Файл: Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей 47.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей
47
Мошкина Е.О.
ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и
управления»
Гр. 599-1
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ
В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Борьба с правонарушениями в области таможенного дела составляет правоохранительную функцию таможни, выполняя которую таможенные органы поддерживают порядок во внешнеэкономической сфере и контролируют выполнение субъектами внешнеэкономических отношений своих обязанностей перед государством.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности Российского государства характеризуется с одной стороны, отказом от монополии внешней торговли и ее либерализацией, с другой стороны – ростом числа нарушений. Основная функция по пресечению административных правонарушений в таможенном деле возлагается на Федеральную таможенную службу России.
Создана система структурных подразделений таможенных органов, специализирующихся в области борьбы с таможенными правонарушениями, наиболее отвечающая требованиям времени.
Актуальность проблемы очевидна, так как борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела необходима. Правонарушения в сфере таможенного дела подрывают экономическую безопасность страны, что напрямую сказывается, как на бюджете региона, так и страны в целом. Это и недополучение таможенных платежей, занижение таможенной стоимости, поступление контрафактной продукции и многое другое.
С каждым днем лица, совершающие такие правонарушения, применяют все более изощренные способы их совершения, сокрытия с применением новейших научно-технических разработок. Это затрудняет выявление таких правонарушений, а в дальнейшем и их «раскрытие». Не совершенство нормативной базы, отсутствие единого толкования правоприменителей приводит к значительному количеству прекращенных дел об административных правонарушениях. Поэтому формирование теоретического багажа знаний, наряду с уже существующим накопленным практическим потенциалом позволит избежать ошибок, обеспечить дальнейшее совершенствование борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, обеспечение и соблюдение законности при применении форм и методов организации борьбы с правонарушениями в области таможенного дела.
Таможенное правонарушение - это общественно опасное, виновное противоправное деяние деликтоспособного субъекта, наносящее вред личности, собственности, государству, обществу в целом, влекущее наступление ответственности, осуществляющееся в сфере таможенного дела.
Правонарушения в сфере таможенного дела влекут различные виды ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную. Преступления в таможенной сфере называют таможенными преступлениями, а административные правонарушения получили название нарушений таможенных правил.
В странах-участницах ТС, единственными актами законодательства об административных правонарушениях являются Кодексы об административных правонарушениях ( КоАП РФ, КоАП РК, КоАП РБ). В данных нормативных правовых актах содержатся принципы административного законодательства; определены виды
Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей
48 административных наказаний и правила их применения; единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне.
Объектами таможенных правонарушений являются перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС (включая таможенные процедуры), таможенный контроль, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, обложение таможенными платежами и их уплата, предоставление таможенных льгот и пользование ими.
Субъектами административной и уголовной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение правонарушения юридическими лицами, наименьшие - гражданами. Субъектами ответственности за совершение административных и уголовных правонарушений в области таможенного дела могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.[1]
Нормами КоАП РФ предусмотрены следующие формы борьбы с правонарушениями в области таможенного дела:
- общий порядок (составление протокола об административном правонарушении и передача его на рассмотрение),
- специальный порядок (включает стадию административного расследования обстоятельств дела),
- упрощенный порядок (предусматривает назначение наказания на месте совершения правонарушения без составления протокола об административном правонарушении).
Как правило, любой процесс характеризуется наличием определенного количества специфических форм, каждая из которых имеет свои черты, задачи и цели, обладает особенным, присущим только ей правовым инструментарием. Не является исключением и борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП России основным методом борьбы с правонарушениями в области таможенного дела является административное наказание, которое является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. [2]
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.[3]
Несмотря на то, что в ст. 3.1. КоАП России в качестве цели административного наказания указано предупреждение совершения правонарушений, замена термина
«взыскание» на «административное наказание» подчеркивает, прежде всего, карательную функцию меры ответственности за совершение административного правонарушения, а уже затем превентивную (воспитательную).
Также помимо основного метода борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, на стадии предупреждения правонарушении применяются и косвенные методы борьбы с правонарушениями, такие как:
Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей
49
- проверка документов и сведении;
- устный опрос;
- получение пояснений;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
- таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
- личный досмотр;
- проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков;
- осмотр помещений и территорий;
- таможенная ревизия.
Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам провидения форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием специальных программных средств, а также другим способом не запрещенным законодательством Российской Федерации.
В анализируемый период в правоприменительной практике ОАР Бурятской таможни при применении форм и методов борьбы с правонарушениями возникали следующие проблемные вопросы, требующие скорейшего разрешения:
В Бурятской таможне остается открытым вопрос о моменте возбуждения дела об
АП в отношении должностного лица, если дело об АП в отношении юридического лица уже возбуждено. Согласно одному мнению, такие дела должны возбуждаться одномоментно для проведения административного расследования по обоим делам.
Однако существует точка зрения, согласно которой дело об АП в отношении должностного лица должно возбуждаться протоколом об АП после вынесения постановления о назначении наказания по делу об АП в отношении юридического лица, или после вступления такого постановления в законную силу.
Наблюдая за работой Бурятской таможни, отдела административного расследования за 2011-2013 год больше всего дел об административных правонарушениях в 2013 году это1439, из них в протокольной форме было 233 дела об
АП, в форме постановлений-предупреждений 60 дел в 2012 году.[4]
При изучении процесса борьбы с административными правонарушениями на примере Бурятской таможни были выявлены процессуальные нарушения, допускаемые должностными лицами Бурятской таможни, а также некоторые вопросы, требующие как нормативного регулирования, так и выработки единообразных подходов правоприменителей.
Недостатками и процессуальными нарушениями, допущенными должностными лицами функциональных подразделений и таможенных постов таможни при возбуждении дел об АП явились:
1. При составлении протоколов изъятия вещей или документов понятые не ознакамливались с правами и обязанностями, предусмотренными ст. 25.7 КоАП
России;
2. Не всегда верно квалифицировалось выявленное правонарушение, а ещё чаще не правильно определялся субъект ответственности;
3. Имело место необоснованное возбуждение дел об АП в связи с неполнотой собранного в рамках таможенного контроля первичного материала.
4. Нарушался двухдневный срок составления протокола об административном правонарушении;
Современные проблемы теории и практики таможенного дела глазами молодых исследователей
50 5. Оформление процессуальных документов об административных правонарушениях с нарушением требований КоАП РФ.
Актуальность проблемы обусловлена и тем, что в 2013 году ФТС России обеспечивает поступление в федеральный бюджет таможенных и иных платежей в объеме превышающих 50 % его доходной части. Сумма платежей, учтенная по доходным статьям федерального бюджета, составляет 6565,4 млрд. рублей. Это –
101,6% от прогнозного задания. Доля таможенных поступлений в бюджет непрерывно возрастает.[5]
Таможенные правонарушения часто связаны с уклонением от уплаты таможенных платежей - это удар по федеральному бюджету, невыплата зарплат, пенсий, пособий, отсутствие финансирования государственных программ, государственных инвестиций в приоритетные сферы экономики.
Подводя итоги, необходимо отметить, что наличие многочисленного количества норм, регламентирующих борьбу с таможенными правонарушениями - это гарантия ослабления, а также полного исключения фактов беззакония и своеволия таможенных органов, обеспечение прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, облегчения применения материального закона. Однако большой объем процессуальных норм не означает полного и всеобъемлющего урегулирования всех отношений, которые включаются в понятие борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела.
Список литературы
1. Бякешев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право; учеб.пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2010.184с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 – ФЗ (ред. от 03.02.2014) (изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014)
3. Гуев А.М. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.- М.: 2007г.- 76с.
4. Данные отдела административных расследований Бурятской таможни за 2011-2013 гг.
5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России – http://www.customs.ru/