Файл: Лекция Процедуры и техники психологического консультирования Структура процесса консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.       Характеристики модальностей.

Каждый вид ощущения имеет свое качественное своеобразие: свой анализатор, свой физический раздражитель и свои характеристики. В житейской практике обычно выделяют пять органов чувств, но это скорее относится к восприятию. Иногда упоминают о шестом чувстве, подразумевая нечто выходящее за пределы обычных возможностей человека ( например, предчувствие землетрясений, тепловидение и пр). Экстрасенсорные возможности человека – это либо обостренная сенсорная чувствительность к некоторым обычным для человека раздражителям, либо способность к отражению воздействий, для которых природой не предусмотрено специальных органов ( например, слабых гравитационных или электромагнитных полей). Подобные феномены до сих пор не имеют удовлетворительного научного описания. Возможно в будущем, когда эти эффекты найдут достаточное подтверждение, их отнесут к разряду нечувственного познания. Пока научная психология занимается чувственной сферой, прошедшей строгую экспериментальную проверку.. В научной экспериментальной психологии описывается 11 видов ощущений, которые классифицируются по разным основаниям

по критерию строения рецептора. Выделяют:

кожные ощущения (ощущения прикосновения, давления, температурные, болевые); вкусовые и обонятельные; зрительные; слуховые; статические (ощущения положения); кинестетические (ощущения движения); органические

по критерию расположению рецептора на теле:

экстероцептивные ощущения – возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи.

проприоцептивные ощущения – отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках.

интерорецептивные ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме, с помощью специализированных рецепторов.

по критерию характеристик раздражителя выделяется:

  • механическая чувствительность,

  • акустическая чувствительность,

  • химическая,

  • термическая и оптическая.

по генетическому критерию: протопатическая чувствительность (примитивная, аффективная, менее дифференцированная и локализованная), а также эпикритическая чувствительность, более поздняя и тонко локализованная.

4.       Правила работы с модальностями.

• консультант должен хорошо уметь ориентироваться в поведении клиента с целью распознавания у него ведущей и блокированной модальностей', наблюдать, анализировать проявления клиента в ключе изучения каналов восприятия, опираясь на знания и ха­рактеристики модальностей;

• консультант должен обращать внимание на следующее поведение и проявления модальностей клиента:

- предикаты речи, какие слова и выражения использует клиент как в речи вообще, так и в описании себя, своей проблематики, своего физического и психического состояния, например выраже­ние "Это давит на меня, словно какой-то груз" — типичный признак ведущей кинестетической модальности',

- образы, которые формирует клиент, их отличительные осо­бенности, например, если клиент говорит "Я слышу, будто" или "Это было похоже на вспышку молнии", то в первом случае ве­дущей является аудиальная, а во втором — визуальная системы восприятия и отражения;

- невербальные проявления клиента, например движения глаз или характерные для каждой модальности жесты;

• консультант должен уметь ориентироваться в своих модально­стях, понимать, какая из систем у него развита лучше, какая — хуже, уметь переключаться с одной модальности на другую, ес­ли это необходимо в терапевтических целях;

• консультант может использовать свои модальности для выра­жения эмпатии клиенту, для терапевтического воздействия. Для этого ему необходимо уметь читать сигналы своих модально­стей, интерпретировать их, чтобы на основе своих модально­стей научиться понимать проблематику клиента.