Файл: Валентова Лариса Михайловна Место работы мбоу Сергеевская сош пмо общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Валентова Лариса Михайловна |
Место работы | МБОУ «Сергеевская СОШ ПМО» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 4 четверть |
Тема урока | Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные
| |
Метапредметные Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
| |
Предметные
| |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): душа, образ, композиция, сюжет и т.д. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
|
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята. Сформулируйте цель урока. -Актуальна ли проблема, поднятая писателем? -Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока? | ||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | ||||||||||||||||||
История создания рассказа «Ионыч» ( сообщение учащейся с презентацией) Беседа: - Какова тема рассказа? -Какова основная идея произведения? -Какова композиция рассказа? | ||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||||||||
Важнейшим жанром в творческой практике А.П.Чехова стал рассказ. Центр тяжести в чеховском произведении перенесен с развития событий на бессобытийное течение жизни в её обыденной повседневности. На место события поставлен быт. Сюжет рассказа «Ионыч» - несостоявшаяся женитьба Дмитрия Ионовича Старцева. На нескольких страницах Чехов поведал историю целой жизни. Важное место в структуре чеховского рассказа занимает художественная деталь. Мысль, чувство, переживания объяснены через предметный мир. Вещный мир поглощает человеческую личность, обезличивает ее. В рассказе «Ионыч» герой утрачивает имя Учитель ставит нравственную проблему: Кто виноват в превращении врача Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча? Ответы учащихся будут разные. Это позволит учителю предложить учащимся разделиться на тех, кто готов обвинить Ионыча, и на тех, кто хотел бы его защитить, то есть на обвинителей и защитников. Учащиеся пересаживаются так, чтобы были видны две команды. Командам даётся 10 минут для подготовки к обвинению и защите. Для этого группам раздаются карточки с вопросами, подсказывающими, на что нужно обратить внимание в тексте. | ||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||||||||||||||
Учитель:Может, Дмитрий Ионович всегда был такой, таким и приехал в Дялиж? Слово предоставляется защитникам. Обвинители могут при этом возражать, так как начинается процесс одновременного сотрудничества и соперничества. Теперь учащимся необходимо пристально вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать её. Так произойдет погружение в художественное произведение и будет понята идея рассказа. Ставится проблема: Каков же Дмитрий Ионович Старцев в начале рассказа? Как молодой врач Д.И.Старцев относится к своему делу? | ||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||||||||||||||
Учитель:Хороший ли он врач? Работа врача — это для Старцева средство для существования или цель жизни? Имеет ли Д.И.Старцев общественно-политические взгляды? Каков внутренний мир Старцева ? Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня? -Кто же виноват в превращении Д.И.Старцева в Ионыча, почему погасла, погибла душа? -В рассказе есть одно слово, которое внесет ясность в том, кто виноват в нравственной гибели Ионыча. Это слово Чехов повторяет три раза. Нужно найти его.
(гл.4). | ||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||||||||||||||
А теперь назовите основные элементы композиции. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) Соотнесите элементы композиции с содержанием и расположите их в правильном порядке (работа в парах)
! Проверка 1.Экспозиция. ВстречаСтарцевассемьёйТуркиных. 2.Завязка. Влюблённость. 3.Развитиедействия. Свидание. Предложение. 4.Кульминация. Дмитрийнакладбище. 5.Развязка. Последнеесвидание. | ||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||
- Происходили ли подобные изменения с человеком?На что толкает любовь человека? | ||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||
Сравните их поведение на двух свиданиях. Найдите повторы на лексическом уровне.
Екатеринанавторомсвиданииповторяетфразы, сказанныеДмитриемна первомсвидании. Почему Дмитрий и Екатерина поменялись ролями? Почему любовь героев оказалась несостоятельной? «Котик, как и все в городе С., как все в доме Туркиных, живёт и действует по некоторой, как бы заранее определённой программе…, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами её фортепьянным талантам и возрастным…незнанием жизни. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны. Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами…При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются.» | ||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||
ДвеглавырассказываютодвухдняхжизниДмитрия, атриглавы–овсейостальнойжизни. Почему именно такая композиция? Этидваднябылисамымисчастливыми, героипотерялиподароксудьбы. «Единичное бытие человека – исходная точка чеховского творчества. Чехов стремится максимально сжать свои вещи или строит их как бы из отдельных точек – моментов. Поэтому для него крайне характерно сочетание тщательного, подробного описания отдельных моментов с неожиданными, резкими пропусками месяцев и даже лет из жизни героя. Так построена повесть «Ионыч»…Чехов счёл возможным пропускать целые годы из жизни героя и в то же время подробно описал его поездку на кладбище. Здесь хорошо видно, что Чехов исходит из чувства героя. Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому годы, когда Ионыч наживал деньги и становился богатым, прошли для него впустую; пропуская их, Чехов тем самым выражает их значение для героя. Целые годы жизни – ничто, а поездка ночью на кладбище, ничего не принесшая герою, - жизнь, подлинное чувство.» Чем интересна хронология рассказа? | ||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||||||
Какова тема рассказа? Гибельдуши, деградациячеловека. Кто виноват в этой драме? Общество, самСтарцев, егородители. «Смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят как соединение двух начал. Мать – природа действительно нехорошо шутит над человеком, человек часто бывает обманут жизнью, временем, и трудно бывает понять, в чём при этом сам он виноват. Но настолько отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано всё, чтобы жить нормальной, полезной жизнью, что вывод может быть только одним: бороться с превращением в Ионыча должен каждый – пусть надежд на успех в этой борьбе почти нет…Судьбу человека в чеховском мире определяют силы, сопротивление которым заведомо превышает его возможности…К несчастьям людей ведёт вечная их разобщённость, самопоглощённость, невозможность взаимопонимания в самые ответственные, решающие моменты бытия». ( с.15) «…эти «хмурые люди», «недотёпы» нравственному обогащению предпочитали материальное, «покупались» на комфорт, возможность сладко есть и мягко спать и при этом как можно меньше отдавать себя людям, работе, семье. А материальное обогащение тем и коварно, что, занимая всё больше пространства вокруг человека, вытесняет из него его самого, «выживает» его». ( с.81) «Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни было нравственных связей с людьми, жизнь очерствевшего и озлобленного эгоиста, целиком построенная на какой – нибудь низменной страсти,- вот жестокий удел таких натур, как Старцев…Хорошего тут, разумеется, ничего нет…нормально ли это?…вполне нормально – для того порядка вещей, для того уклада общественности, который существует повсюду в цивилизованном мире, и все черты, из которых составлен художественный образ Старцева, в высокой степени типичен для современного человечества…страсть к наживе…деловитость, способность к труду, - не из любви к самому делу, а исключительно ради обогащения,-превращение деятельности…в погоню за деньгами – разве это не характерно, не типично, разве это не настоящая, современная рутина? | ||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||||||
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы. | ||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||||||
В конце урока учащимся предлагается заполнить рабочие листы: Мои впечатления от урока. Довольна своей работой. Было интересно. Было интересно, но не все понятно. Было неинтересно, но понятно. Хотелось бы побольше таких уроков.
| ||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||
Прочитать рассказ «Душечка», составить простой и цитатный планы, написать эссе «Моё отношение к героине». Индивидуальные задания: 1.Анализ сильных позиций. 2.Композиционные приёмы. 3.Сопоставление образов Душечки и Пшеницыной. |