Файл: Реферат на тему Исследования проблемы маргинализации, дискриминации, отчуждения, социального исключения и истории социологии и в современном обществе.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1584
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, приводящие к интересным наблюдениям и результатам, становятся одним из признанных социологических методов.
Изучая проблемы социальных явлений, американский социолог Эверетт Черрингтон Хьюз отметил важность переходных фаз, часто отмечаемых ритуалами перехода, которые переводят нас "от одного образа жизни к другому, от одной культуры и субкультуры к другой" (жизнь в колледже - переходная фаза в подготовке к более взрослой жизни и т.д.). Хьюз расширил концепцию, включив фактически любую ситуацию, в которой личность хотя бы частично идентифицируется с двумя статусами, но нигде не принимается полностью. Феномены явлений, определенные в таком широком смысле, появляются, когда многие из нас участвуют в жизни высокомобильного общества.
В самом общем виде все явления связываются с исключением индивидов или социальных групп из системы общественных связей. В работе С.А. Красильникова "На изломах социальной структуры", рассматривающей проблемы, приводится вполне характерное утверждение, что к маргинальной относится часть населения, "не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных функций, не обладающая социальным статусом и существующая на те средства, которые либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов - во имя политической стабильности - имущими классами".1Причины, приводящие к появлению этой массы населения, скрыты в глубоких структурных изменениях общества. Они связаны с экономическими кризисами, войнами, революциями, демографическими факторами.
Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество.
Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. В послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).
Своеобразие подходов к исследованию явлений и понимания их сущности во многом определяются спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.
1.2 «Маргинальное искусство». Маргиналы в различных сферах общественной жизни
Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником индивидуальных и групповых форм протеста, но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Изучение истории мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Говоря о «маргинальном искусстве», следует прежде всего выделить довольно многочисленную группу «художников-аутсайдеров», в которую входит либо тот, кто изолирован от общества, либо живет на периферии общественных интересов, либо попросту забыт обществом. Нередко рожденное как культурная и художественная аномалия, постепенно становится нормой и теряет качество маргинальности.
В искусстве известен маргинальный по всем признакам опыт Винсента Ван Гога писать картины, не прибегая к кисти и палитре - основному инструментарию, обеспечивающему образную выразительность, почерк, манеру и индивидуальность художника. Работая над этюдом на plein-air-e и желая сэкономить время, день клонился к закату, и природные цвета гасли, художник выдавливал краски на холст прямо из тюбика. Таким образом, он выполнил несколько своих работ, теперь ставших классикой раннего модернизма. Еще выразительнее тема « маргинальности в изобразительном искусстве» прослеживается в начале XX века при изобретении коллажа. Поместить на холсте инородный искусству объект: фрагмент газеты, игральную карту, коробку от папирос, что делали в своих коллажных опытах испанский художник Пабло Пикассо и французский художник Жорж Брак, было в то время настоящим вызовом эстетике и искусствознанию. Это опрокидывало все сложившиеся представления о художественном произведении, творческом субъекте, профессионализме в искусстве и было маргинальным по духу явлением. Но прошло время, и появился поп-арт, придавший объектному искусству статус культурной и художественной нормы. В музыке симфонический авангард отличается от симфонической классики примерно равным сочетанием звука и паузы (молчания). Так считал композитор Эдисон Денисов. Здесь, в музыкальном образе без звука, столько же маргинального, ставшего художественной нормой, сколько в живописном произведении, выполненном без кисти и палитры, или в практике коллажного искусства.
2
Существуют следующие типы маргиналов:
- этномаргиналы- люди, попавшие в чужую среду в результате миграции (мигранты из деревни в город, эмигранты, представители смешанных браков);
- политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;
- религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними (примером могут служить так называемые «новые» религии: Церковь саентологии (Великобритания, США и многие другие страны), Белое братство (Украина, Россия), Тэнри (Япония), Каодаизм (Вьетнам) и т.д.);
- биомаргиналы – люди, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства;
- социомаргиналы – появляются в связи с незавершенностью социального перемещения;
- возрастные маргиналы – формируются при разрыве связей между поколениями;
- экономические маргиналы – порождены потерей работы и материального благополучия. 3
Существует большое количество определений понятия «маргинальность». Самое первое было введено в науку американским социологом Робертом Парком в 1928 г. и использовалось сначала для обозначения "личности на рубеже культур". Ко второй половине 90-х годов складываются основные черты отечественной модели концепции маргинальности. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений.
Маргинальность - пограничность, нахождение за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Отсюда возникают такие понятия как «маргинальное искусство», религиозные маргиналы, политические маргиналы и т.д. Тем самым еще раз подтверждая многогранность и неоднозначность данного понятия.
Глава 2. Маргинальные группы в российском обществе
2.1 Взаимосвязь бедности и маргинализации населения
Все качественно новое и самое распространенное по своим количественным показателям, противоречивым и далее отягощенным последствиям произошло за годы российских реформ в трех сферах нашего общества, определяемых термином «социальный». Это социальная стратификация, социальные неравенства, социальная повседневность.
Качественные характеристики и количественные показатели, которыми описывается глубина изменений в этих сферах, побуждают сделать принципиальный вывод: за годы реформ российское общество сложилось как новая социальная реальность.
Как показывают результаты анализа стратификации, в основе которого лежит специальный индекс уровня жизни, разработанный учеными ИС РАН по данным общероссийских исследований 2003-2007 гг., в обществе сложились минимум 10 социальных слоев (страт), обладающих собственными устойчивыми и при этом обособленными интересами, уровень и качество жизни которых принципиально различны.
В рамках выявленной модели стратификации выделяются первые нижние две страты, объединявшие весной 2008 г. 16% россиян. Это именно та доля населения, которая по своему реальному уровню жизни находится за чертой бедности. Третья и четвертая страты представляют малообеспеченных, в составе которых выделяются две подгруппы. Третья страта – это первая подгруппа малообеспеченных, носит промежуточный характер и объединяет россиян, балансирующих на грани бедности (16%). Данную группу для краткости называют еще нуждающимися.
Во вторую подгруппу малообеспеченных входят представители четвертой страты. Они охватывают часть россиян, которые живут на классическом для России уровне малообеспеченности, объединяя более четверти населения страны (27%). Именно уровень жизни, характерный для данной страты является наиболее типичным для данного региона проживания. Поэтому данную часть населения можно именовать как собственно малообеспеченные.
Страты с пятой по восьмую, объединяющие не менее трети населения, представляют средние слои: они заметно различаются между собой и могут рассматриваться как относительно благополучные на общероссийском фоне. К этому следует приплюсовать представителей 9 и 10 страт, которые, согласно меркам общественного мнения, могут называться богатыми, хотя объективно они принадлежат к верхним слоям среднего класса (6-8%). В совокупности представители с 5-й по 10-ю страту составляют благополучное население страны.
В итоге в России весной 2008 г. 59% населения характеризовалось тремя параметрами уровня жизни: «ниже черты бедности», «на грани бедности» и в состоянии «малообеспеченности», а 41% - представляли относительно благополучные слои населения.4
При исследовании категории "прожиточный минимум" и "уровень малообеспеченности", определяемые как некоторый минимальный предел, обеспечивающий биологическое и социальное воспроизводство человека и работника, имели большое практическое значение.
Рассмотрим минимальный размер оплаты труда в развитых странах на примере США (рис.1).
Рис. 1 Динамика МРОТ в США в 2007-2010 гг, долл. в час.5
аргиналы- люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы
Проанализировав представленную таблицу, мы видим, что МРОТ увеличился на 10% (по сравнению с 2009 г.), а увеличение по сравнению с 2007 г. составляет 29%. При новом уровне МРОТ в 7,25 долл. в час при 33-х часовой рабочей неделе работник будет зарабатывать 12441 долл. в год. Установленный федеральным правительством размер прожиточного минимума составляет 10830 долл. в год на одного человека. Теперь сравним МРОТ и ПМ: (12441/10830)*100%=115%. Т.е. МРОТ превышает ПМ на 15%, что является характерным для развитых стран.
Минимальный размер оплаты труда в России в 2009 г. составил 4330 руб., а усредненный прожиточный минимум – 6120 рублей. Сравнив данные показатели, мы увидим, что ПМ превышает МРОТ на 29%. А в развитых странах считается нормальным превышение МРОТ над ПМ на 10-15%. Наблюдается явное несоответствие. МРОТ, который меньше прожиточного минимума на 29%, не может гарантировать восстановление рабочей силы.
Возникли две формы бедности: "устойчивая" и "плавающая". Первая связана с тем, что низкий уровень материальной обеспеченности, как правило, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете - к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Две трети детей и одна треть престарелого населения оказались "за порогом" социальных гарантий, в группе бедности. Наряду с традиционными бедными (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды и престарелые) возникла категория "новых бедных", представляющих те группы населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическим характеристикам никогда ранее (в советское время) не были малообеспеченными. Все специалисты пришли к выводу о том, что работающие бедные - это чисто российский феномен.
Изучая проблемы социальных явлений, американский социолог Эверетт Черрингтон Хьюз отметил важность переходных фаз, часто отмечаемых ритуалами перехода, которые переводят нас "от одного образа жизни к другому, от одной культуры и субкультуры к другой" (жизнь в колледже - переходная фаза в подготовке к более взрослой жизни и т.д.). Хьюз расширил концепцию, включив фактически любую ситуацию, в которой личность хотя бы частично идентифицируется с двумя статусами, но нигде не принимается полностью. Феномены явлений, определенные в таком широком смысле, появляются, когда многие из нас участвуют в жизни высокомобильного общества.
В самом общем виде все явления связываются с исключением индивидов или социальных групп из системы общественных связей. В работе С.А. Красильникова "На изломах социальной структуры", рассматривающей проблемы, приводится вполне характерное утверждение, что к маргинальной относится часть населения, "не участвующая в производственном процессе, не выполняющая общественных функций, не обладающая социальным статусом и существующая на те средства, которые либо добываются в обход общепринятых установлений, либо предоставляются из общественных фондов - во имя политической стабильности - имущими классами".1Причины, приводящие к появлению этой массы населения, скрыты в глубоких структурных изменениях общества. Они связаны с экономическими кризисами, войнами, революциями, демографическими факторами.
Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество.
Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. В послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные, катастрофические размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).
Своеобразие подходов к исследованию явлений и понимания их сущности во многом определяются спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.
1.2 «Маргинальное искусство». Маргиналы в различных сферах общественной жизни
Маргиналы - обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.
Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником индивидуальных и групповых форм протеста, но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Изучение истории мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Говоря о «маргинальном искусстве», следует прежде всего выделить довольно многочисленную группу «художников-аутсайдеров», в которую входит либо тот, кто изолирован от общества, либо живет на периферии общественных интересов, либо попросту забыт обществом. Нередко рожденное как культурная и художественная аномалия, постепенно становится нормой и теряет качество маргинальности.
В искусстве известен маргинальный по всем признакам опыт Винсента Ван Гога писать картины, не прибегая к кисти и палитре - основному инструментарию, обеспечивающему образную выразительность, почерк, манеру и индивидуальность художника. Работая над этюдом на plein-air-e и желая сэкономить время, день клонился к закату, и природные цвета гасли, художник выдавливал краски на холст прямо из тюбика. Таким образом, он выполнил несколько своих работ, теперь ставших классикой раннего модернизма. Еще выразительнее тема « маргинальности в изобразительном искусстве» прослеживается в начале XX века при изобретении коллажа. Поместить на холсте инородный искусству объект: фрагмент газеты, игральную карту, коробку от папирос, что делали в своих коллажных опытах испанский художник Пабло Пикассо и французский художник Жорж Брак, было в то время настоящим вызовом эстетике и искусствознанию. Это опрокидывало все сложившиеся представления о художественном произведении, творческом субъекте, профессионализме в искусстве и было маргинальным по духу явлением. Но прошло время, и появился поп-арт, придавший объектному искусству статус культурной и художественной нормы. В музыке симфонический авангард отличается от симфонической классики примерно равным сочетанием звука и паузы (молчания). Так считал композитор Эдисон Денисов. Здесь, в музыкальном образе без звука, столько же маргинального, ставшего художественной нормой, сколько в живописном произведении, выполненном без кисти и палитры, или в практике коллажного искусства.
2
Существуют следующие типы маргиналов:
- этномаргиналы- люди, попавшие в чужую среду в результате миграции (мигранты из деревни в город, эмигранты, представители смешанных браков);
- политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;
- религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними (примером могут служить так называемые «новые» религии: Церковь саентологии (Великобритания, США и многие другие страны), Белое братство (Украина, Россия), Тэнри (Япония), Каодаизм (Вьетнам) и т.д.);
- биомаргиналы – люди, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства;
- социомаргиналы – появляются в связи с незавершенностью социального перемещения;
- возрастные маргиналы – формируются при разрыве связей между поколениями;
- экономические маргиналы – порождены потерей работы и материального благополучия. 3
Существует большое количество определений понятия «маргинальность». Самое первое было введено в науку американским социологом Робертом Парком в 1928 г. и использовалось сначала для обозначения "личности на рубеже культур". Ко второй половине 90-х годов складываются основные черты отечественной модели концепции маргинальности. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений.
Маргинальность - пограничность, нахождение за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Отсюда возникают такие понятия как «маргинальное искусство», религиозные маргиналы, политические маргиналы и т.д. Тем самым еще раз подтверждая многогранность и неоднозначность данного понятия.
Глава 2. Маргинальные группы в российском обществе
2.1 Взаимосвязь бедности и маргинализации населения
Все качественно новое и самое распространенное по своим количественным показателям, противоречивым и далее отягощенным последствиям произошло за годы российских реформ в трех сферах нашего общества, определяемых термином «социальный». Это социальная стратификация, социальные неравенства, социальная повседневность.
Качественные характеристики и количественные показатели, которыми описывается глубина изменений в этих сферах, побуждают сделать принципиальный вывод: за годы реформ российское общество сложилось как новая социальная реальность.
Как показывают результаты анализа стратификации, в основе которого лежит специальный индекс уровня жизни, разработанный учеными ИС РАН по данным общероссийских исследований 2003-2007 гг., в обществе сложились минимум 10 социальных слоев (страт), обладающих собственными устойчивыми и при этом обособленными интересами, уровень и качество жизни которых принципиально различны.
В рамках выявленной модели стратификации выделяются первые нижние две страты, объединявшие весной 2008 г. 16% россиян. Это именно та доля населения, которая по своему реальному уровню жизни находится за чертой бедности. Третья и четвертая страты представляют малообеспеченных, в составе которых выделяются две подгруппы. Третья страта – это первая подгруппа малообеспеченных, носит промежуточный характер и объединяет россиян, балансирующих на грани бедности (16%). Данную группу для краткости называют еще нуждающимися.
Во вторую подгруппу малообеспеченных входят представители четвертой страты. Они охватывают часть россиян, которые живут на классическом для России уровне малообеспеченности, объединяя более четверти населения страны (27%). Именно уровень жизни, характерный для данной страты является наиболее типичным для данного региона проживания. Поэтому данную часть населения можно именовать как собственно малообеспеченные.
Страты с пятой по восьмую, объединяющие не менее трети населения, представляют средние слои: они заметно различаются между собой и могут рассматриваться как относительно благополучные на общероссийском фоне. К этому следует приплюсовать представителей 9 и 10 страт, которые, согласно меркам общественного мнения, могут называться богатыми, хотя объективно они принадлежат к верхним слоям среднего класса (6-8%). В совокупности представители с 5-й по 10-ю страту составляют благополучное население страны.
В итоге в России весной 2008 г. 59% населения характеризовалось тремя параметрами уровня жизни: «ниже черты бедности», «на грани бедности» и в состоянии «малообеспеченности», а 41% - представляли относительно благополучные слои населения.4
При исследовании категории "прожиточный минимум" и "уровень малообеспеченности", определяемые как некоторый минимальный предел, обеспечивающий биологическое и социальное воспроизводство человека и работника, имели большое практическое значение.
Рассмотрим минимальный размер оплаты труда в развитых странах на примере США (рис.1).
2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
5,15 | 6,55 | 6,55 | 7,25 |
Рис. 1 Динамика МРОТ в США в 2007-2010 гг, долл. в час.5
аргиналы- люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы
Проанализировав представленную таблицу, мы видим, что МРОТ увеличился на 10% (по сравнению с 2009 г.), а увеличение по сравнению с 2007 г. составляет 29%. При новом уровне МРОТ в 7,25 долл. в час при 33-х часовой рабочей неделе работник будет зарабатывать 12441 долл. в год. Установленный федеральным правительством размер прожиточного минимума составляет 10830 долл. в год на одного человека. Теперь сравним МРОТ и ПМ: (12441/10830)*100%=115%. Т.е. МРОТ превышает ПМ на 15%, что является характерным для развитых стран.
Минимальный размер оплаты труда в России в 2009 г. составил 4330 руб., а усредненный прожиточный минимум – 6120 рублей. Сравнив данные показатели, мы увидим, что ПМ превышает МРОТ на 29%. А в развитых странах считается нормальным превышение МРОТ над ПМ на 10-15%. Наблюдается явное несоответствие. МРОТ, который меньше прожиточного минимума на 29%, не может гарантировать восстановление рабочей силы.
Возникли две формы бедности: "устойчивая" и "плавающая". Первая связана с тем, что низкий уровень материальной обеспеченности, как правило, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете - к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Две трети детей и одна треть престарелого населения оказались "за порогом" социальных гарантий, в группе бедности. Наряду с традиционными бедными (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды и престарелые) возникла категория "новых бедных", представляющих те группы населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическим характеристикам никогда ранее (в советское время) не были малообеспеченными. Все специалисты пришли к выводу о том, что работающие бедные - это чисто российский феномен.