Файл: Методика изучения социальнопсихологической адаптации к школе Э. М. Александровской.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.

Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской.

В этой методике адаптация ребенка к школе оценивается с точки зрения четырех параметров:

  1. Эффективность учебной деятельности

  2. Усвоение школьных норм

  3. Успешность социальных контактов

  4. Эмоциональное благополучие

Первые три критерия содержат две шкалы, четвертый критерий представлен одной шкалой. Каждая шкала описывает различные, формы поведения ученика и оценивается в баллах (от 0 до 5). Педагог (или психолог) заполняет схему наблюдения за поведением первоклассников на основе наблюдения.

Я считаю, что этот метод был разработан для того, чтобы выяснить эффективность учебной деятельности, успешность или неуспешность усвоения поведенческих норм и социальных контактов, а также сформированность эмоционального благополучия у детей младшего возраста. Кроме того, он помогает учителям систематизировать свои представления о детях, начинающих обучение в школе.

Задание 2.

  • Боязнь педагогических ошибок

  • Сложности в управлении группой и собственным состоянием

  • Подчеркивание позиции собственного превосходства

  • Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических ситуаций

  • Неумение наладить контакт с каждым и со всем классом

  • Механический перенос чужого стиля общения и действия

  • Непонимание позиции детей

  1. Чтобы преодолеть трудности в общении, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей

  • Стычки между воспитанниками

  • Нарушения дисциплины

  • Обзывания

  • Нарушения правил в играх

  • Отчуждение ребенка от группы детей

  • Затянувшееся выяснение отношений.

  1. Используйте методы профилактики




  • Сюжетно-ролевая игра

  • Обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них

  • Чтение и обсуждение художественных произведений

  • Просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий

  • Беседы

  • Коммуникативные игры.

  1. Внедряйте в практику стратегию преодоления трудностей




1.Проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту).

2. Работайте с чувствами детей (техника активного слушания). Определите, назовите чувства детей.

3.Совместно формулируйте возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).

4.Выберите лучший вариант, детализируйте решение.

5. Помогите детям выполнить решение, если нужно - осуществите проверку.

4.Используйте технику активного слушания


  • Обязательно повернитесь к ребенку лицом

  • Если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы

  • Стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось…», «он тебя толкнул и тебе очень больно…», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»

  • В беседе с ребенком держите паузу

  • Обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта

  • Выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

5.Используйте технику позитивных сообщений


1) Когда ты (описание произведенного действия ребенка).
2) Может случиться, что (описание возможного результата).
3) Лучше (предложение альтернативного варианта поведения).

6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.

  • Воздержаться от того, что, по-видимому, нервирует товарища

  • Игнорировать ситуацию, конфликт

  • Попросить прощения

  • Не создавать «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём

  • Не унижать и не оскорблять другого человека, чтобы не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяньем;


Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения.

Для эффективного взаимодействия общения нужны такие качества как:

  • Способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность)

  • Сопереживание (эмпатия)

  • Справедливость

  • Способность к сотрудничеству

  • Доброжелательность

  • Терпение

  • Вежливость.


Задание 3.

  1. Проводим диагностику уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей

  2. Определить цели и задачи, которые буду достигнуты учениками.

  3. Согласование с родителями и обучающимися о времени, которое необходимо затратить обучающемуся на обучение.

  4. Определить роль родителей обучающегося в реализации маршрута. Предусмотреть участие родителей в совместной практической деятельности со своим ребенком.

  5. Педагог совместно с воспитанником и родителями должен подобрать темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося.

  6. Определить содержание учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.

Одна из главных задач начальной школы - формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Одной из базовых компетентностей обучающегося является учебно-познавательная компетенция, включающая в себя компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (в общеучебной деятельности, во внеурочной деятельности по предметам, в общественной активности ребёнка).

Изучение способностей, интересов, интеллектуальных возможностей обучающихся. Эти данные можно получить в ходе диагностирования. Для получения достоверных данных рекомендуется использовать несколько диагностик. Если диагностику проводят психологи, социальные педагоги или другие специалисты – обязательно прописываются рекомендации. Рекомендуемые диагностики:

  • «Карта интересов» Климов Е.А.

  • «Личностные особенности (для младших школьников)» Опросник Г. Айзенка

  • «Учебная мотивация» Карпова Г.А.

  • «Социометрия» Дж.Морено

На данном этапе проводится анализ общеучебных умений ученика, его успеваемости, участие и результативность в олимпиадах, конкурсах, акциях, конференциях различного уровня, оговариваются возможные технологии, методы, формы и приемы работы.

На данном этапе работы планируется содержание деятельности обучающегося с выбором форм, методов, способов обучения, которые будут способствовать развитию познавательных интересов ребёнка, его самореализации. Их выбор зависит от потребностей, возможностей и интересов ребенка, родительских ожиданий, предметно – пространственной среды школы и т.д. Обязательно оговаривается планируемый результат. Оценка и самооценка успехов обучающегося. Это этап очень важен.



Основная форма – индивидуальные и групповые занятия, где применяются такие методы обучения:

  • Беседа

  • Работа с графическим материалом и символами.

  • Работа в группе

  • Оформление результатов работы и ее анализ.

  • Ситуация успеха.

  • Интерактивные методы.

Оценочные средства:

  • Портфолио.

  • Лист достижений.

  • Самооценка.

Измерители результативности практики:

Мониторинг предметных и мета предметных результатов обучающегося.

Анализ результативности участия обучающегося в олимпиадах, конкурсах. Конференциях различного уровня.

Для разработки индивидуального образовательного маршрута, обучающегося недостаточно только определения способностей ребёнка. В этом вопросе важна заинтересованность самого обучающегося и его родителей. Индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать особенности обучения и развития конкретного ребенка в определенный период времени. Так же мы должны поминать что каждый ребенок индивидуален.

Задание 4.

МЕТОДИКА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА

Цель: Определить уровень концентрации внимания.

  • Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

  • Возраст: старший дошкольный и младший школьный возраст. 6-9 лет

Инструкция: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите" Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Обработка и анализ результатов:

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Число обработанных фигур

Ранг


Уровень концентрации внимания

100

1

Очень высокий

91- 99

2

Высокий

65-79 80-90

3 4

Средний низкий

64 и меньше

5

Очень низкий


Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.



Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение. Относиться к обучающемуся любого возраста как к субъекту совместной деятельности. Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья. Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач обучающегося в учении, поведении, отношениях. Отказаться от правил часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других. Отказаться от прямого противопоставления обучающихся друг другу. Не «пилить» и не ругать при всей группе. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное. Называть всех обучающихся по именам и добиваться этого в общении обучающихся друг с другом. Постоянно подчеркивать, что отношения в группе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.

Задание 5.

Первый класс школы — один из наиболее важных и периодов в жизни детей.

Первые месяцы после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок же переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях нормах поведения в коллективе класса. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое состояние, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становиться не дисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.


Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей, иногда все это приводит к ухудшению состояния здоровья. Для профилактики этих нарушений необходима организация психологического сопровождения детей в период их адаптации к обучению в образовательном учреждении. В связи с вышеизложенным представляется весьма актуальным создание программы занятий направленных на профилактику и коррекцию дезадаптации учащихся первого класса.

Основная цель программы: психологическая помощь и поддержка детей в период адаптации к школе. В основе занятий лежит авторская методика “Гимнастика мозга” Захарова Р.А., Чупаха И.В. Работа с комплексами кинезиологических упражнений позволяет изменить способности учащегося усваивать и перерабатывать информацию, а так же активизировать работу конкретных зон коры головного мозга, в частности, чтения, речи и письма.

Занятия включают следующие виды упражнений: дыхательные, глазодвигательные, телесно-ориентированные, телесные перекрестные, танцевально-двигательные, для развития мелкой моторики рук, релаксационные, для развития коммуникативной, когнитивной сферы.

В ходе проведения цикла профилактических занятий мы также используем следующие методы и техники:

- элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);

- беседы;

- экспрессивные этюды;

- игры: подвижные, игры с правилами, речедвигательные, развивающие.

Данные виды упражнений способствуют развитию: мелкой и крупной моторики рук, активизации различных отделов коры больших полушарий, повышению способности к произвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизации межполушарных связей между телом и мозгом, профилактике дислексии и дисграфии. Развитие и активизация перечисленных функций помогают успешно проводить групповую коррекцию в различны областях психики детей: саморегуляции, концентрации внимания, снижения тревожности, повышения стрессоустойчивости, адаптационных возможностей. Занятия рассчитаны на детей 6-8 лет. Проводятся в кабинете психолога, или специально оборудованном кабинете, два раза в неделю. Их длительность 30–35 минут.