Файл: Теоретические основы исследования уровня развития интеллекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По результатам диагностики учащихся с помощью методики Групповой индивидуальный тест (ГИТ) были получены следующие результаты.

Таблица 5. Результаты диагностики уровня интеллектуального развития по методике КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика



Уровень общих умственных способностей

13

низкий

25

высокий

16

средний

9

низкий

27

высокий

11

низкий

25

высокий

9

низкий

16

средний

26

высокий

17

средний

20

средний

9

низкий

14

средний

25

высокий

13

низкий

25

высокий

16

средний

9

низкий

16

средний

16

средний

11

низкий

18

средний

26

высокий

22

средний

16

средний

11

низкий

27

высокий

20

средний

16

средний


По результатам диагностики видим, что низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.

Представим результаты графически.

Рис.2. Результаты диагностики уровня интеллектуального развития по методике КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика.

Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз,
логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.

Основным фактором, влияющим на умственные способности, является обучение. Обучение направлено на формирование и развитие определенных умений: анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и т.д. Обучение способствует такому высокому положительному результату.

Выводы по главе 2

  1. Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей у подростков мы использовали методику Д. Векслера и «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина).

  2. По результатам первой диагностики были получены следующие результаты: низкий уровень интеллектуального развития – продемонстрировали 87% учащихся. Средний уровень интеллектуального развития показали 13%, у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.

  3. По результатам второй диагностики низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.

  4. Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.



Заключение

Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.

Анализируя факторы интеллектуального развития, мы выделили две группы: генетические и факторы окружающей среды. Если первые лишь закладывают базу, основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут оказать на них решающее воздействие.

Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем
, следует сформулировать следующие основные выводы.

Проведя данную работу можно сделать вывод, что наиболее интенсивный период для развития интеллектуальных способностей детей - это младший подростковый возраст. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы подросток имел успех в профессиональной ориентации, необходимо помочь развитию его психических процессов.

По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы.

Педагог должен учитывать, что подросткам необходим особый подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки, практически, не уступают взрослым людям. И за пределами узкоспециальных областей они способны к равноправному общению. Хотя их по-прежнему привлекают игровые моменты в их деятельности.

Необходимо помочь подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно в таком, где он может блеснуть своими знаниями и умениями и показать себя в роли лидера. Тем более что подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности.

Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей у подростков мы использовали методику Д. Векслера и «Краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина).

По результатам первой диагностики были получены следующие результаты: низкий уровень интеллектуального развития – продемонстрировали 87% учащихся. Средний уровень интеллектуального развития показали 13%, у детей этого уровня наблюдалась готовность к выполнению задания, но дети испытывали небольшие затруднения. Учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.

По результатам второй диагностики низкий уровень интеллектуальных способностей был выявлен у девяти детей, что составляет 30 %, средний уровень интеллектуального развития продемонстрировали 13 учащихся, что составило 43 %, высокий уровень показали 8 детей – 27 %.

Таким образом, большинство учащихся имеют низкий и средний уровень умственных способностей. Словесные, логические, числовые и пространственные способности позволяют понимать аналогии, абстрагироваться от смысла конкретных фраз, логически рассуждать, оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.


Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и преодолению трудностей характерных в подростковом возрасте.

Список литературы

  1. Азимов, Г.Словарь методических терминов / Г.А. Азимов, А.И. Щукин. – М.: Просвещение. – 2016. – 610 с.

  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. т. II. / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2015 - 370с.

  3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 2017. – 430 с.

  4. Блейхер, В.М., Бурлачук, Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук. - Киев: Вища школа, 2017. - 142 с.

  5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 168с.

  6. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта / Л.Ф. Бурлачук. – Киев. - 2018. – 282с.

  7. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 268c.

  8. Воспитание дошкольников. Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 2016. – 318 с.

  9. Выготский, Л.С. Проблема развития способностей // Л.С. Выготский. - Вопросы психологии. - 2017. - № 5. – 331c.

  10. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. - Психология мышления. - Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 2015. – 118 с.

  11. Кеэс, Г.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Г. Я. Кеэс. - Вопросы психологии. - 2017. - № 6. – C.26

  12. Михалёва, С. Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста / С.Г. Михалева. - Ульяновск :УлГПУ, 2019. С. 136 – 141.

  13. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2017.

  14. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция /Т. Н. Овчинникова - М.: Академический проект. - 2018. - 208 с.

  15. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 384с.

  16. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.П. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2017. – 585с.

  17. Смоляр, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста / Е. И. Смоляр. - Минск: Национальный институт образования, 2017. – 104 с.

  18. Cтожарова, М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалёва. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 128 с.

  19. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Просвещение, 2017.

  20. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники / Л.Ф. Тихомирова. - М.: Рольф, 2017. - 142 с.

  21. Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: Сфера, 2016.