Файл: Доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией) Психологическое консультирование по проблемам одиночества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Семейное консультирование

_____________________________________________________
Группа 20П172

Студент
А.Д. Проскурина


МОСКВА 2023

Практическое занятие № 1 по темам 4-5 «Технология ведения консультативной беседы и особенности психологического консультирования супружеской пары»

I. Подготовьте письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
Психологическое консультирование по проблемам одиночества.

Одиночество, является во все времена, неотъемлемым феноменом существования человеческого общества, правда, не всегда осознаваемым, и, чаще всего неодобряемым, для научного сообщества выступает своеобразным символом метафизического неблагополучия бытия личности.

Проблема одиночества была интересна как филосмофам, так и психологам, психиатрам, социологам. Наибольшее внимание этому явлению уделяли философы экзистенциалисты А. Бердяев, Бубер, А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Среди психологов разработкой этой проблемы занимались Дж. Коэн, Л. Пепло и Д. Перлман, И. Ялом, Д. Майерс; отечественные ученые: К.А. Абульханова Славская, Е.И. Головаха, А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин, Н.В. Шитова, А.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев, Ю. Швалб и О.В. Данчева, С.Г. Трубникова, Н.В. Перешеина, И.М. Слободчиков и др. Психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте изучались И.С. Коном, О.Б. Долгиновою.

Сейчас мы наблюдаем отрицательную тенденцию в объяснении причин одиночества: раньше одиночество считалось индивидуальной психологической проблемой, в последнее же время появляется все больше исследовательских работ, утверждающих, что одиночество проявляются на уровне всего общества.


Итак, сегодня мы можем говорить об одиночестве как о серьезной социальной и психологической проблеме. Усиление индивидуализма, интенсификация социальной мобильности, нестабильность общественных процессов, конкуренция - все это является причиной тотального нарастания напряжения, чувства ненужности и одиночества.

Жалобы на одиночество – одни из наиболее частых в кабинете психолога, что в современном обществе совершенно не удивительно. Однако в случае обращения с проблемой одиночества к специалисту корректнее говорить не столько о факте, сколько о чувстве одиночества. Потому что часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. Некоторые люди чувствуют себя нормально только в одиночестве, некоторые даже рассматривают отшельничество как важное условие своего духовного роста. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется «одиночеством в толпе».

Одиночество — это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений общения, взаимопонимания любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная). Одиночество — это та проблема, к решению которой человек меньше всего подготовлен и ответственность за которую так легко переложить на других. Однако человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. 

В ранних работах исследователи-клиницисты, например Фромм-Рейхман и Салливан, первоначально намеревались дать терапевтам почувствовать, что одиночество — серьезная клиническая проблема, которой они напрасно пренебрегают. Эти авторы предлагали терапевтам проявить здесь инициативу и признать одиночество своих клиентов. Они также побуждали терапевтов внимательно проследить за своим собственным одиночеством. После публикации первых работ по данной теме появились новые книги и статьи, в которых анализировалась психодинамическая структура одиночества.

На сегодняшний день наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, в основе которых лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами. В рамках этого подхода Янг и Примаков разработали детальную программу терапии одиночества в рамках своей работы с хронически одинокими людьми.



При консультировании одиноких клиентов рекомендуется соблюдать осторожность. Несмотря на то, что одинокие люди, вероятнее всего, скажут, что им нужен «один-единственный человек» или «романтический партнер», они вряд ли представляют себе психологическое значение целей консультирования. Даже Р. Вейс, который считает, что единственным способом облегчения одиночества служит установление новых связей, тем не менее предупреждает, что «борьба за предмет привязанности» трудна и связана с риском, в том числе с риском испытать социальные затруднения или поторопиться с приносящим беспокойство выбором партнера. Кроме того, обладание подобными связями не обязательно защитит человека от чувства одиночества, особенно в том случае, если они не обеспечивают серьезных социальных обменов. Например, некоторые одинокие люди не могут найти время, чтобы спланировать удовлетворяющую их деятельность совместно с их друзьями или партнерами.

Успешное вступление в новую систему отношений может быть затруднено недостаточностью социальных навыков, социальной обеспокоенностью, ощущением своего поражения. Для некоторых людей нехватка социальных навыков представляет серьезную проблему. К наиболее уместным в данном случае навыкам можно отнести умение поставить себя (это относится и к внешности, и к поведению), социальную уверенность в себе (преодоление застенчивости, взятие инициативы на себя), умение войти в ту или иную роль (как это предписывается в различных сообществах и возрастных группах) и навыки общения. Поэтому, одной из главных задач консультирования одиноких людей является развитие социальных навыков.

Другая проблема может возникнуть из-за того, что одинокие люди часто испытывают тревогу. Некоторых людей тревога может заставить избегать социальных взаимодействий. Но, по-видимому, одинокие люди гораздо чаще пытаются общаться, несмотря на все свои страхи. В подобных случаях тревога может совмещаться с эффективным выполнением социальных функций. Поэтому, следующая задача состоит в том, чтобы изменить неадаптивное поведение и эмоции клиента.

Наконец, большое значение имеют когнитивные факторы. У людей могут быть совершенно нереальные стандарты возможного выбора «своих» партнеров, искаженные представления о самом себе и своих взаимодействиях с другими, может отсутствовать самоуважение. Поэтому еще одна важная задача консультирования – формирование адекватных самооценки и уровня притязаний.

Что касается стиля бесед терапевта и клиента, то большую часть времени терапевт задает вопросы, а не прибегает к дидактическим утверждениям. При помощи вопросов терапевт показывает клиенту, как применять научный метод: «Какими доказательствами я располагаю?», «Достаточно ли этого, чтобы подтвердить мой вывод?», «Существуют ли альтернативные объяснения?» Таким образом, клиенты «открывают» несообразность своих автоматических мыслей и перестают обращать на них внимание. Подобный процесс стимулируемого открытия при помощи индуктивной системы вопросов широко распространен в практике преподавания и служит существенным элементом когнитивной терапии.


В современном обществе одиночество — всеобъемлющее явление. Кризисное одиночество — главная проблема при решении общих задач психологического благополучия личности и ее социального здоровья.

 Одиночество - это болезненное чувство: оно ранит, проникая глубоко в сердце. Иногда человеку хочется кому-то сказать о своём одиночестве, но он боится даже заговорить об этом: «А что, если люди не поймут меня? Мне от этого станет ещё больнее, и ещё более одиноко». Именно по этой причине, человек приходит на прием к психологу-консультанту, задача, которого разъяснить клиенту природу его проблемы, указать на возможные причины и последствия. С помощь квалифицированного подхода попытаться наметить алгоритм решения проблемы и совместными усилиями добиться результата.

Наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, в основе которых лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами.

Важнейшими задачами консультирования являются развитие социальных навыков, изменить неадаптивное поведение и эмоции клиента, а также формирование адекватных самооценки и уровня притязаний.

Крайне важно выяснить, что думают одинокие клиенты о самих себе и своих отношениях с другими. Только в этом случае  можно понять, почему они действуют и чувствуют так, а не иначе. Как только мы это поймем, мы сможем применить когнитивно-бихевиоральные методики, чтобы помочь людям преодолеть свое одиночество.

II. Практические задания:

1. Прочитайте работу В. Сатир «Как строить себя и свою семью» https://www.psyoffice.ru/4196-satir-v.-kak-stroit-sebja-i-svoju-semju..html Представьте схему функционирования систем в неблагополучных и гармоничных семьях (по В. Сатир).

Фактор

Благополучная семья

Неблагополучная семья

1. Самооценка

Высокая самооценка у всех членов семьи

Низкая самооценка

2.Коммуникация

Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая

Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная

3.Семейная система

Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность

Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения

4.Социальные связи

Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов

Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом)


III. Выберите 1-2 ситуации, проанализируйте их, выскажите свое мнение с позиции будущего психолога-консультанта, используя теоретические знания.

Ситуация 4. «Володя, ты хотя бы когда-нибудь поговорил со мной. Сказал что-нибудь хорошее. Не слышу от тебя добрых слов, и жизнь кажется тусклой, безрадостной. Я для тебя в последнее время вроде как мебель в квартире, как нечто неодушевленное…» «Валюша, ты точно сегодня не с той ноги встала. Причем здесь мебель? Ты же для меня самый дорогой человек. А что речей пламенных не произношу, так это вы, педагоги, ораторствовать любите, а мы, инженеры, - молчуны большей частью». «Ничего, до свадьбы, Володенька, ты ой как речист был, когда меня от Вадима отбивал: стихи писал, раз по 10 в день в любви признавался». «Странная ты, Валюха, какаято, не могу же я все время только о любви говорить. Ведь мы с тобой не мальчик с девочкой. А что я тебя люблю, можешь быть уверенной. Не любил бы – давно ушел. Ясное дело!» «Ах, Володя, так ты ничего и не понял». - Что же все-таки не понял Володя? Какие проблемы могут возникнуть у семьи в последующем? Каким вам видится выход из создавшейся ситуации?

Ответ:

Исходя из претензий Валентины супругу, понятно, что явный локус ее жалоб находится в плоскости недостатка эмоционального тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, коммуникативные проблемы. Имеется недовольство супругом в связи с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения в браке. Неявный, скрытый локус претензий супруги, может также затрагивать вопрос сексуальных отношений и недовольство Валентины супругом в этой сфере. Хотя, вероятно, секс для Валентины является больше продолжением душевной и эмоциональной близости, которой ей не хватает в текущей стадии супружеских отношений. Можно предположить, что причиной заострения внимания Валентины мог являться дефицит чувственных эмоциональных и телесных аспектов родительско-детских отношений в ее детстве, который она пыталась компенсировать в добрачных и брачных отношениях с Владимиром. Ей нравилось привлекать внимание, возможно, провоцировать ревность («отбивал от Вадима»), чтобы стимулировать ухаживание будущего супруга, добиваться от него ярких проявлений чувств. В целом, поведение Валентины довольно инфантильно, она регрессирует до привычных «детских» моделей, которыми, вероятно, с тем или иным успехом пользовалась в детстве: это детско-романтический тип брачного партнера. Жена может иметь демонстративную акцентуацию личности (провоцирующий стиль речи, потребность в восхищении) или истероидный радикал.