Файл: Реферат на тему Исследования проблемы маргинализации, дискриминации, отчуждения, социального исключения и истории социологии и в современном обществе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1583

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат на тему:

«Исследования проблемы маргинализации, дискриминации, отчуждения, социального исключения и истории социологии и в современном обществе»

Оглавление
Введение

Глава 1. Проблема маргинальности, дискриминации, отчуждения, социального исключения и истории социологии и в современном обществе

1.1 Концептуальные подходы к определению понятий

1.2 «Маргинальное искусство». Маргиналы в различных сферах общественной жизни

Глава 2. Маргинальные группы в российском обществе

2.1 Взаимосвязь бедности и маргинализации населения

2.2 Понятие «новые маргинальные группы» в российском обществе

2.3 Пути решения проблемы маргинальности

Заключение

Список использованной литературы

население бедность

Введение

Актуальность. Маргинальность относится к числу тех проблем, которые имеют практическую значимость, представляют немалый интерес для социологии - феномен маргинальности открывает широкое поле для изучения природы современной цивилизации, ее дисфункциональных механизмов, потенциально разрушительных как для общества в целом, так и для отдельной человеческой личности.

Проблема маргинальности - не частная и обособленная проблема, хотя и может рассматриваться в рамках практической «социальной работы». Анализ проблемы маргинальности открывает многочисленные импликации, связывающие ее с фундаментальными проблемами социологии и смежных гуманитарных дисциплин.

Вопрос о том, что является, а что не является дискриминацией, достаточно запутан и не имеет однозначного решения. Традиционно под дискриминацией понимали ограничение прав по признакам, которые «не являются приемлемыми и подходящими основаниями в условиях, в которых они имеют место», но сама «приемлемость» не имеет точного определения. Обычно считается неприемлемым ограничение прав по признакам, которые объективно не влияют на способность человека к реализации этих прав. Так, раса, национальность, сексуальная ориентация, политические или религиозные убеждения, в значительной степени — пол — обычно не влияют непосредственно на способность человека к выполнению определённой работы, поэтому учёт их при решении вопроса о предоставлении работы не обоснован и может считаться дискриминацией.


Проблема отчуждения является одной из наиболее серьезных проблем современной философии. Возникновение потребности в ее проблематизации у ряда выдающихся мыслителей XIX и XX вв. сопряжено, прежде всего, с глубоким воздействием стремительного развития отчуждения, серьезно изменившей положение человека в мире. Анализ ряда базовых для социальной философии категорий и категориальных пар выявить сущность социального феномена отчуждения, вскрыть его причины, основные черты и характер существования в современном мире. В существующих социологических концепциях соотношение категорий «общественная связь» и «общественное отношение» не было должным образом демаркировано. Так, общественные отношения рассматривались фактически как связь, как каждый раз противопоставленные общественным индивидам структурные особенности социальной системы, выступающие как вид социально-типичной связи, т.е. универсальных взаимозависимостей между людьми как функциональными единицами общественной системы. Однако анализ данных категорий свидетельствует о том, что именно общественные отношения являются настоящим источником активного преобразования и развития системы общества. Они представляют живой и разнообразный тип связи между общественными индивидами, который отличается обязательной локализацией в общественном и индивидуальном сознании. Общественные отношения не могут быть просто структурными взаимозависимостями элементов социальной системы, так как в этом случае процесс развития лишается своих прерывностей и источника творческой индивидуальности. Общество стало бы самостоятельным механизмом, управляемым универсальными и внешними индивиду законами. Но подобный порядок, означает именно возможность существования таких феноменов как отчуждение. Деструкция же этого феномена, как отмечал еще К. Маркс, как раз и «делает невозможным все то, что существует независимо от индивидов, поскольку все это есть все-таки не что иное, как продукт существовавшего до сих пор общения между самими индивидами» Маркс К. Немецкая идеология. // К. Маркс и Ф. Энгельс Избранные произведения в Зтт. М., 1980. т.1, с.63.. Продукт, а правильнее сказать - процесс общения между индивидами и есть их отношения между собой, которые не позволяют превратить движение общественного развития в независимый механизм, основанный на стихийных или неподконтрольных индивиду связях этой системы, выступающих в движении самой социальной предметности.



Цель данной работы - изучение процессов маргинализации, дискриминации, отчуждения, социального исключения и истории социологии и в современном обществе в современном обществе.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • дать определение понятию «маргинальность, дискриминация, отчуждение, социальное исключение и история социологии»;

  • выявить основные теоретические концепции;

  • определить влияние данных понятий на социальную структуру современного российского общества.

Объектом данной работы выступает современное общество как один из источников формирования социальной структуры.

Предметом исследования являются процессы явлений социальной структуры.

1. Проблема маргинальности, дискриминации, отчуждения, социального исключения и истории социологии и в современном обществе

Сегодня происходит последовательное углубление на разных этапах этих процессов и тенденций. Оценки ученых - их современников вряд ли можно считать только лишь мрачными метафорами. Как отметил Н.И. Лапин, Россия переживает универсальный социокультурный кризис. "Разрушение Союза породило множество трещин в общественном теле самой России - вертикальных (производственно-отраслевых, социально-профессиональных) и горизонтальных. Эти трещины столь многочисленны и опасны, что позволяют говорить о кризисе интеграции -- одном из глубочайших за всю историю" . Особенность ситуации в том, что кризис идентичности в России сопряжен с ходом радикальных реформ. "Реформы воздействуют на кризис, но не так, как ожидалось... Взаимодействуя, они искажают динамику друг друга, ведут к неожиданным результатам. Это свидетельствует о том, что пока не возник механизм саморазрешения кризиса, его патологический характер сохраняется".

И сегодня в гораздо большей степени перед нами не структура общества, как "некое стабильно функционирующее целое", а "поток, лавина, обвал, подвижка целых социальных пластов, а то и континентов".Наше общество переживает системный кризис, поразивший все его структуры. Дополняя дюркгеймовскую характеристику аномии (отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам) - можно сказать, что ведущим признаком кризиса является "стихийное" разрушение социальных структур - социальных, экономических, политических, духовных.


Динамичные, необычайно спрессованные во времени и пространстве изменения российского общества побуждают исследователей современного социума заглянуть в арсенал терминов и понятий для его изучения, по-новому отнестись к тем из них, которые ранее употреблялись совсем редко, пересмотреть старые ярлыки и, найдя в них необычный ракурс, дать новые метки.

Многозначность, многоаспектность понятий социальных явлений, их глубина и неддисциплинарность не могли не привлекать внимание исследователей современных социальных процессов. Обращение к теме маргинальности, дискриминации, отчуждения, социального исключения и истории социологии начинается с углубленного исследования этих феноменов в русле общепринятых концепций и постепенного осмысления их в контексте современной российской реальности.

Социологическое направление. Основная часть работ по сосредотачивается на анализе этого явления в социальной структуре. В этом направлении работали ряд диссертантов . Интересен анализ маргинальности в сфере труда в условиях перехода предприятий на новые принципы работы, предпринятый С. Краснодемской. Основная проблема, которую ставит автор, - пути и организационные формы абсорбции (поглощения, временного удержания) «маргинально отвергнутого населения» в условиях изменения структуры занятости. Выводы автора позволяют говорить о социально-профессиональной маргинальности как следствии новых экономических процессов. З.Х. Галимуллина рассматривает маргинальность как следствие универсальных характеристик структурных преобразований. Она выделяет два типа маргинальности - маргинальность-переходность и маргинальность-периферийность. Расширение маргинализации - следствие деструктивного этапа социальной трансформации, альтернативой которому автор видит реинтеграционные процессы в обществе. Оптимистическая перспектива проблемы видится автором в приобретении маргиналами нового статуса, социальных связей и качеств. Одновременно делается пессимистический вывод о нарастании процессов маргинализации в обществе в ближайшие годы. В.М. Прок, рассматривая маргинальность как явление социальной стратификации, уточняет различие понятий маргинальности и маргинализации. Маргинализация, по ее мнению, представляет собой процесс смены субъектом одного социально-экономического статуса на другой, или процесс распада одних социально-экономических связей и зарождение новых. При этом автор выделяет два направления, обусловленные восходящей и нисходящей мобильностью.


Можно отметить также ряд публикаций, развивающих проблематику исследований в указанном направлении. З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян, И.В. Казаринова обосновывают модели социальных явлений среди работающего населения и попытку определения количественных характеристик. Основным критерием авторы признают утрату индивидом субъективной идентификации с определенной группой, сменой социально-психологических установок. Показывая перспективы, авторы исследуют стратегии поведения различных групп, выделенных по этому критерию. А.В. Заворин, рассматривая маргинальность в связи с процессами дезорганизации социальных систем, определяет ее как "точки разрыва" в трех смыслах, представляя ее как феномен пограничных явлений социальной структуры; разрыва социальных связей; затруднений при идентификации . Главная проблема, которую ставит автор, обратимость/необратимость маргинализации, пути и возможности демаргинализации. Один из них -- "социальное лечение" маргинальности как болезни на ранних стадиях маргинализации общества; другой -- сужение границ "маргинального прорыва", управляемость конструктивного направления маргинальности, формирующейся как сила, способная изменить положение дел в депрессивной или переломной общественной ситуации. В статье И.П. Поповой ставится проблема маргинализации экономически и социально активного населения, для которых вводится понятие новых маргинальных групп (постспециалисты, новые агенты, мигранты). Маргинальность рассматривается в основном как феномен вынужденного радикального изменения социального статуса больших групп населения, изменения социально-профессиональной структуры общества в результате кризиса и реформ. Автор уточняет некоторые теоретические вопросы: критерии, степень, закономерности и перспективы преодоления маргинальности.

Следует отметить ряд пограничных тем, в которых можно увидеть потенциал взаимодействия с эвристическим полем концепций. Это темы одиночества и нетипичности, разрабатывавшиеся соответственно С.В. Куртиян и Е.Р. Ярской-Смирновой. Определенные черты этого поля можно обнаружить в философской проблематике "аномального человека" -- учащегося-инвалида, разрабатываемой В. Линьковым.

1.1 Концептуальные подходы к определению понятий

Анализ усложняющихся социальных процессов в современных обществах через понятия