Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от конкретных условий протекания пожара (газообмена, пожарной нагрузки и др.) характеризуется тремя фазами.
В 1-й фазе при повышении среднеобъемной температуры до 200°С приток воздуха сначала увеличивается, а затем медленно снижается. При этом увеличивается площадь вытяжной части проемов и снижается содержание кислорода, происходит пиролиз пожарной нагрузки, а горение продуктов газификации характеризуется не полнотой сгорания. Продолжительность 1-й фазы составляет 2-30% общей продолжительности пожара. К концу 1-й фазы резко возрастает температура в зоне горения, пламя распространяется на большую часть горючих материалов и конструкций.
Во 2-й фазе скорость выгорания быстро достигает максимальной, а все параметры и опасные факторы пожара приобретают наибольшие значения. В этих условиях горят и трудно горючие материалы и создаются наиболее благоприятные условия достижения предела огнестойкости и обрушения строительных конструкций. В этой фазе создаются наибольшие трудности тушения пожара.
В 3-й фазе происходит догорание материала, а горение волокнистых материалов переходит в тление, хотя среднеобъемная температура остается еще весьма высокой. Тушение пожара в этот период затрудняется тем, что горение отдельных материалов происходит в режиме тления.
В этих условиях, как правило, значительно возрастает расход огнетушащих веществ, а некоторые из них оказываются непригодными для пожаротушения.
Роль метеорологических условий становится важной на открытых пожарах. Осадки, как правило, облегчают пожаротушение, а ветер усложняет этот процесс.
Исходя из анализа развития пожара, необходимо сделать некоторые выводы:
1. Автоматические системы пожарной сигнализации и тушения пожара, должны сработать в начале первой фазы развития пожара. В этой фазе пожар еще не достиг максимальной интенсивности развития. При отсутствии автоматических систем сигнализации о пожаре время сообщения в пожарную охрану значительно увеличивается, в том числе и безуспешными попытками ликвидировать возгорание без вызова пожарной охраны первичными средствами пожаротушения.
2.Тушение пожара подразделениями пожарной охраны начинается, как правило, через 10-15 мин. после извещения о пожаре, т. е. через 15-20 мин. после его возникновения (3-5 мин. после срабатывания систем пожарной сигнализации о пожаре; 5-10 мин. следование на пожар; 3-5 мин. подготовка к тушению пожара). К этому моменту пожар принимает объемную форму развития и максимальную интенсивность.
5 Тактика тушения пожара
5.1 Тушение пожаров в школьных учреждениях
Следуя на пожар, пожарные подразделения по оперативной карточке (плану) и вкладышу определяет, количество детей находящихся на объекте, уточняет возможную обстановку, а по прибытии на пожар немедленно устанавливает связь с обслуживающим персоналом и выясняет, какие приняты меры по эвакуации детей и тушению пожаров, а также предусматривает предотвращение паники.
При пожаре возможно:
-
панический испуг детей, неуправляемость или укрытие их в труднодоступных местах.
Разведка и спасение детей.
В разведке пожара РТП определяет: количество и возраст учащихся, кратчайшие и наиболее безопасные пути эвакуации и угрозу от огня и дыма; началась ли эвакуация детей и как она проходит; сколько человек из обслуживающего персонала можно использовать для эвакуации.
При этом особое внимание уделяют удалению дыма из помещений, коридоров и лестничных клеток путем вскрытия окон. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в классы, групповые и другие помещения, где находятся люди, необходимо плотно закрывать.
Эвакуацию учащихся осуществляют по заранее разработанным планам эвакуации. При возникновении пожаров в школах учащихся эвакуируют по классам под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. Поэтому по прибытии на пожар РТП должен немедленно оказать помощь педагогам в планомерной и быстрой эвакуации детей, в первую очередь детей младшего возраста. Основными путями эвакуации детей являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют не задымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Из горящих и отрезанных дымом помещений учащихся и детей пожарные спасают через окна и балконы по пожарным лестницам, спасательным рукавам и с помощью спасательных веревок.
При спасании детей по пожарным лестницам необходимо помнить, что детей дошкольного возраста и учащихся младших классов пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице, передавать их из рук в руки.
После эвакуации всех детей распределяют по классам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в ближайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указывают в оперативных карточках и планах эвакуации. Тушение пожаров в детских учреждениях. Одновременно с организацией эвакуации детей и защитой путей эвакуации обеспечивают ввод стволов на основных путях распространения огня и в очаг пожара.
Для тушения пожара в школах и детских учреждениях применяют воду, водные растворы смачивателей и воздушно – механическую пену средней кратности. Для подачи воды при тушении пожаров, как правило, используют стволы PC-50 и РСК-50, а при развившихся пожарах в клубах, мастерских, спортивных и актовых залах подают стволы PC-70. Тушение пожаров в химических и физических кабинетах, лабораториях, музеях школ, подсобных помещениях и кладовых детских учреждений целесообразно осуществлять воздушно-механической пеной средней кратности. Особенно сложная обстановка создается тогда, когда пожары возникают в школах и детских учреждениях в момент проведения новогодних праздников, торжественных собраний учащихся, вечеров художественной самодеятельности, спектаклей и других массовых мероприятий. По прибытии на пожар РТП в этих случаях принимает срочные меры по эвакуации детей и введению стволов от автоцистерны для защиты путей эвакуации и проникновения в помещения, где остались дети.
При ведении боевых действий необходимо:
-
установить связь с обслуживающим персоналом учреждения; -
выяснить меры принятые персоналом по эвакуации детей из опасных помещений; -
назначить конкретное лицо, из обслуживающего персонала учреждения, ответственного за учет эвакуируемых детей; -
уточнить количество и возраст детей, места их вероятного нахождения; -
организовать совместно с педагогами, обслуживающим персоналом эвакуацию детей, в первую очередь младшего возраста, обеспечив защиту путей эвакуации; -
определить места сбора эвакуированных детей; -
проверить тщательно наличие детей в: игровых комнатах, подсобных помещениях, в шкафах, за занавесками и различной мебелью; -
потребовать после эвакуации, от руководителей учреждения, проведения проверки наличия детей.
Для ведения работ в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД необходимо: сформировать звенья газодымозащитников каждое из трех - пяти человек, включая командира звена (как правило, из одного караула), имеющих однотипные средства защиты органов дыхания. В исключительных случаях (при проведении неотложных спасательных работ) решением РТП или НБУ состав звена может быть уменьшен до двух человек. При работе в условиях низких температур определить место включения в СИЗОД и порядок смены звеньев ГДЗС. Предусмотреть резерв звеньев ГДЗС. При получении сообщения о происшествии в звене ГДЗС (или прекращении с ним связи )немедленно выслать резервное звено (звенья) ГДЗС для оказания помощи, вызвать скорую медицинскую помощь и организовать поиск пострадавших. При сложных длительных пожарах, на которых используются несколько звеньев ГДЗС, организовать КПП, определить
необходимое количество постов безопасности, места их размещения и порядок организации связи с оперативным штабом и РТП. При массовом спасании людей или проведении работ в небольших по площади помещениях, имеющих несложную планировку и расположенных рядом с выходом, допускается направлять в них одновременно всех газодымозащитников.
6 Организация и тактика тушения пожара при происшествии в средней общеобразовательной школе №4
6.1 Прогноз развития пожара
Обоснование возможных мест возникновения пожара:
Так как в зданиях Муниципальное бюджетного общеобразовательное учреждение «СОШ № 4» с нахождением детей и персонала и в нем не происходит никаких пожароопасных технологических процессов, пожар может произойти в любом помещении от короткого замыкания электропроводки (электроприбора) или от нарушения правил пожарной безопасности. За наихудшие варианты принимаем: возникновение пожара в помещении библиотеки на третьем этаже с большой пожарной нагрузкой, и в учительской на первом этаже. При возникновении пожара в данных помещениям возможно наиболее быстрое распространение пожара, сильное задымление, массовая эвакуация и спасение людей.
Пути возможного распространения пожара:
Пожар в здании может распространяться с этажа на этаж через проемы перекрытий в местах прохода различных коммуникаций: водопровода, канализации, электрокабелей, вентиляции. В случае прогорания дверей пожар распространится в соседние помещения. Отделка помещений из горючего материала.
Степень угрозы жизни и здоровью людям:
Происшедшие пожары и опыты показали, что при возникновении их на четвёртом этаже через 5—6 мин с момента возникновения продукты сгорания распространяются по всей лестничной клетке. По высоте лестничной клетки от уровня пожара создается как бы «тепловая подушка» с температурой среды 100-150 °С, а уровни задымления таковы, что не позволяют людям находиться без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
При пожаре возможно:
-
быстрое распространение огня и токсичных продуктов горения вверх внутри и снаружи здания; -
высокая температура и задымление на путях эвакуации в верхних этажах;
Места возможных обрушений строительных конструкций:
При длительном развитии пожара может произойти обрушение перекрытий над местом возникновения пожара.
Возможные зоны задымления и прогнозируемая концентрация продуктов горения:
-
Кабинеты, служебные помещения. -
Лестничные клетки -
Коридоры
Параметры возможной зоны теплового воздействия в помещении:
Зона теплового воздействия примыкает к границам зонам горения. В этой части пространства протекают процессы теплообмена между поверхностью пламени, окружающими строительными конструкциями и горючими материалами.
По справочным сведениям и анализу пожаров с характерной пожарной нагрузкой и характеристикой сооружений линейная скорость распространения горения в среднем составляет от 0,06 до 1 м/мин. Интенсивность подачи огнетушащих веществ составляет от 0,1 л/сек м2 до 0,2 л/сек м2.
6.2 Вариант №1тушение пожара в библиотеке
6.2.1 Расчет сил и средств
Определяем возможную обстановку на пожаре к моменту введения сил и средств.
Находим время свободного горения:
Тсв = Тд.с + Тсб + Тсл + Тбр (1)
где Тсв. - время свободного развития пожара;
Тд.с. – время до сообщения – 5 мин; (так как здание МБОУ СОШ №4 оснащено пожарными извещателями, принимаем время до сообщения 5 минут);
Тсб. – время сбора и выезда – 1 мин;
Тсл. – время следования – 3 мин;
Тбр. – время боевого развертывания – 6 мин.
Тсв = 5 + 1+ 3 + 6 = 15мин.
R = 5Vл + Vл х Т (2)
где Т = Тсв – 10 = 15 -10 = 5мин
R = 5 х 0,6 + 0,6 х 5= 6 м.,
Вычислим площадь пожара и площадь тушения:
Площадь помещения равна 4,3 м на 4.46, из этого следует, что пожар распространится по всей площади помещения. Из этого следует, что к моменту введения сил и средств пожар будет распространяться в сторону выхода из библиотеки.