Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 574
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По письменному заявлению лиц, имеющих право на социальное обеспечение, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Форма предоставления указанного социального обеспечения определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Ветераны Великой Отечественной Войны, а также члены их семей имеют право на получения жилья за счет государственных средств и компенсаций за оплату жилья и коммунальных услуг.
Подводя итоги можно сказать, что для ветеранов боевых действий на законодательном уровне предусмотрен достаточно большой перечень социальных льгот. Помимо льгот, ветераны боевых действий имеют право претендовать на дополнительные ежемесячные денежные выплаты, и определенный набор социальных услуг.
Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем закреплено в ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». В ней говорится, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных данным Федеральным законом, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Глава 3. Проблемы реализация социального обеспечения ветеранов
3.1. Проблемы и перспективы социального обеспечения ветеранов
Поскольку система социального обеспечения объединяет в себе различные по формам, видам и целевому предназначению меры, реализуемые на разных уровнях (федеральном, региональном), осуществление мер социального обеспечения имеет определенные особенности. Рассматривая социальное обеспечение ветеранов как часть системы государственной социальной поддержки, следует остановиться на анализе материальных и процедурных правоотношений по поводу ее оказания. В науке постепенно эволюционировали взгляды на материальные отношения по социальному обеспечению.
Ст. 28 Закона о ветеранах устанавливает правило, в силу которого реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР (до 1 января 1992 г.) либо Правительством РФ.
Постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г. № 69180 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных законом о ветеранах. К сожалению, данной Инструкцией не установлена процедура предоставления мер социальной поддержки, а закреплены, в основном лишь требования к документам (удостоверениям) ветеранов, предоставляемым в органы социальной защиты.
Обратимся к анализу правовых норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах. В соответствии с п. 7 ст. 23.1 Закона о ветеранах ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Такой порядок установлен приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 353н. Для назначения ежемесячной денежной выплаты ветеран обращается в территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства (месту пребывания либо по месту своего фактического проживания) с заявлением и документами, подтверждающими такой статус. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Законом о государственной социальной помощи.
При этом в соответствии с п. 1.5.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328) заявление об отказе от набора социальных услуг подается до 1 октября действий, иных категорий граждан, установленных текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи такого заявления.На практике заявители сталкиваются с ситуацией, при которой гражданин, получавший ежемесячную денежную выплату и отказавшийся от набора социальных услуг, при обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты в более высоком размере (либо по иному основанию) не сможет получить её в полном объёме в год обращения без вычета стоимости набора социальных услуг, так как этому препятствует правило п. 1.5.1 вышеуказанного Порядка, устанавливающее возможность отказа лишь на следующий за обращением год. Тем самым возможность таких граждан распоряжаться денежными средствами ежемесячной денежной выплаты ограничивается, поскольку часть данной выплаты принудительно списывается на финансирование набора социальных услуг
В п. 1.10 Порядка предоставления набора социальных услуг необходимо сделать дополнение, согласно которому изменение основания для назначения ежемесячной денежной выплаты не влечет за собой прекращение действия ранее поданного заявления об отказе от получения набора социальных услуг. Отдельные проблемы реализации мер социальной поддержки возникают при превышении полномочий субъектами РФ10.
В частности, некоторые регионы устанавливают правила осуществления мер социальной поддержки, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета, что не входит в их полномочия.
В определении Верховного Суда РФ от 11 января 2012 г. № 12-Г11-9, признавшего вышеуказанные положения недействующими, указано, что передача Российской Федерацией своих полномочий по осуществлению некоторых мер социальной поддержки субъектам РФ не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления, а предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично - правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
Принадлежность гражданина к определенной категории населения сама по себе не достаточна для реализации некоторых мер социального обеспечения. В частности, при обеспечении ветеранов жильем Закон о ветеранах указывает на критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий. Соответственно, в целях реализации этой меры социального обеспечения заявитель должен представить документы, подтверждающие такого рода нуждаемость.
Огрехи правового регулирования и правоприменителей на данной стадии приводят к необходимости защиты нарушенных прав получателей социальной поддержки. Так, множество решений судов касаются защиты нарушенного права на социальное обеспечение ветеранов труда, имеющих право на пенсию по выслуге лет. В ст. 22 Закона о ветеранах в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предусматривались после установления (назначения) им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно действующей редакции ст. 22 Закона о ветеранах меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Принятые в субъектах РФ в обеспечение указанной нормы законы по - разному регулируют вопрос о социальной поддержке ветеранов труда.
Изложенное позволяет предложить дополнить ст. 23 Федерального закона от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крове и ее компонентов» ч. 5 следующего содержания: «Предоставление лицам, награжденным почетным знаком «Почетный донор России» мер социальной поддержки, предусмотренных частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для отказа от предоставления данным лицам мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по иным основаниям».
К недостаткам регионального законодательства, определяющего порядок реализации обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов в виде субсидий на приобретение жилого помещения, по нашему мнению, следует отнести нечеткость определения сроков такого обеспечения. В большинстве случаев нормативными правовыми актами субъектов РФ конкретный срок перечисления субсидий на лицевые счета граждан не установлен.
В целом, обязанности получателей мер социального обеспечения (материальных благ) немногочисленны. Например, Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации, утвержденный постановлением Минтруда России от 22 января 2015 г. № 35н (далее – Порядок от 22 января 2015 г.) в п. 25 предусматривает единственную обязанность граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, которая состоит в безотлагательном уведомлении территориального органа Пенсионного Фонда России об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты, илипрекращение оснований для ее выплаты. По нашему мнению, формулировка данной обязанности в п. 25 Порядка от 22 января 2015 г. неудачна, поскольку в ней используется оценочная категория «безотлагательно».
Кроме того, все таки, должен быть сформулирован исчерпывающий перечень обстоятельств, о наступлении которых получатель ежемесячной денежной выплаты обязан известить территориальный орган Пенсионного Фонда РФ, так как существующая формулировка «обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты или прекращения оснований для ее выплаты» является оценочной и оставляет возможности для субъективной трактовки заинтересованных лиц.
Представляется, что с целью избежать неопределенности п. 25 Порядка от 22 января 2015 г. нуждается в изменении, при котором получатель ежемесячной денежной выплаты будет обязан известить территориальный орган Пенсионного Фонда России о наступлении обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачено право на данную выплату. Это необходимо, поскольку наступление иных обстоятельств, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты (например, установление другой группы инвалидности, приобретение получателем ежемесячной денежной выплаты нового статуса, дающего право на выплату в большем размере), во - первых, подтверждается решениями уполномоченных государственных органов, а во - вторых, в большинстве случаев зависит от волеизъявления самого гражданина, располагающего возможностью выбора оснований предоставления социальной поддержки. Изменение обязанности по предоставлению социальной поддержки связано с возникновением обстоятельств, указанных в законодательстве, с наступлением которых обязательство в прежнем виде не может быть сохранено.