Файл: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пороки развития и причины(клеточные механизмы):

Аплазия сердца-клеточная индукция,перемещение клеток,гибель клеток.

Наличие 2-х,3х камерного сердца- клеточная индукция,дифференцировка.

Сохранение 2 дуг аорты- клеточная индукция,дифференцировка.

Дефекты межжелудочковой,межпредсердной перегородок-клеточная адгезия,перемещение клеток,гибель клеток.

Незаращение овального отверстия- клеточная адгезия,перемещение клеток,гибель клеток.

Персистирование Боталлова протока- индукция,дифференцировка.

Транспозиция аорты- клеточная индукция,дифференцировка, клеточная адгезия,перемещение клеток.

Транспозиция легочной артерии- клеточная индукция,дифференцировка, клеточная адгезия,перемещение клеток.

2. Спустя пять суток после употребления в пищу соленого свиного сала, купленного на стихийном рынке, у мужчины появилась лихорадка, мышечные боли, слабость, отек век. Больной в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Врач попросил исследовать в лаборатории больницы остатки съеденного больным сала, при микроскопии которого были обнаружены личинки паразита. Укажите систематическое положение паразита, особенности жизненного цикла и стадии инвазионные для человека. Найдите паразита на препаратах.

ОТВЕТ: Человек заразился трихинеллезом через потребление в пищу зараженного личиками трихинеллы сала свинины. трихинелла спиралис . Тип-круглые черви(Nematelmintes), класс-собсвенно круглые черви(Nematodes). Человек заражается путем поедания мяса с личинками(инвазионная стадия). Локализуется в мышцах, верхних отделах кишечника.

3. Близорукость и наличие веснушек наследуется как аутосомно-доминантные признаки. Мужчина с нормальным зрением и веснушками, причем у его отца не было веснушек, а у матери имелись, жениться на женщине без веснушек, но страдающей близорукостью. У неё на протяжении нескольких поколений родственники страдали близорукостью. Рождение каких детей следует ожидать у этой пары?
Утверждено на заседании кафедры биологии с экологией и курсом фармакогнозии протокол № от « « 2011г.
Зав. кафедрой биологии с экологией

и курсом фармакогнозии /Т.Я.Орлянская /

название кафедры подпись ФИО

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 26


на 2010 -2011 учебный год

по дисциплине «Биология с экологией»

для специальности 060101 Лечебное дело

шифр специальности название специальности
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.м.н., проф. С.Ю. Никулина

_________________________

«___» ______________2011 г.
1. Основные направления и способы морфофункциональных преобразований дыхательной системы в процессе эволюции. Причины и клеточные механизмы онто-филогенетически обусловленных пороков развития дыхательной системы у человека.

ОТВЕТ: Направления эволюции: морфо-физиологический прогресс(увеличение площади газообмена)

Способы эволюционных преобразований:

  1. Усиление функции газообмена(за счет увеличения площади газообмена: у рыб появление лепестков в жабрах, у наземных-появление губчатой ткани в легких)

  2. Активация функции(появление воздухопроводящих путей,альвеол, сурфактанта улучшает скорость и качество насыщения крови кислородом)

  3. Интеграция функции а) с органами пищеварения:жаберные дуги и легочные мешки закладываются в области глотки, б) с органами кровообращения:появление и совершенствование капиллярной сети увеличивает поверхность газообмена. Появление второго круга кровообращения)

  4. Расширение функции (на примере появления и совершенствования органов воздухопроведения:формирование носовой полости,носоглотки,гортани.трахеи,бронхиального дерева приводят к согреванию,увлажнению,механическому и химическому очищению,обеззараживанию воздуха. При этом в легких ускоряются процессы насыщения крови кислородом. В гортани формируется голосовой аппарат.)

Пороки развития и причины(клеточные механизмы):

Аплазия легкого(1-,2дсторонняя)-клеточная адгезия,перемещение клеток, частичная клеточная гибель

Гипоплазия(легкого,доли.сегмента)- клеточная адгезия,перемещение клеток, частичная клеточная гибель

Атрезия бронха-пролиферация, клеточная адгезия,перемещение клеток.

Аплазия бронхиального дерева с последующим ателектазом- клеточная адгезия,перемещение клеток, частичная клеточная гибель

Шейные свищи- клеточная адгезия,перемещение клеток, частичная клеточная гибель

Трахео-пищеводные свищи- клеточная адгезия,перемещение клеток, частичная клеточная гибель.
2. Житель сельской местности поступил в гастроэнтерологическое отделение с выраженным желудочно-кишечным расстройством. Для уточнения диагноза было проведено микроскопирование мазков фекалий больного, где, были обнаружены яйца паразита, размером 40-50мкм, с бугристой наружной оболочкой. Объясните, каким паразитом инвазирован больной. Укажите его систематическое положение, морфологические особенности и особенности жизненного цикла. Найдите паразита на препарате.



ОТВЕТ: Аскаридоз. Тип-круглые черви(Nematelmintes), класс-собственно круглые черви(Nematodes). Инвазионная форма-яйцо. Локализация взрослой формы-кишечник, личиночной стадии-в легких. Диагностика обнаружение яиц в фекалиях. Путь инвазии-алиментарный.
3. Известно, что ген длинных ресниц наследуется как доминантный аутосомный признак, короткие ресницы – как рецессивный. Гетерозиготы имеют нормальные ресницы. Кареглазость - доминантный аутосомный признак, голубоглазость - рецессивный. Определите, какое потомство можно ожидать в семье о которой известно следующее: один родитель, кареглазый и имеет длинные ресницы, а другой — голубоглазый и имеет короткие ресницы, их первый ребенок голубоглазый.

Утверждено на заседании кафедры биологии с экологией и курсом фармакогнозии протокол № от « « 2011г.
Зав. кафедрой биологии с экологией

и курсом фармакогнозии /Т.Я.Орлянская /

название кафедры подпись ФИО

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 27

на 2010 -2011 учебный год

по дисциплине «Биология с экологией»

для специальности 060101 Лечебное дело

шифр специальности название специальности
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.м.н., проф. С.Ю. Никулина

_________________________

«___» ______________2011 г.
1. Человек и биосфера. Антропогенные факторы. Учение В.И Вернадского. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Медико-биологические аспекты ноосферы.

Современный человек сформировался около 30-40 тыс. лет назад. С этого времени в эволюции биосферы стал действовать новый фактор – антропогенный.

Первая созданная человеком культура – палеолит (каменный век) продолжалась примерно 20-30- тыс. лет; она совпала с длительным периодом оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества была охота на крупных животных: благородного и северного оленя, шерстистого носорога, осла, лошадь, мамонта, тура. На стоянках человека каменного века находят многочисленные кости диких животных – свидетельство успешной охоты. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов.

Если мелкие травоядные могли восполнять потери от преследования охотниками благодаря высокой рождаемости, то крупные животные в силу эволюционной истории были лишены этой возможности. Дополнительные трудности для травоядных возникли вследствие изменения природных условий в конце палеолита. 10-13 тыс. лет
назад наступило резкое потепление, отступил ледник, леса распространились в Европе , вымерли крупные животные. Это создало новые условия жизни, разрушило сложившуюся экономическую базу человеческого общества. Закончился период его развития, характеризовавшийся только использованием пищи, т.е. чисто потребительским отношением к окружающей среде. В следующую эпоху – неолита - наряду с охотой (на лошадь, дикую овцу, благородного оленя, кабана, зубра, и т.д.), рыбной ловлей и собирательством (моллюски, орехи, ягоды, плоды) все большее значение приобретает процесс производства пищи. Делаются первые попытки одомашнивания животных и разведения растений, зарождается производство керамики. Уже 9-10 тыс. лет назад существовали поселения, среди остатков которых обнаруживают пшеницу, ячмень, чечевицу, кости домашних животных – коз, овец, свиней. В разных местах Передней и Средней Азии, Кавказа, Южной Европы развиваются зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Широко используется огонь – и для уничтожения растительности в условиях подсечного земледелия, и как средство охоты. Начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается металлургия.

Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы.

В.И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу (сферу разума).

2)Антропогенные факторы – влияние человека на окружающий мир. Наиболее наглядными примерами влияния человека на процесс эволюции видов являются одомашнивание животных и выведение сортов культурных растений. Этот процесс продолжается целенаправленно не менее 70 тыс. лет. Предковые формы многих культур исчезли с лица Земли. Многие из сегодняшних видов так сильно отличаются от исходных, что их можно уже считать новыми видами антропогенного происхождения. Такова, например, кукуруза, которая в процессе эволюции под контролем человека в естественных условиях утратила способность к самостоятельному размножению: перед прорастанием ее семена обязательно должны быть освобождены от початка.

Таким образом, рассмотренные примеры свидетельствуют о том, что как целенаправленная, так и непланируемая преобразовательная деятельность человека не только приводит к исчезновению отдельных видов животных и растений, но и является фактором эволюции популяций, видов и целых экологических систем практически во всех регионах, затронутых его хозяйственной деятельностью.


3) Учение В. И. Вернадского было основано на исследованиях В.В. Докучаева о широком влиянии живых существ на протекающие в природе процессы, где было указанно зависимость процесса почвообразования не только от климата, но и от совокупного влияния растительных и животных организмов.

В. И Вернадский развил это направление и разработал учение о биосфере как глобальной системе нашей планеты, в которой основной ход геохимических и энергетических превращений определяется живым веществом. Он распространил понятие биосферы не только на сами организмы, но и на среду их обитания, чем придал концепции биосферы биогеохимический смысл. Также создал учение о геологической роли живых организмов и показал, что деятельность последних представляет собой важнейший фактор преобразования минеральных оболочек планеты.

С именем В.И. Вернадского связано также формирование социально-экономической концепции биосферы, отражающей ее превращение на определенном этапе эволюции в ноосферу (см. гл. 25) вследствие деятельности человека, которая приобретает роль самостоятельной геологической силы.

4) Эволюция органического мира прошла несколько этапов.

Первый из них — возникновение первичной биосферы с биотическим круговоротом.

Второй — усложнение структуры биотического компонента биосферы в результате появления многоклеточных организмов. Эти два этапа, осуществлявшиеся в связи с чисто биологическими закономерностями жизнедеятельности и развития, могут быть объединены в период биогенеза.

Третий этап связан с возникновением человеческого общества. Разумная по своим намерениям деятельность людей в масштабе биосферы способствует превращению последней в ноосферу. Ноосфера формируется в процессе производственной (трудовой) деятельности людей.

5) Понятие «ноосфера» было введено в науку французским философом Э. Леруа (1927). Ноосферой Леруа назвал оболочку Земли, включающую человеческое общество с его языком, индустрией, культурой и прочими атрибутами разумной деятельности.

Ноосфера, по мнению Э. Леруа, представляет собой «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных вне биосферы и над ней.

Со временем появилась специальная наука - ноогеника. Основная цель которой является:

- планирование настоящего во имя будущего,