ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Козырева, Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2001.
9. Козырева, Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2001.
10. Козырева, Л. М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий № 5 / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2001.
11. Козырева, Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2001.
12. Козырева, Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий № 6 / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2001.
13. Козырева, Л. М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий № 8 / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2001.
14. Козырева, Л. М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2 / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2001.
15. Мазанова, Е. В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии : комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 4 / Е. В. Мазанова. – М. : ООО «Аквариум БУК», 2004.
16. Мазанова, Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза : комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1 / Е. В. Мазанова. – М. : ООО «Аквариум БУК», 2004.
17. Мазанова, Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия : комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5 / Е. В. Мазанова. – М. : ООО «Аквариум БУК», 2004.
18. Мазанова, Е. В. Логопедия. Преодоление нарушения письма : комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 2 / Е. В. Мазанова. – М. : ООО «Аквариум БУК», 2004.
19. Мазанова, Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е. В. Мазанова. – М. : ГНОМ и Д, 2006.
20. Мазанова, Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е. В. Мазанова. – М. : ГНОМ и Д, 2006.
21. Мазанова, Е. В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е. В. Мазанова. – М. : ГНОМ и Д, 2006.
22. Мазанова, Е. В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е. В. Мазанова. – М. : ГНОМ и Д, 2006.
23. Мазанова, Е. В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е. В. Мазанова. – М. : ГНОМ и Д, 2007.
24. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997.
25. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок : комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 2007.
Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.
Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.
Важно уделять внимание следующих моментам:
-
Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. -
Регулировка силы голоса. -
Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове. -
Правильность постановки ударения в слове. -
Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги. -
Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова. -
Определение последовательного звучания слогов в слове. -
Важно уделять внимание правильной дикции. -
Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений. -
Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.
Звуковой разбор слова
Первый этап звукового разбора слова – это правильная постановка ударения. Далее нужно разделить слово на слоги и определить, сколько в нем звуков и букв. После этого можно переходить к последовательному анализу каждого звука. Затем считаем, сколько в слове гласных и согласных букв.
Для дошкольников лучше выбирать одно- или двухсложные слова, постепенно усложняя задачу, переходя к более сложным словам.
Чтобы задание лучше воспринималось ребенком, лучше использовать наглядный материал (карточки) и цвет (гласные и согласные буквы обозначаются разными цветами).
Вот пример использования:
-
Красный цвет – это гласные звуки. -
Синий цвет – твердые согласные. -
Зеленый цвет – мягкие согласные.
Помимо этого, понадобятся карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги.
Ниже вы видите картинку, где приведен разбор нескольких простых слов:
Чтобы провести звуковой разбор слова, важно придерживаться схеме, которую используют все преподаватели, обучающие грамоте.
Порядок разбора следующий:
-
Слово нужно произнести вслух, делая правильное ударение. Подобное проговаривание должно происходить в форме игры, чтобы дети лучше усваивали материал. -
Пишем фонетическую транскрипцию. При оформлении графического звучания слов, необходимо учитывать определенные особенности звучания звуков. В частности, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначаются двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает. -
Слово нужно будет разделить на доступное количество слогов. Нужно учитывать, что количество слогов в слове будет соответствовать количеству гласных звуков. -
После выделения слогов в слове, нужно поставить ударение. -
Далее нужно охарактеризовать все звуки (согласные – мягкие, звонкие, глухие или твердые; гласные – ударные и безударные). -
Следующий шаг – указываем количество звуков и количество букв.
Учитывайте, что часто их количество может не совпадать. К примеру, уже упомянутые Е, Ё, Ю, Я обозначаются двумя звуками ([йэ], [йо], [йу], [йа]), а мягкий и твердый знак не оформляются звуками.
Характеристики гласных и согласных звуков
В русском языке 6 гласных звуков – А, У, О, И, Э, Ы. На схемах они чаще всего обозначаются красным цветом.
Гласных букв – 10. Это буквы, соответствующие вышеуказанным звукам
, и йотированные, которые обозначают 2 звука – Е, Ё, Ю, Я:
в начале слова;
после гласного звука;
после мягкого и твердого знаков.
В остальных случаях йотированные гласные обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук (Я – А, Ю – У, Е – Э, Ё – О). Гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость согласных звуков.
Глухие согласные звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Всегда глухие (непарные) согласные: Ч, Ц, Ч, Щ.
Звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Всегда твердые: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие: Й, Ч, Щ.