Файл: Содержание введение Основная часть Заключение список литературы введение.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный лист
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………. 4
Заключение ………………………………………………………….. 7
Список литературы …………………………………………………. 8
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование экономики наиболее важно для эффективного развития экономики в стране. Государственное регулирование экономики необходимо для решения важнейших проблем, обеспечивающих устойчивое развитие национальной экономики [1].
Сегодня мало кто считает, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма её взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти.
Для современной России, которая перешла от системы тотального вмешательства государства в экономическую жизнь субъектов хозяйственной деятельности к экономике, основанной преимущественно на рыночных принципах, вопросы теории, методологии, практики государственного регулирования являются чрезвычайно насущными. Все это говорит о том, что выбранная тема является актуальной.
Цель исследования: изучить специфику механизма государственного регулирования в России.
Объектом исследования выступает государственное регулирование в России.
Предмет исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования в России.
Государственное регулирование экономики определяется как воздействие государства в лице уполномоченных органов государственной власти на экономические отношения и экономические субъекты с помощью определенных форм, методов и инструментов. Государственное регулирование осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов [2].
Роль такого регулирования можно описать следующим образом: там, где рыночный механизм не срабатывает или раскрываются существенные недостатки рынка, необходимо вмешательство государства [3]. Потребность в государственном регулировании заключается в том, что рыночные механизмы в экономике далеко несовершенны. Государство корректирует данные недостатки, с которыми либо рынок не в силах справиться самостоятельно,
либо решения малоэффективны. По этой причине:
1. Государство берет на себя ответственность за создание равнозначных условий для предпринимательства, обеспечение конкуренции, а также ограничение власти монополий.
2. Государство проявляет заботу о постоянном производстве жизненно необходимых общественных благ, так как для чистого рынка это невыгодно вследствие отсутствия нормального уровня прибыли.
Стоит отметить, что в России за последние три десятилетия сменились три модели государственного влияния на экономику:
1. Командно-административное управление в условиях социализма, которое основано на строгом планировании, контроле и регулировании государством экономики страны.
2. Либеральная система регулирования, которая ограничивала деятельность государства только теми функциями, которые обеспечивали самостоятельное развитие экономики: разработка соответствующих законодательных и нормативных правил поведения и контроль за их выполнением.
3. Либеральная система с усилением государственного регулирования в некоторых сферах, прежде всего, обеспечивающих обороноспособность страны и развитие экспортного потенциала. Это достигается следующими путями: предоставление государственных заказов, создание условий для благоприятного развития науки, перспективных отраслей экономики, и т.п. Это, бесспорно, достигается при одновременном обеспечении условий для частного предпринимательства.
На сегодняшний день государственное регулирование экономики в нашей стране выполняет следующие функции:
1. Создание рекомендательных планов-прогнозов, которые служат основными ориентирами в отношении масштабов, пропорций и конечных целей развития производства с одновременным выявлением главных проблем, с которыми могут столкнуться различные экономические субъекты.
2. Участие в управлении общественным
производством вследствие принятия решений, которые непосредственно затрагивают структуру хозяйства. Например, распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем и т.д. Как правило, такие решения имеют обязательный характер и оформляются в виде нормативно-правовых документов. Также их используют и в странах, в которых хорошо развита рыночная экономика.
3. Разработка совокупности рычагов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. К таким рычагам, или же регуляторам, можно отнести дотации, налоги, принципы и методы ценообразования и др. Они призваны подкреплять стабильный характер экономического развития. Важнейшая регулирующая роль здесь принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей [4].
Безусловно, соответствие между упомянутыми тремя формами участия государства в управлении экономикой России может изменятся в зависимости от хозяйственной среды. Так, прогнозирование и планирование всегда являлось неотъемлемой чертой прошлой советской экономики [5].
В то же время нельзя не отметить и существенные недостатки государственного регулирования:
1. Состояние отношений между бюджетами. На муниципальном уровне власти не осуществляют свои обязанности по управлению бюджетом и проведению экономической политики должным образом. Государство стремится мотивировать их через механизмы бюджетного регулирования. Поэтому им разрабатываются целевые программы, осуществляется поддержка отдельных хозяйствующих субъектов, но этих мер недостаточно.
2. В основе российского государственного регулирования экономики лежит бюджетный федерализм. В рамках этой модели имеется несоответствие между централизацией и децентрализацией налогово-бюджетных полномочий. Кроме того, отсутствует баланс между уровнем развития для субъектов федерации и муниципальными образованиями. Для того, чтобы решить данную проблему, необходимо сгладить дисбалансы и рационально распоряжаться бюджетом.
3. Несовершенство законодательной базы, которое требует от законодательной власти непосредственного исправления.
4. Ограниченный контроль за использованием средств бюджета.
5. Проблемы развития малого бизнеса. Крупные корпорации малый бизнес, не давая ему прибыльно функционировать.
6. Низкий уровень составления планов. Бюджеты различных уровней в недостаточной мере сбалансированы, а фактические показатели достаточно часто отклоняются от запланированных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первостепенной задачей государственного регулирования экономики, безусловно, является обеспечение стабильной экономики, которая должна постоянно расти. Решение данной задачи в первую очередь зависит от способности государственных структур осуществлять управление экономической системой страны.
Россия - огромная страна с большим разнообразием трудовых, природных, интеллектуальных и технологических ресурсов. Особенностью России является то, что роль государства в экономике здесь всегда была более значительной, чем в европейских странах по причинам экономического, социального, национального, географического, природно-климатического порядка.
Как и в любой стране, у государственного регулирования российской экономики имеются как и преимущества, так и недостатки. Однако, у России есть потенциал к качественному экономическому росту. Для этого следует выбрать правильные экономические меры и неукоснительно следовать им, что в конечном счете приведет к устойчивому росту экономики и порядка. укреплению её стабильности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/^yberleninka.ru/artide/n/roЫ-mesto-gosudarstvennogo-regulirovaniya-v-upravlenii-ekonomikoy/viewer
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studme.org/227916/pravo/ponyatie_gosudarstvennogo_regulirovaniya_ekonomiki_neobh odimost_tseli_osuschestvleniya
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cap.ru/news/2002/09/04/news-2222
4. Кузяшев А.Н. Экономика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям. - Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Акад. ВЭГУ), 2011. - 360 с.
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studref.com/324721/ekonomika/osobennosti_gosudarstvennogo_regulirovaniya_rossiysko y_ekonomiki
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/finansy/problemy_ispolzovaniya_mehanizma_gosudarstvennogo_finanso vogo_regulirovaniya_ekonomiki_v_sovremennoy_rossii