Файл: Лекция Процедуры и техники психологического консультирования Структура процесса консультирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция № 6. Процедуры и техники психологического консультирования»
1. Структура процесса консультирования.
1) Исследование проблемы. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, проявить максимальную искренность, внимание, сочувствие.
2) Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремиться точно, охарактеризовать проблему клиента. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания проблемы.
3) Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы решения проблем.
4) Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие решения являются реалистичными с точки зрения его, клиента, опыта и желания измениться.
5) Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту построить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели.
6) Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели и обобщает достигнутые результаты.
2. Процедуры и техники психологического консультирования.
Этап первый
Как мы определили, первым этапом в психологическом консультировании будет этап, который условно можно назвать «начало работы». Первой процедурой на этом этапе, безусловно, является встреча клиента с консультантом. Техники, уместные для решения данной задачи: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта.
Техника приветствия. Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рад вас видеть...», «Приятно познакомиться...». Составным элементом данной техники, который может быть применен специалистом по его усмотрению, является встреча специалистом клиента у входа в консультацию или в фойе, перед кабинетом.
Техника «проведение клиента на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения клиентом психологической консультации: психолог идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет.
Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента. Рассмотрим техники, применяемые в рамках данной процедуры. Прежде всего это установление раппорта. Он устанавливается в течение первых тридцати секунд.
Этап второй. Сбор информации
Процедура первая: диагностика личности клиента. В рамках данной процедуры применяются техники: беседа, наблюдение, тесты. Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения психологической консультации. В ходе нее предполагает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в процессе общения «клиент-консультант». Применяется на разных стадиях психологического консультирования. В зависимости от целей этапа консультативного процесса меняются и цели беседы. Как специфический вид беседы выделяется интервью.
Интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное.
Наблюдение — эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специалисту собрать информацию о клиенте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах консультативного процесса.
Психологические тесты — стандартизированный метод для измерения уровня развития или состояния какого-либо психологического качества или свойства отдельного индивида. В рамках психологического консультирования применяются тесты, соответствующие определенным критериям.
Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов. Основные техники: диалог, слушание.
Диалог. Определяется как речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами. В широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания. В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось.
Техника «слушание». Прежде всего предполагает «слышание» другого человека, в данном случае клиента. Иначе: в процесс «слышания» включается не только восприятие произносимых слов, но и фона, на котором они были произнесены.
Следовательно, можно выделить два аспекта слушания: вербальный аспект и невербальный. К вербальному аспекту относятся непосредственно слова, словосочетания, метафоры, которые употребляет клиент в своей речи.
Процедура третья: активизация памяти клиента.
Техники: помощь в определении истинных чувств и формулировании высказываний, психологическая поддержка клиента, насыщение пауз, провоцирование клиента.
Для оказания клиенту помощи в определении истинных чувств и их вербализации хорошо работают приемы активного слушания, которые мы рассмотрели в рамках второй процедуры.
Техника «Психологическая поддержка клиента»
применяется на всем протяжении процесса консультирования. Заключается в выражении эмпатии консультантом клиенту на вербальном и невербальном уровнях.
Техника «Насыщение паузы». В процессе консультации, как и при любом общении, не исключено возникновение пауз. Консультант может их заполнить несколькими способами: вопрос, метафора, «держать паузу».
Провоцирование: слова клиента ставятся под сомнение. Цель, с которой используется провоцирование, состоит в том, чтобы помочь клиенту взглянуть на проблему с другой стороны. Это можно сделать при помощи «усиления ситуации».
Этап третий. Стратегический
Процедура первая: определение возможных решений. Техники: информирование клиента, совет, убеждение, разъяснение.
Техника «информирование клиента». Количество информации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультационной сессии, прежде всего будет зависеть от характера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента, сути проблемы. Однако важно, чтобы предоставляемая информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность и объективность.
Техника: убеждение — логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции. Техника: разъяснение. Подразумевает развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель — сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его размышлений по поводу проблемы для клиента.
Процедура вторая: согласование плана действий.
Техники: поиск множественных решений, стимулирующие вопросы, определение алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемого результата.
Прежде чем выработать конкретный план по разрешению проблемы и для того, чтобы данный план был предельно оптимальным, необходимо максимально расширить поиск возможных решений. С этой целью разумно применить методику творческого решения проблем Дилтса.
Техника «конкретизация ожидаемого результата». При помощи данной техники определяются «приметы», по которым клиент сможет определить, что проблема разрешена.
Процедура третья: определение способов контроля за реализацией намеченного плана.
В рамках данной процедуры могут применяться те же техники, что и в рамках предшествующей, но здесь они касаются способов контроля и оценок ожидаемых результатов.
Контроль может осуществляться разными способами:
- клиент может взять всю ответственность на себя;
- он может информировать консультанта о реализации каждого пункта (при этом четко оговариваются сроки выполнения);
- клиент может информировать только о достижении конечного результата;
- может быть назначена дополнительная консультация для отслеживания хода реализации намеченного плана;
- консультант и клиент могут договориться о встрече для обсуждения результатов, после полной реализации выработанного ими алгоритма.
Техники «укрепление уверенности клиента» и «формирование готовности к достижению» взаимосвязаны. Они применяются на протяжении всего процесса консультирования. Наиболее эффективны невербальные средства и психологические поглаживания
1. Укажите основные модальности невербальных реакций при поддержании консультативного контакта.
Gazda с соавт. (1984) распределил невербальные реакции на четыре основные модальности. Такое структурирование помогает лучшему осознанию невербального поведения и наблюдению за ним.
-
Невербальное поведение и структурирование времени.
-
опознание — замедленное реагирование на сообщения партнера; -
приоритеты — относительное время обсуждения отдельных тем.
-
Невербальное общение с использованием тела.
-
контакт глаз — существенно, сколько времени и каким образом партнеры смотрят друг на друга в период беседы; контакт глаз в большой мере зависит от культурных факторов, например, в некоторых культурах контакта глаз избегают из уважения; особенно важен контакт глаз для регулирования консультативного взаимодействия; при оценке контакта глаз следует обращать внимание на:
-
рассматривание специфических объектов, -
смотрение вниз, -
рассматривание консультанта вызывающим пристальным взглядом, -
"бегающий" с объекта на объект взгляд, -
отвод глаз от консультанта, когда он посматривает на клиента, -
закрытие глаз руками, -
частоту задержки взгляда вблизи консультанта;
глаза — "сверкание" и блеск глаз, слезы в глазах, "расширение глаз", позиция бровей указывают на взволнованность клиента;
кожа — имеет значение состояние кожных покровов: бледность, покраснение, "гусиная кожа";
поза — может служить показателем настороженности или физической усталости, свидетельствовать о самозащите (например, скрещенные руки или ноги);
выражение лица — это, пожалуй, самый главный невербальный "ключ" консультирования; Knapp (1973) пишет: "У лица большой потенциал общения. Оно передает эмоциональное состояние; отражает межличностные установки; служит средством обратной связи для партнеров по общению и наряду с речью является главнейшим источником передачи информации". В интерпретации выражения лица играют роль: застывшее выражение, наморщенный лоб, насупленные брови, улыбка и смех (Ф. Достоевский говорил: "Характер человека значительно лучше можно узнать по его смеху, чем из скучного психологического исследования"); невротичному индивиду очень трудно смеяться — он может глумиться, быть ироничным или саркастичным, однако не способен искренне смеяться, у него грустное лицо; консультант должен уметь прочесть на лице клиента радость, боль и страх, а также как одни чувства маскируются другими;
руки и жесты — движения рук и других частей тела часто носят символический характер, могут указывать на что-то неладное;
манипулирование своим телом — проявляется в кусании ногтей, хрустении суставами, выдергивании волос;
монотонное поведение нередко представляет собой признак нервозности — это притопывание ногами, постукивание пальцами, кручение предметов и игры с пуговицами;
командные сигналы — держание пальца у губ (приглашение молчать), указывание пальцем, пожимание плечами, кивание головой, подмигивание;
прикосновение — может представлять проявление дружеских чувств или сексуальности.
2. Типы модальностей.
Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (чувствительный ). Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический - воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.