Файл: Новые методы в психологии. Практика гештальттерапии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В гештальподходе с особым вниманием относятся к сопротивлению. Сопротивление понимается как защиты, которые мы бессознательно выстраиваем, чтобы предохранить себя от полноценного и реалистичного переживания (проживания) настоящего. Существуют четыре основных защитных механизма в гештальтподходе:

Интроекция - некритичное принятие чьих-либо убеждений, правил, стандартов. Без ассимиляции они нам чужды, в определенных ситуациях мы теряем целостность, поскольку обнаруживаем внутренний конфликт между собственными желаниями и убеждениями и внутренними жесткими установками "надо", "нельзя", " ты должен". Работа терапевта - помочь человеку осознать такую установку, исследовать ее происхождение, найти собственное отношение к данному вопросу, изменить формулировку на более гибкую (пример: "Уступайте место старшим").

Проекция - процесс, обратный интроекции. Проецируя, мы отчуждаем некоторые аспекты своей личности и приписываем их окружающей среде. Таким образом, мы избегаем принятия ответственности за свои чувства, не принимаем себя в полной мере. Работа терапевта - помочь осознать и интегрировать отвергаемые чувства, мысли (пример: кто нас восхищает, кого мы презираем).

Ретрофлексия - "обращение энергии вспять", удерживание сильного желания или переживания, обращение на себя того, что мы хотели бы сделать другим. Это частая причина неадекватной усталости или болезни (травмы).

Слияние - нивелирование различий между собой и средой, нераспознавание некоторой потребности, неосознование чужого желание и распознавание его как своего. Самый ранний в онтогенезе и один из наиболее сложных для осознавания механизмов.

  1. Техники гештальттерапии


Поскольку главной целью гештальттерапии является повышение контакта в данный момент, одним из основных, применяемых упражнений является «сейчас я осознаю», (метод концентрации) т.е. необходимость заставить клиента просто рассказать о том, что он осознает в данный момент, чтобы выработать у него внимание, центрированное на настоящем. Это часто показывает насколько трудно оставаться сосредоточенным на данном моменте, поскольку клиент обычно старается отклониться от темы и перейти к рассуждениям или самоанализу.


Поскольку невротик не умеет жить и переживать себя в настоящем, ему будет нелегко придерживаться требований техники «здесь и теперь». Он будет прерывать свое участие в настоящем воспоминаниями прошлого, будет настаивать, чтобы говорить о них так, как будто они действительно находятся в прошлом. Ему легче предаваться ассоциациям, нежели концентрироваться на переживании себя.

С точки зрения гештальттерапии, за требованием концентрации вовсе не стоит мелочная придирчивость. Чтобы пациент мог приближаться к полному участию а настоящем, предпринять первый шаг к продуктивной жизни, он должен научиться направлять свою энергию, а это и есть концентрация. Он сможет переходить от того, что считает необходимым в один момент, у тому, что считает необходимым в следующий, если он действительно способен пережить каждое «теперь» и каждую потребность. Концентрируясь на каждом симптоме, на каждой области сознавания, пациент многое узнает о себе и своих комплексах.

Сходным, с указанным выше, является упражнение «пребывание». Суть его заключается в том, что клиент получает указание задержаться на каких-то мыслях или чувстве. Сохранение внимания на чувстве может привести к появлению некоторого незавершенного гештальта или вопроса, на котором клиент хочет сосредоточиться. Можно сказать, что оба эти упражнения непосредственным образом тренируют внимание, центрированное на настоящем.

Есть также клиенты, которые совершенно не умеют слушать. Они прямо-таки забрасывают терапевта словами. Они перебивают его. Или они притворяются внимательными, но при этом очевидно, что все, что терапевт говорит, входит в одно ухо и тут же выходит через другое. Такие пациенты могут буквально не слышать терапевта. Гештальттерапия предлагает таким пациентам переходить от говорения к слушанию себя и обратно (метод «челночного движения»). Первоначально, после каждого сказанного ими предложения, терапевт задает вопрос: « Сознаете ли вы это предложение?» Обычно они помнят, что сказали какие-то слова, но часто замечают, что не сознавали их, когда говорили. Часто это связано с нечувствительностью рта, тогда клиенту предлагается прочувствовать в процессе говорения свои язык и губы. Если такие клиенты научаться в процессе собственной речи слушать и чувствовать, - это важный шаг. Теперь они смогут слушать и других, а также обнаруживать путь к невербальному общению и невербальному существованию. Таким образом, челночное движение развивает сознание

, давая пациенту более ясное ощущение взаимосвязей в его поведении.

Другие техники призваны расширить поле переживания клиента. Гештальт - это холистический подход, и считается, что невербальное выражение зачастую более точно передает переживания клиента, чем его слова. Его могут попросить преувеличить жест или тон голоса, чтобы повысить действительное переживание того, что он говорит. Например, если клиент говорит тихим голосом: «Я сержусь», его можно попросить сказать эти слова громче. Если во время рассказа о своих депрессивных чувствах клиент играет со своим обручальным кольцом, гештальттерапевт может попросить его сосредоточиться на этом жесте и вести разговор с точки зрения своего переживания этого жеста: «Сейчас я двигаю кольцо по пальцу. Мой брак вызывает у меня множество противоречивых чувств».

Есть и другие методы, которые, поощряя самовыражение, также способствуют как большему сознаванию, так и возрастанию опираться на себя. Один из таких методов, психодраматический метод Морено, где пациенту предлагается переходить от одной роли к другой, например, от задерганного ребенка к ругающей его матери. Таким образом, клиент может понять, что ругающее его Супер-эго - это его воображаемая мать (его интроекция), что в действительности он ругает сам себя. Терапевтическая ценность метода состоит в том, что это дает возможность разнять клинч, - постоянную схватку между собакой сверху и собакой снизу, - не посредством приспособления, а посредством интеграции.

Ролевая игра довольно часто используется в гештальттерапии. Одним из эффективных упражнений ролевой игры является техника «пустого стула» или «двух стульев». Оно используется, чтобы помочь клиентам разрешить внутренние конфликты и разобраться в своих чувствах относительно конфликтов с окружающими. Клиент сидит лицом к пустому стулу. Если проблемой является внутренний конфликт между различными аспектами «Я», его просят представить, что одна из конфликтующих сторон сидит напротив него. Клиент разыгрывает роль «второй» стороны, а затем пересаживается на второй стул и разыгрывает противоположную роль. Во время диалога проявляются чувства уязвимости, которые являются сутью конфликта. Как только клиент сумеет «завладеть» своими чувствами, он сможет оперировать ими и сможет свободно сделать выбор.

Гринберг исследовал процесс принятия решения с использованием техники «двух стульев». Он обнаружил, что критикующая сторона начинает с того, что выражается терминами «следует» и «нужно» в ответ на слова другой стороны « хочу» и «не хочу» (последнюю Гринберг назвал «переживающей стороной»). В конце концов, с помощью ролевой игры критикующая сторона начинает смягчаться и перестает быть резким критиком. Когда это происходит переживающая сторона перестает оборонятся. Когда они обе начинают понимать, что находятся на одной «стороне», достигается некое слияние.


Та же техника может использоваться, чтобы помочь человеку решить «незавершенный вопрос» с межличностным конфликтом.

Другой важный терапевтический метод состоит в подходе через проявленные прерывания, например, к областям замешательства клиента. Замешательство - плохая поддержка для контакта и проблема клиента часто проявляется в сферах его замешательства. Переживание замешательства крайне неприятно, и здесь, как и в случаях тревоги, стыда, отвращения, мы сталкиваемся с сильным желанием аннигилировать это переживание - посредством избегания разговоров, или иными способами. Поэтому очень важно, если клиенту удается сознавать свое замешательство и оставаться с ним. Данный метод состоит в работе с клиентом по визуализации образов, которые часто для клиентов, как бы окутаны дымкой тумана или вообще чернотой ( человек имеет некоторые области, куда он запрещает себе смотреть). Клиенту предлагают в фантазии рассеять туман и пристальнее вглядеться в образы, открыть театральный занавес и увидеть, что за ним и т. д. Набравшись мужества отправиться в свои темные углы, можно вернуться оттуда более здоровым. Если изменится прерывающее поведение клиента в кабинете, изменения неизбежно распространяться на весь его жизненный стиль, его характер, его образ жизни.

Существуют и другие гештальт-методы. Важным моментом является то, что для многих гештальт-терапевтов техники являются вторичными по отношению к поддержанию полного сосредоточенного на настоящем, контакта с клиентом и могут включать в свою практику идеи других подходов.

  1. Философия гештальт-терапии.


Гештальтисты полагают, что люди в процессе жизни стремятся к целостности и законченности. Каждый человек имеет тенденцию к самоактуализации, которая возникает в личностном взаимодействии с окружающей средой вместе с началом самоосознания. Самоактуализация сосредоточена на настоящем, она «является процессом существования чего-либо, что уже есть, а не процессом стремления стать чем-то» (Kempler, 1973, р. 262). Гештальтистский взгляд на человеческую сущность отводит внутренней мудрости людей большую роль, чем даже личностно-центрированное консультирование. Каждый человек пытается жить целостно и продуктивно, стремясь координировать различные части личности в здоровое, единое целое. С точки зрения гештальт-теории человек, личность – больше, чем сумма его составляющих.


Основной аспект философии гештальт-терапии - аспект актуальности, поскольку ответственность и осознанность неотделимы от настоящего времени.

«Как и в случае с мечтами и фантазиями о будущем, в гештальте существует свой подход и к прошлому, который я предложил называть презентификацией (восприятие прошлого с точки зрения настоящего). Посредством обыгрывания пациент снова ставит себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют его и управляется с ней, как если бы она была в настоящем.» - Клаудио Наранхо

Сторонники гештальт-теории придерживаются антидетерминистской позиции: каждая личность способна меняться и нести ответственность за свои действия. В происходящих вокруг них событиях люди являются активными участниками, актерами, а не только пассивными участниками, реагирующими на внешние обстоятельства. В целом мировоззрение гештальтистов является экзистенциальным, эмпирическим и феноменологическим: настоящее – вот то, что действительно . имеет значение. Каждый человек открывает что-то в себе, переживая опыт, а не говоря о нем, и собственная оценка и интерпретация человеком его жизни в данный момент являются наиболее важными.

Согласно гештальт-терапии, множество испытывающих трудности людей находятся в сверхзависимости от интеллектуального опыта (Simkin, 1975).

6. Этиология психологических нарушений.
Рост происходит в процессе ассимиляции из окружения, как физической, так и психической. Организм испытывает некую потребность, контактирует со своим окружением, удовлетворяет потребность посредством ассимиляции энергии из окружения. Здоровый организм пребывает в непрерывном процессе: потребность — нарушение равновесия — агрессивный контакт с окружением — удовлетворение потребности через ассимиляцию — равновесие.

Нормальный организм функционирует как единое целое. Его поведение находится в полном согласии с собственными потребностями, а не с внешними требованиями или «долженствованиями». При этом вовлекается весь организм, все его части без исключения. Эго — самосознание — включает все потребности и функции организма.

Согласно гештальтистам, человек может столкнуться с трудностями нескольких видов. Во-первых, он может утратить контакт с окружающей средой и с предоставляемыми ею ресурсами. Во-вторых, он может полностью «раствориться» в своем окружении, оказаться «поглощенным» им и, таким образом, перестать быть самим собой. В-третьих, человек может не суметь отложить незаконченное дело. В-четвертых, он может оказаться в состоянии дезинтеграции, другими словами – разбрасываться. В-пятых, человек может переживать конфликт между «победителем» (тем, что, по мнению человека, нужно делать) и «побежденным» (тем, что человек хочет делать). Наконец, человек может испытывать трудности в преодолении жизненных дихотомий типа любви/ненависти, мужественности/женственности и удовольствия/боли.