Файл: Теоретические основы исследования уровня развития интеллекта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По результатам диагностики учащихся с помощью методики Групповой индивидуальный тест (ГИТ) были получены следующие результаты.
Таблица 5. Результаты диагностики уровня интеллектуального развития по методике КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика
№ | Уровень общих умственных способностей |
13 | низкий |
25 | высокий |
16 | средний |
9 | низкий |
27 | высокий |
11 | низкий |
25 | высокий |
9 | низкий |
16 | средний |
26 | высокий |
17 | средний |
20 | средний |
9 | низкий |
14 | средний |
25 | высокий |
13 | низкий |
25 | высокий |
16 | средний |
9 | низкий |
16 | средний |
16 | средний |
11 | низкий |
18 | средний |
26 | высокий |
22 | средний |
16 | средний |
11 | низкий |
27 | высокий |
20 | средний |
16 | средний |
По результатам диагностики видим, что низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.
Представим результаты графически.
Рис.2. Результаты диагностики уровня интеллектуального развития по методике КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика.
Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз,
логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.
Основным фактором, влияющим на умственные способности, является обучение. Обучение направлено на формирование и развитие определенных умений: анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и т.д. Обучение способствует такому высокому положительному результату.
Выводы по главе 2
-
Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей у подростков мы использовали методику Д. Векслера и «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина). -
По результатам первой диагностики были получены следующие результаты: низкий уровень интеллектуального развития – продемонстрировали 87% учащихся. Средний уровень интеллектуального развития показали 13%, у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было. -
По результатам второй диагностики низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %. -
Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.
Заключение
Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.
Анализируя факторы интеллектуального развития, мы выделили две группы: генетические и факторы окружающей среды. Если первые лишь закладывают базу, основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут оказать на них решающее воздействие.
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем
, следует сформулировать следующие основные выводы.
Проведя данную работу можно сделать вывод, что наиболее интенсивный период для развития интеллектуальных способностей детей - это младший подростковый возраст. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы подросток имел успех в профессиональной ориентации, необходимо помочь развитию его психических процессов.
По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы.
Педагог должен учитывать, что подросткам необходим особый подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки, практически, не уступают взрослым людям. И за пределами узкоспециальных областей они способны к равноправному общению. Хотя их по-прежнему привлекают игровые моменты в их деятельности.
Необходимо помочь подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно в таком, где он может блеснуть своими знаниями и умениями и показать себя в роли лидера. Тем более что подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности.
Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей у подростков мы использовали методику Д. Векслера и «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина).
По результатам первой диагностики были получены следующие результаты: низкий уровень интеллектуального развития – продемонстрировали 87% учащихся. Средний уровень интеллектуального развития показали 13%, у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.
По результатам второй диагностики низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.
Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.
Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и преодолению трудностей характерных в подростковом возрасте.
Список литературы
-
Азимов, Г.Словарь методических терминов / Г.А. Азимов, А.И. Щукин. – М.: Просвещение. – 2016. – 610 с. -
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. т. II. / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2015 - 370с. -
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 2017. – 430 с. -
Блейхер, В.М., Бурлачук, Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук. - Киев: Вища школа, 2017. - 142 с. -
Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 168с. -
Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта / Л.Ф. Бурлачук. – Киев. - 2018. – 282с. -
Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 268c. -
Воспитание дошкольников. Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 2016. – 318 с. -
Выготский, Л.С. Проблема развития способностей // Л.С. Выготский. - Вопросы психологии. - 2017. - № 5. – 331c. -
Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. - Психология мышления. - Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 2015. – 118 с. -
Кеэс, Г.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Г. Я. Кеэс. - Вопросы психологии. - 2017. - № 6. – C.26 -
Михалёва, С. Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста / С.Г. Михалева. - Ульяновск :УлГПУ, 2019. С. 136 – 141. -
Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2017. -
Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция /Т. Н. Овчинникова - М.: Академический проект. - 2018. - 208 с. -
Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 384с. -
Психология и педагогика / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.П. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2017. – 585с. -
Смоляр, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста / Е. И. Смоляр. - Минск: Национальный институт образования, 2017. – 104 с. -
Cтожарова, М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалёва. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 128 с. -
Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Просвещение, 2017. -
Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники / Л.Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2017. - 142 с. -
Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: Сфера, 2016.