Файл: Занятие 8 по теме Воображение I.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинарско-практическое занятие № 8
по теме «Воображение»
I.
Вопросы для самоконтроля (устно):
1.
Дайте определение воображения, раскройте взаимосвязь воображения с другими психическими процессами.
2.
Раскройте физиологические механизмы воображения.
3.
Приведите классификацию видов воображения.
4.
Раскройте основные этапы формирования воображаемых образов и механизмы переработки представлений и создания образов воображения.
5.
Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
6.
Раскройте роль воображения в решении творческих задач.
II.
Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем
(письменно, можно с презентацией):
1.
Представьте краткую характеристику одного из видов
воображения (активного): воссоздающее, творческое, мечта.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов воображения (по своему выбору).
2.
Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).
III. Кратко раскройте суть концепций, определяющих связь
воображения и творчества (выбрать и выполнить письменно одно из
заданий):
1. Концепция Т. Рибо.
2. Этапы творчества по Г. Уоллесу.
3. Уровни творческих задач по Г.С. Альтшуллеру.

IV. Практическое задание (решение задач).
1.
Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.
а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.
Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.
Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам (К. Паустовский. «Золотая роза»).
б) …Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тот час же, точно в мальчике… закипели мстительные мысли…
… И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером
Генерального штаба, подающим громадные надежды…
…Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник
Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится,
– ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но
Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.
Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры… (А. Куприн. «Поединок»).


в) …Художник Михайлов, как и всегда, был за работой… Он делал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде, но он был недоволен им. «Нет, тот был лучше… Где он?»
Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил к себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками.
- Так, так! – проговорил он. И тотчас же, взяв карандаш, начал быстро рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу.
Он рисовал эту новую позу, и вдруг ему вспомнилось с выдающимся подбородком энергичное лицо купца, у которого он брал сигары, и он это самое лицо, этот подбородок нарисовал человеку. Он засмеялся от радости.
Фигура вдруг из мертвой, выдуманной стала живая и такая, которой нельзя уже было изменить. Можно было поправить рисунок сообразно с требованиями этой фигуры. Но, делая эти поправки, он не изменял фигуры, а только откидывал то, что скрывало фигуру. Он как бы снимал с нее те покровы, из-за которых она не вся была видна; каждая новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергичной силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна. (Л.Н. Толстой.
«Анна Каренина»).