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 5 (39). - С. 24-26.
24. Соснова А.В. Механизмы формирования социальной защиты населения в современном обществе/А.В. Соснова//Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - № 5. - С. 18-24.
25. Темавова Н.М. Состав и значение системы социальной защиты населения/Н.М. Теманова//В сборнике: Теоретический и практический потенциал современной науки Сборник научных статей. Научный редактор Д.В. Фурсова. Москва, - 2019. - С. 134-137.
26. Урусова А.Б. Перспективы развития социальной защиты населения в сельской местности/А.Б. Урусова//InternationalAgriculturalJournal. - 2020. - Т. 63. - № 1. - С. 16.
27. Федоренко П.А. Правовая природа и соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» Федоренко Е.В. Коваленко//В сборнике: Проблемы и перспективы современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2019. - С. 179-182.
Приложение
Таблица размеров ЕДВ отдельным категориям граждан
Российской Федерации
№ | Код категории | Наименование кода категории | ЕДВ с 01.02.2021, размер индексации 1,049 | |
с учетом НСУ | без учета НСУ | |||
1 | 010 | Инвалиды войны | 5 838,02 | 4 626,36 |
2 | 011 | Участники ВОВ, ставшие инвалидами | 5 838,02 | 4 626,36 |
3 | 012 | Военнослуж.и лица рядового и нач.состава,ставшие инвалидами при исполнении | 5 838,02 | 4 626,36 |
4 | 020 | Участники ВОВ | 4 378,49 | 3 166,84 |
5 | 030 | Ветераны боевых действий | 3 212,04 | 2 000,38 |
6 | 040 | Военнослужащие с 22.06.41 по 03.09.45 не вход.в состав действ.армии | 1 752,52 | 540,86 |
7 | 050 | Лица,награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда" | 3 212,04 | 2 000,38 |
8 | 060 | Члены семей погибших (умерших) ИВОВ и УВОВ и ветеранов БД | 1 752,52 | 540,86 |
9 | 061 | Члены семей погибших в ВОВ из групп самозащиты и противовозд.обороны | 1 752,52 | 540,86 |
10 | 062 | Члены семей погибших при исполнении служебных обязанностей | 1 752,52 | 540,86 |
11 | 063 | Члены семей военнослужащих, погибших в плену | 1 752,52 | 540,86 |
12 | 064 | Родители и жены погибших военнослуж., приравн. к участникам ВОВ | 4 378,49 | 3 166,84 |
13 | 120 | Лица,работавшие в период ВОВ | 1 752,52 | 540,86 |
14 | 081 | Инвалиды ( III группа) | 2 336,70 | 1 125,04 |
15 | 082 | Инвалиды ( II группа) | 2 919,02 | 1 707,36 |
16 | 083 | Инвалиды ( I группа) | 4 087,36 | 2 875,70 |
17 | 084 | Дети-инвалиды | 2 919,02 | 1 707,36 |
18 | 091 | Граждане,перенесшие лучевую болезнь вследствие аварии на ЧАЭС | 2 336,70 | 1 125,04 |
19 | 092 | Граждане-инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС | 2 919,02 | 1 707,36 |
20 | 093 | Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-87 гг. | 2 919,02 | 1 707,36 |
21 | 094 | Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 гг. | 2 336,70 | 1 125,04 |
22 | 095 | Граждане прожив.(работ.) на терр.зоныпрожив.с правом на отселение | 584,17 | 584,17 |
23 | 096 | Граждане прожив.(работ.) на терр.зоныпрожив.сльготн.соц-эк.статусом | 584,17 | 584,17 |
24 | 097 | Граждане прожив.(работ.) в зоне отселения до их переселен.в др. р-ны | 584,17 | 584,17 |
25 | 098 | Граждане, эвакуированные (в т.ч.выех.добр.) в 1986 г.из зоны отчужден. | 2 336,70 | 1 125,04 |
26 | 099 | Дети (подр.) до 18 лет, дети 1 и 2 поколений,проживающие в зоне | 1 459,52 | 247,86 |
27 | 100 | Дети (подр.) до 18 лет, постоян.прожив.в зоне с льготн.соц-эк.статусом | 877,22 | 877,22 |
28 | 101 | Дети (подр.)-инвалиды,страд. болезнями вследствие аварии на ЧАЭС | 2 919,02 | 1 707,36 |
29 | 102 | Дети (подр.),страдающие болезнями вследствие аварии на ЧАЭС | 2 336,70 | 1 125,04 |
30 | 142 | Граждане-инвалиды,получившиепроф.заболевания.связан.случ.воздейст. | 2 919,02 | 1 707,36 |
31 | 141 | Граждане,получ.проф.заболевания связанные с лучевым воздейст. | 2 336,70 | 1 125,04 |
32 | 111 | Граждане,получ.суммарнуюэффект.дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр) | 2 336,70 | 1 125,04 |
33 | 112 | Граждане, получившие суммарную эффект.дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр) | 731,63 | 731,63 |
34 | 113 | Дети до 18 лет 1,2 поколения ,получ.эффект. дозу облучения свыше 5 сЗв | 731,63 | 731,63 |
35 | 121 | Граждане,получившие лучевую болезнь вследствие аварии на ПО Маяк в 1957 г. | 2 336,70 | 1 125,04 |
36 | 122 | Граждане, ставшие инвалидами вследствие аварии наПО Маяк в 1957 г. | 2 919,02 | 1 707,36 |
37 | 123 | Граждане, направл.наликвид.последствий аварии на ПО Маяк 1957-58 гг. | 2 919,02 | 1 707,36 |
38 | 124 | Граждане, направл.наликвид.последствий аварии на ПО Маяк 1959-61 гг. | 2 336,70 | 1 125,04 |
39 | 125 | Граждане, прожив.внасел.пунктах,где доза облуч.свыше 1 мЗв (0,1 бэр) | 584,17 | 584,17 |
40 | 128 | Граждане, эвакуир,пересел, добровольно выехавшие из зоны загр.Маяк и Теча | 2 336,70 | 1 125,04 |
41 | 129 | Дети 1,2 поколен, страдающие забол.вследствие воздействия радиации на родит. | 1 459,52 | 247,86 |
42 | 131 | Граждане, не имеющие инвалидности из подразделений особого риска | 2 919,02 | 1 707,36 |
43 | 132 | Граждане-инвалиды из подразделений особого риска | 2 919,02 | 1 707,36 |
44 | 140 | Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто - инвалиды | 5 838,02 | 4 626,36 |
45 | 150 | Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто | 4 378,49 | 3 166,84 |
46 | | Герои СССР ,РФ ,полные Кавалеры и члены их семей c 01.01.2006г. | 68 834,86 | |
47 | | Герои Социалистического труда, полные Кавалеры с 01.07.2006г. | 50 755,55 | |
Общая стоимость набора социальных услуг составляет – 1211,66 руб. в том числе:
1. обеспечение по рецептам врача бесплатными лекарствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей – инвалидов стоимостью - 933,25 руб.;
2. представление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний стоимостью – 144,37 руб.;
3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно стоимостью – 134,04 руб.
1Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных силах Российской Федерации: Монография/Под ред. А.А. Чертополоха.-М., 2019. С-203
2Беребина О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы:-М., 2019. С.9.
3 Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ
4Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения//Право в Вооруженных силах № 102018. С. 6-16
5 ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 22 декабря 1942 года
Об учреждении медалей "За оборону Ленинграда"
6Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КноРус., 2018. С. 219-235.
7Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., 2017 С. 16
8Докторова Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики/Н.П. Докторова// В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно-практической конференции: в 2 частях. Омский
9Замараева З.П. Социальная защита населения: ресурсный подход/ З.П. Замараева//Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - № 4. - С. 137-141.
10Теория и практика применения норм гражданского права / под ред. Н. М. Коршунова, Ю. Н. Андреева. – М.: Закон и право, 2015. – С. 97.
11 Приказ министерства труда и социальной защиты Саратовской области от 28.12.2021 № 1661