Файл: I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мышление как психический познавательный процесс
1.2. Понятие «критическое мышление» и его элементы
1.3. Приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка
Развитие критического мышления учащихся одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию критического мышления
2.1. Анализ учебно-методического комплекса УМК «Happy English», Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.
2.2. Реализация технологии развития критического мышления через обучение чтению
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка 7
1.1. Мышление как психический познавательный процесс 7
1.2. Понятие «критическое мышление» и его элементы 11
1.3. Приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка 18
Развитие критического мышления учащихся одна из актуальнейших задач современного процесса обучения. 24
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию критического мышления 27
2.1. Анализ учебно-методического комплекса УМК «Happy English», Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. 27
2.2. Реализация технологии развития критического мышления через обучение чтению 42
Заключение 52
54
Приложение 1 59
Введение
Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития общества одной из основных задач обучения является развитие критического мышления (далее КМ). Изучение иностранного языка сегодня нацелено на развитие гармоничной личности готовой к контактам с представителями иной культуры, готовой к межкультурной коммуникации на высоком уровне.
Центральной задачей для учащихся является научиться эффективно находить знания, критически мыслить. Они должны уметь воспринимать новую информацию, тщательно и критично её исследовать, а также уметь уравновешивать в своем сознании различные точки зрения, проверять отдельные идеи на возможность их использования. Перестройка школы, совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от учителя особого внимания к развитию критического мышления учащихся.
Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования
современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие некоторых дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т. д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования - потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
В осуществлении поставленной задачи важная роль принадлежит технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие).
Способность к иноязычному мышлению является главенствующей способностью, определяющей практическое овладение иностранным языком на высоком уровне. При этом подчеркивается и значительная роль процессов памяти, а также влияние на процесс овладения иностранным языком общей умственной одаренности и уровня развития интеллекта. Технология развития критического мышления через чтение нацелена непосредственно на формирование и закрепление навыков чтения.
Состояние изученности проблемы. Психологическое изучение особенностей критического мышления связано с именами таких ученых и психологов, как Г.С. Абрамова, А.Д. Алферов, Э. Боно, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Г. Маслоу, Р.С. Немов, В.В. Рыжов, В.С. Мухина, А.М. Матюшкин и другими. Основой для изучения критического мышления стали исследования отечественных и зарубежных педагогов А.В. Брушлинского, М.И. Станкина, Е.Д. Божовича, Д.Б. Эльконина, Д. Халперна, Д. Клустера, Ж. Пиаже, Ч. Темпла, К. Мередита.
В ряде исследований , связанных с проблемой критического мышления, рассматривались сущностные характеристики критического мышления: критичность мышления как установка (О.Ф.Керимов), как способность (А.С.Байрамов), как активность (Л.А.Мальц), и др. Изучались этапы формирования критического мышления (С.И.Векслер, А.И.Липкина, В.С.Конева и др.); выявлены особенности критичности мышления в различных возрастных периодах: от дошкольного до юношеского (Д.Джумалиева, А.С.Байрамов, В.С.Конева, Т.Ю.Копылова и др.).
Проблема исследования: критическое мышление предполагает умение находить пути и способы развития, видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки.
Проблема определила тему исследования: «Критическое мышление на уроках иностранного языка
Цель исследования: изучить возможное развитие критического мышления на уроках иностранного языка.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в среднем звене общеобразовательной школы.
Предметом исследования является развитие критического мышления на уроках иностранного языка.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:
-
изучить теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка; -
рассмотреть приемы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка; -
проанализировать учебно-методический комплекс УМК «Happy English», Кауфман К. И., Кауфман М. Ю.; -
выявить реализацию технологии развития критического мышления через обучение чтению; -
провести опытно-практическое исследование по обучению чтению через критическое мышление на уроках по иностранному языку у учащихся 7 «А» класса школы № 109.
Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методического комплекса УМК «Happy English», К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман и систематическое накопление данных в результате целенаправленного наблюдения за учебным процессом.
Понятийно-терминологический аппарат: основные понятия данного исследования даются по «Методике обучения иностранным языкам» Е.Н. Солововой.
Мышление - психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.
Процесс мышления - это психический процесс, помогающий субъектам находить новые знания и отыскивать решения различным задачам.
Критическое мышление - один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Теоретические аспекты исследования критического мышления и психологических условий его развития на уроках иностранного языка
1.1. Мышление как психический познавательный процесс
Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с критическим преобразованием действительности.
По А.Н. Леонтьеву мышление есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс; однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т. п. действий и операций. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики; даже задачи, которые он ставит перед своим мышлением, порождаются общественными условиями, в которых он живет. Таким образом, мышление человека имеет общественную природу [14; 14-80].
Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, поскольку она актуальна, не имеет готового решения и мотив побуждает человека искать выход. Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса служит возникновение задачи, которая, в свою очередь, появляется как следствие осознания несогласования между известными человеку принципами и способами выполнения действий и новыми условиями, исключающими их применение. Первый этап, непосредственно следующий за осознанием наличия задачи, обычно связан с задержкой импульсивно возникающих реакций. Такая задержка создает паузу,