Файл: Теоретические основы исследования уровня развития интеллекта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интегральный показатель связан с обучаемостью, и отражает познавательную активность. Минимальный возраст для использования теста – 13 лет, седьмой класс общеобразовательной школы. Тест КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие умственные способности». Под «общими умственными способностями» понимается способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии. Предполагается использование 34 методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено – 15 минут.
2.2. Анализ результатов исследования и выводы
Проанализируем результаты диагностического исследования уровня развития интеллектуальных способностей на базе Название учреждения.
Первый тест по методике Д. Векслера был «осведомленность », в котором детям было предложено ответить на 10 вопросов, количественные результаты диагностики по данному тесту представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностического исследования по тесту «Осведомленность»
Делая вывод по результатам теста «Осведомленность» мы получили следующий результат: четверо детей имеют низкий уровень развития, что составляет 13 %, 17 детей – уровень средний – 57 %, девять детей (30 %) – высокий уровень.
Таким образом, большинство детей показали уровень развития средний и высокий.
Далее нами был проведен второй тест «Сходство», который направлен на выявление способностей к логическому обобщению и измерение степени развития этих способностей.
Детям было предложено ответить на 8 вопросов. Количественные результаты диагностики по данному тесту представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностического исследования по тесту «Сходство» (в баллах)
Делая вывод по результатам теста «Сходство» мы получили следующий результат 17 детей имеют низкий уровень развития, что составляет 51 %, восемь детей – уровень средний – 24 %, пять детей - высокий уровень, что составляет 25 %.
Таким образом, большинство детей показали уровень развития низкий и средний. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточно развита способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умение обобщать.
Таблица 3. Результаты диагностического исследования по тесту «Понятливость»
Делая вывод по результатам теста «Понятливость» мы получили следующий результаты трое детей имеют низкий уровень развития, что составляет 10%, 21 ребенок – уровень средний – 70 %, шесть детей (20 %) – высокий уровень.
Таким образом, большинство детей показали уровень развития средний и низкий.
Таблица 4. Результаты диагностического исследования уровня развития по методике Д. Векслера (в баллах)
Представим результаты по методике Д. Векслера графически.
Рис. 1. Результаты исследования уровня интеллектуального развития детей по методике Д. Векслера.
Дадим характеристику выделенным группам детей.
1 группа – низкий уровень развития – (87%). Испытуемые, отнесенные к этому уровню развития интеллектуальных способностей, с самого начала опыта не проявляли готовности к решению поставленных задач. Некоторые из них вели себя очень настороженно и боялись любой новой для них задачи. Не выслушав до конца инструкцию, эти дети говорили: «Я так не умею», «Я так раньше никогда не делал. Мне не справиться». У некоторых детей задания вызывали повышенную двигательную и речевую активность игрового характера. При выполнении задания таких детей надо было постоянно направлять и помогать. Были трудности в определении лишнего предмета в ряду. Также у многих ребят трудности были в обосновании своего выбора ответа. Выделяли не все существенные признаки предметов. Дети недостаточно умеют выделять предметы по назначению и характерным признакам, классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению, сравнивать предметы, отвечать на вопросы, делать самостоятельные выводы и умозаключения, устанавливать причинно- следственные связи, выделять и сравнивать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
2 группа – средний уровень развития (13 %) - у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. При выполнении задания требовалась помощь взрослого, после которой ребенок смог справиться с заданием. Умение классифицировать предметы развиты хорошо, а также умение обобщать.
Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.
Итак, было установлено, что уровень развития детей оказался невысокий. Среди детей были такие, которые выполняли задания без особых затруднений, а были и такие, которым часто требовалась помощь взрослого.
2.2. Анализ результатов исследования и выводы
Проанализируем результаты диагностического исследования уровня развития интеллектуальных способностей на базе Название учреждения.
Первый тест по методике Д. Векслера был «осведомленность », в котором детям было предложено ответить на 10 вопросов, количественные результаты диагностики по данному тесту представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностического исследования по тесту «Осведомленность»
№ уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого | Уровень развития |
Учащийся 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 17 | средний |
Учащийся 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 22 | средний |
Учащийся 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 25 | высокий |
Учащийся 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 14 | низкий |
Учащийся 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 20 | средний |
Учащийся 6 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 22 | высокий |
Учащийся 7 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 18 | средний |
Учащийся 8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 23 | высокий |
Учащийся 9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 19 | средний |
Учащийся 10 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 17 | средний |
Учащийся 11 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 25 | высокий |
Учащийся 12 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 14 | низкий |
Учащийся 13 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 19 | средний |
Учащийся 14 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 26 | высокий |
Учащийся 15 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 26 | высокий |
Учащийся 16 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 17 | средний |
Учащийся 17 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 27 | высокий |
Учащийся 18 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 18 | средний |
Учащийся 19 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 15 | низкий |
Учащийся 20 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 16 | средний |
Учащийся 21 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 26 | высокий |
Учащийся 22 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 17 | средний |
Учащийся 23 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 18 | средний |
Учащийся 24 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 18 | средний |
Учащийся 25 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 27 | высокий |
Учащийся 26 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 19 | средний |
Учащийся 27 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 17 | средний |
Учащийся 28 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 15 | низкий |
Учащийся 29 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 21 | средний |
Учащийся 30 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | | 2 | 2 | 20 | средний |
Делая вывод по результатам теста «Осведомленность» мы получили следующий результат: четверо детей имеют низкий уровень развития, что составляет 13 %, 17 детей – уровень средний – 57 %, девять детей (30 %) – высокий уровень.
Таким образом, большинство детей показали уровень развития средний и высокий.
Далее нами был проведен второй тест «Сходство», который направлен на выявление способностей к логическому обобщению и измерение степени развития этих способностей.
Детям было предложено ответить на 8 вопросов. Количественные результаты диагностики по данному тесту представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностического исследования по тесту «Сходство» (в баллах)
№ Уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итого | Уровень развития |
Учащийся 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 11 | низкий |
Учащийся 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 12 | низкий |
Учащийся 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 17 | средний |
Учащийся 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 12 | низкий |
Учащийся 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 17 | средний |
Учащийся 6 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 17 | средний |
Учащийся 7 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 11 | низкий |
Учащийся 8 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 17 | средний |
Учащийся 9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 15 | средний |
Учащийся 10 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 12 | низкий |
Учащийся 11 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 14 | низкий |
Учащийся 12 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 11 | низкий |
Учащийся 13 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | высокий |
Учащийся 14 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | высокий |
Учащийся 15 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 14 | низкий |
Учащийся 16 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 14 | низкий |
Учащийся 17 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 16 | средний |
Учащийся 18 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 12 | низкий |
Учащийся 19 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 10 | низкий |
Учащийся 20 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | высокий |
Учащийся 21 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 14 | низкий |
Учащийся 22 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 12 | низкий |
Учащийся 23 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 14 | низкий |
Учащийся 24 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 12 | низкий |
Учащийся 25 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 19 | средний |
Учащийся 26 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | высокий |
Учащийся 27 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | высокий |
Учащийся 28 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 13 | низкий |
Учащийся 29 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 15 | средний |
Учащийся 30 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 14 | низкий |
Делая вывод по результатам теста «Сходство» мы получили следующий результат 17 детей имеют низкий уровень развития, что составляет 51 %, восемь детей – уровень средний – 24 %, пять детей - высокий уровень, что составляет 25 %.
Таким образом, большинство детей показали уровень развития низкий и средний. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточно развита способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умение обобщать.
Таблица 3. Результаты диагностического исследования по тесту «Понятливость»
№ Уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого | Уровень развития |
Учащийся 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 21 | средний |
Учащийся 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 25 | средний |
Учащийся 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 28 | средний |
Учащийся 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 17 | низкий |
Учащийся 5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 30 | высокий |
Учащийся 6 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 29 | средний |
Учащийся 7 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 21 | средний |
Учащийся 8 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 29 | средний |
Учащийся 9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 21 | средний |
Учащийся 10 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 20 | средний |
Учащийся 11 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 29 | средний |
Учащийся 12 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 16 | низкий |
Учащийся 13 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 23 | средний |
Учащийся 14 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 31 | высокий |
Учащийся 15 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 32 | высокий |
Учащийся 16 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 20 | средний |
Учащийся 17 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 33 | высокий |
Учащийся 18 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 20 | средний |
Учащийся 19 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 17 | низкий |
Учащийся 20 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 20 | средний |
Учащийся 21 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 32 | высокий |
Учащийся 22 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 21 | средний |
Учащийся 23 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 21 | средний |
Учащийся 24 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 21 | средний |
Учащийся 25 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 33 | высокий |
Учащийся 26 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 24 | средний |
Учащийся 27 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 24 | средний |
Учащийся 28 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 21 | средний |
Учащийся 29 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 26 | средний |
Учащийся 30 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 24 | средний |
Делая вывод по результатам теста «Понятливость» мы получили следующий результаты трое детей имеют низкий уровень развития, что составляет 10%, 21 ребенок – уровень средний – 70 %, шесть детей (20 %) – высокий уровень.
Таким образом, большинство детей показали уровень развития средний и низкий.
Таблица 4. Результаты диагностического исследования уровня развития по методике Д. Векслера (в баллах)
№ уч-ся | 1 «Осведомленность» | 2 «Сходство» | 3 «Понятливость» | Итог | Уровень развития |
Учащийся 1 | 17 | 11 | 21 | 49 | средний |
Учащийся 2 | 22 | 12 | 25 | 59 | средний |
Учащийся 3 | 25 | 17 | 28 | 70 | средний |
Учащийся 4 | 14 | 12 | 17 | 43 | низкий |
Учащийся 5 | 20 | 17 | 30 | 67 | средний |
Учащийся 6 | 22 | 17 | 29 | 68 | средний |
Учащийся 7 | 18 | 11 | 21 | 50 | средний |
Учащийся 8 | 23 | 17 | 29 | 69 | средний |
Учащийся 9 | 19 | 15 | 21 | 45 | низкий |
Учащийся 10 | 17 | 12 | 20 | 49 | средний |
Учащийся 11 | 25 | 14 | 29 | 68 | средний |
Учащийся 12 | 14 | 11 | 16 | 41 | низкий |
Учащийся 13 | 19 | 24 | 23 | 66 | Средний |
Учащийся 14 | 26 | 24 | 31 | 81 | средний |
Учащийся 15 | 26 | 14 | 32 | 72 | средний |
Учащийся 16 | 17 | 14 | 20 | 51 | средний |
Учащийся 17 | 27 | 16 | 33 | 76 | средний |
Учащийся 18 | 18 | 12 | 20 | 50 | средний |
Учащийся 19 | 15 | 10 | 17 | 42 | низкий |
Учащийся 20 | 16 | 24 | 20 | 60 | средний |
Учащийся 21 | 26 | 14 | 32 | 72 | средний |
Учащийся 22 | 17 | 12 | 21 | 50 | средний |
Учащийся 23 | 18 | 14 | 21 | 53 | средний |
Учащийся 24 | 18 | 12 | 21 | 51 | средний |
Учащийся 25 | 27 | 19 | 33 | 79 | средний |
Учащийся 26 | 19 | 24 | 24 | 67 | средний |
Учащийся 27 | 17 | 24 | 24 | 65 | средний |
Учащийся 28 | 15 | 13 | 21 | 49 | средний |
Учащийся 29 | 21 | 15 | 26 | 62 | средний |
Учащийся 30 | 20 | 14 | 24 | 58 | средний |
Средний балл | 598 | 465 | 750 | | |
Представим результаты по методике Д. Векслера графически.
Рис. 1. Результаты исследования уровня интеллектуального развития детей по методике Д. Векслера.
Дадим характеристику выделенным группам детей.
1 группа – низкий уровень развития – (87%). Испытуемые, отнесенные к этому уровню развития интеллектуальных способностей, с самого начала опыта не проявляли готовности к решению поставленных задач. Некоторые из них вели себя очень настороженно и боялись любой новой для них задачи. Не выслушав до конца инструкцию, эти дети говорили: «Я так не умею», «Я так раньше никогда не делал. Мне не справиться». У некоторых детей задания вызывали повышенную двигательную и речевую активность игрового характера. При выполнении задания таких детей надо было постоянно направлять и помогать. Были трудности в определении лишнего предмета в ряду. Также у многих ребят трудности были в обосновании своего выбора ответа. Выделяли не все существенные признаки предметов. Дети недостаточно умеют выделять предметы по назначению и характерным признакам, классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению, сравнивать предметы, отвечать на вопросы, делать самостоятельные выводы и умозаключения, устанавливать причинно- следственные связи, выделять и сравнивать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
2 группа – средний уровень развития (13 %) - у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. При выполнении задания требовалась помощь взрослого, после которой ребенок смог справиться с заданием. Умение классифицировать предметы развиты хорошо, а также умение обобщать.
Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.
Итак, было установлено, что уровень развития детей оказался невысокий. Среди детей были такие, которые выполняли задания без особых затруднений, а были и такие, которым часто требовалась помощь взрослого.