Файл: Доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией) Психологическое консультирование по проблемам одиночества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Супруг Володя не понял (или уже «престал понимать») ценности романтической составляющей супружеских отношений для жены и исключил их из своего супружеского «рациона»: «Раз я не ушел – значит, я тебя люблю». В этом утверждении также прослеживаются инфантильно-патриархальные установки на брак, когда само по себе наличие в семье мужа должно удовлетворять всем потребностям жены. Владимир лишен важных компонентов супружеской компетентности: эмпатии, способности и умения определять и выражать желания, мысли, оценки и чувства, желание жертвовать чем-то ради другого. У Валентины отсутствуют навыки конструктивного выражения своих потребностей, без элементов манипуляций и провокаций. Семейный конфликт обусловлен психическим напряжением из-за неудовлетворенности супруги в положительных эмоциях, отсутствии ласки, заботы, внимания и понимания, развивающегося психологического отчуждения супругов.
Прогноз развития семейной ситуации
При сохранении текущего состояния и характера супружеских отношений неудовлетворенность браком будет постепенно нарастать. Супруга может найти источник удовлетворения своих эмоциональных потребностей «на стороне», стабилизировав, таким образом, брак на некоторое время. Исчезновение внимания со стороны супруги может вызвать возмущение со стороны Владимира, измена может стать явной и брак может распасться. При своевременно оказанной психологической помощи супругам, они смогут научиться адекватно выражать свои потребности, понимать важность удовлетворения взаимных потребностей, учитывать личностные особенности и особенности темпераментов, конструктивно разрешать конфликты, что повысит устойчивость семейной системы. Большая удовлетворенность браком повысит его стабильность. Однако имеющаяся потенциальная конфликтогенность партнеров, может привести к очередному кризису при воздействии внешних или внутренних дестабилизирующих факторов
Практическое занятие № 2 по темам 3, 6 «Психологическое консультирование семьи на различных этапах ее развития и помощь семьям с детьми»
I. Подготовьте письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
«Трудные» клиенты и способы работы с ними.
«Трудные» клиенты имеют склонность на вербальном (словесном) уровне соглашаться с вышеуказанными предпосылками, а на метакоммуникационном уровне они отвергают хотя бы одну из них.
Метакоммуникационный уровень - уровень подоплеки, того, что лежит за словами, того, что существует реально, помимо слов.
Можно выделить три возможных типа отрицания предпосылок нормальных консультативных отношений:
-
«Это не моя проблема». В этом случае клиент имеет тенденцию себя вести как начальник своего консультанта. Рассказывать он более склонен о других членах организации или семьи, у которых, на его взгляд, есть проблемы или которые эти проблемы создают сами. -
«Я сомневаюсь в вашей компетентности». Тут можно выделить два варианта:
-
Клиент всегда знает положение дел лучше консультанта. Говорит много, в основном, абстрактно, точный смысл слов остается неясным. Когда консультант пытается обобщать его высказывания, клиент обычно стремится его поправить: «Вы не поняли...» -
Клиент склонен формулировать свои сообщения консультанту в терминах, с помощью которых он выражает неуважение предположениям консультанта. Характерное высказывание: «Смотрите, мы здесь занимаемся производством и не нуждаемся... , поэтому мы ждем от вас нечто иное». Консультант периодически ставится в такую позицию, что он должен все время доказывать, что он лучше, чем о нем думают.
-
«Это безнадежно, здесь ничего изменить нельзя». В процессе консультативной беседы клиент предпочитает соглашаться с консультантом. Оружие против консультанта здесь -беспомощность клиента. Он вроде пытается все выполнять, но результат всегда выражается характерной фразой: «Я все перепробовал по вашему совету, но все оказалось бездейственным».
Для работы с «трудными» клиентами используются различные техники контрпарадокса:
Согласие и поддержка. Главный принцип здесь - прекратить бороться с клиентом. Занять позицию: «Да, вы эксперт», «Да, вы лучше знаете». Консультант не принимает на себя роль лидера, не демонстрирует поведение «высококлассного» эксперта. Основная форма реагирования - дружеское удивление и искренняя радость при понимании сложного высказывания клиента.
Экстраполяция. Сущность этой техники заключается в том, что вместо того, чтобы блокировать неконструктивное поведение клиента, ему поддаются. Клиента поощряют к тому, чтобы, продолжая вести себя по-прежнему, он дошел до логического и окончательного конца, после чего почувствовал необходимость смягчить, ослабить свои «отрицания».
Предписывание проблемы. Консультант сам сопротивляется всем возможным вариантам решения проблемы. Клиента не только просят продолжать то, что он делает, но и подразумевается, что (по крайней мере, некоторое время) иного выбора нет. Если клиент выражает убеждение, что ничего изменить нельзя и его проблема неразрешима (отрицание третьей предпосылки возникновения нормальных консультативных отношений), то консультант серьезно воспринимает это утверждение и отвечает: «Да, сейчас ничего изменить нельзя. Есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признаться, что решить ее нелегко». Занимая такую позицию, психолог заставляет клиента делать выбор по собственному желанию, т. е. то, что клиент заявляет, то он и получает.
Работа психолога-консультанта с клиентом, склонным к критике
Метод сочувствия и разоружения. Он заключается в том, чтобы:
-
задать человеку несколько вопросов, чтобы лучше понять, что он имеет в виду; при этом избегать роли судьи или защитника. Нужно собрать как можно больше информации, чтобы появилась возможность взглянуть на мир глазами критика. -
разоружение критики. Вне зависимости от правильности утверждений критика нужно найти способ согласиться с ним. Когда критик не встречает сопротивления, он обычно теряет весь свой пыл.
Метод самоконтроля
1) немедленно поблагодарить за комментарии;
2) подчеркнуть, что поднятые вопросы достаточно важны;
3) отметить необходимость знаний поставленных вопросов - > пусть это вдохновляет его на самостоятельную работу;
4) предложить обсудить эту тему после изучения.
II. Практические задания: 1. Прочитайте работу В. Сатир «Как строить себя и свою семью» https://www.psyoffice.ru/4196-satir-v.-kak-stroit-sebja-i-svoju-semju..html
Проанализируйте гл. 17 «Как наладить отношения с подростком», дайте собственную оценку.
Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков и делать это надо также заботливо, как в детстве, когда с пути малыша убирались острые предметы, предоставлявшие для него опасность Нужно уважать достоинство подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и только при необходимости давать полезные советы.
Запомните, нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста И родителям и подросткам нужно набраться терпения и продолжать работать, разговаривать, любить друг друга. В этот период все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Все будет зависеть от того, что преобладает в семье — любовь или страх.
Если то, в чем вы ограничиваете своих детей не является запрещенным, аморальным, или слишком дорогим удовольствием откажитесь от запретов разрешите им делать то, что они хотят.
Чтобы снять повышенную тревожность, столь характерную для подростков поинтересуйтесь, чем он любит заниматься, чем чаще всего занимается с друзьями. Если вам нравятся его поступки, то каждый раз не забывайте говорить ему об этом. Не ругайте за ошибки дайте ему право на ошибку помогите осознать ее и обязательно хвалите если он осознал и честно пытается исправить свои ошибки.
Вместо того, чтобы окружить своего подростка всевозможными запретами научите его (ее)отстаивать свои интересы в зависимости от ситуации и не давать себя в обиду, покажите разумные пути для реализации энергии в жизни
Для того, чтобы изменить отношения между родителями и подростками в лучшую сторону нужно следующее:
1. Вы родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения чтобы он мог вас понять.
2. Вы, подросток, должны честно рассказать о том, что происходит с вами и постараться сделать так, чтобы вам поверили. Вы тоже должны сказать о своих страхах и знать, что вас выслушают без критики.
3. Вы родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу на которой можно строить дальнейшие отношения.
4. Вы, подросток, должны объяснить родителям, что нуждаетесь в том, чтобы они выслушали вас но не давали советов, пока вы их сами не попросите об этом.
5. Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать нашим советам. Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения.
Родители, проанализируйте свои отношения с подростками. Очень часто многие из вас, даже стремясь быть понимающими и чуткими продолжают занимать авторитарную позицию по отношению к детям. Это — главный камень преткновения в отношениях между родителями и подростками. Отношения «победителя – побежденного» вызывают борьбу за власть. Главный смысл такой борьбы – выявить победителя и люди считают, что выиграть должен кто-то один. Но, когда человек проигрывает — это становится трагедией но только дли него, но и для всех остальных: ведь нарушаются отношении с людьми, снижается самооценка
Родители и подростки нуждаются друг в друге, и они должны научиться создавать такие отношения в семье, чтобы каждый оказывался в выигрыше.
Подростки не будут доверять тем взрослым, которые не искренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего Часто взрослые не знают и не умеют помочь своему подростку и начинают «блефовать», т.е. показывают, что они сведущи в том, чего не знают. Не стоит поступать таким образом ибо подростки в большинстве случаев чувствуют даже малейшую фальшь. Не бойтесь признаваться в своей некомпетентности — это вопреки вашим ожиданиям будет способствовать развитию доверительных отношений с подростками.
Чтобы заслужить уважение подростков взрослые должны выполнять свои обещания.
Не давайте обещаний, если не уверены, что можете их выполнить. Взрослые не должны позволять себе переступать определенные границы в отношениях с детьми. Каждый должен знать свое место. Все должны уважать общепринятые, нормы поведения. Каждый из нас должен иметь право на свою личную жизнь.
Вместо того, чтобы окружать подростка запретами и ограничениями, лучше попробовать-создать отношения, в основе которых будут доверие юмор и бескорыстная помощь. Больше всего подростки нуждаются в чутким внимательном отношении со стороны взрослых. Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае. Конец подросткового периода — это начало взрослой жизни.
III. Выберите 1-2 ситуации, проанализируйте их, выскажите свое мнение с позиции будущего психолога-консультанта, используя теоретические знания.
Ситуация 2. «Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома – я и мои подруги, в детском саду – нянечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему уже скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?»
- Какой тип семьи представлен в данной ситуации?
Дайте характеристику проблем данного типа семьи и возможные пути решения.
Ответ:
Тип семьи в данной ситуации — не полный.
Исходя из вышесказанного можно точно сказать, что мальчику безусловно нужен пример мужчины, чтобы он мог благополучной пройти период половой самоидентификации, когда мальчик начинает понимать, что он принадлежит к мужскому полу и он начинает примерять на себя тот образец, который есть перед ним - например, отец. Но, в такой сиутации, когда мальчик не видит отца, не знает его нужно искать другой выход решения данного вопроса. Поэтому задача матери сейчас дать ему возможность приобщиться к миру Мужчин, чтобы он смог чувствовать себя комфортно среди них, чтобы мог понять и свою половую идентификация. Для этого можно найти контакт для ребенка - например, близкие родственники мужчины, дядя, дедушка. Если нет, тогда можно записать ребенка на секцию в спорт. Не обязательно бокс или что-то рукопашное. Мальчику нужно начать контактировать с тренером, со сверстниками - это его образец и его позиция среди мужского коллектива. Это может быть айкидо, у-шу, тэквондо - т.е. что-то из спорта, где тренер и общается с ребятами, может им что-то объяснять, общаться. Посмотреть, какие есть кружки и секции рядом, чтобы записать ребенка, походить самой, посмотреть, пообщайться с тренером, чтобы донести до него ситуацию и цель занятий - да и сам спорт, но и повышение самооценки, уверенности в себе и контакт с ребятами и с тренером. Важно, чтобы и мать расположилась к тренеру и смогла доверить ему сына, так у него появится образец. Также, в целом, стоит обратить внимание мальчика на то, как ведут себя другие мужчины по отношению к женщинам.