Файл: Территориальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 416

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






22 Поспелов В.К. - Мировая экономика и международные экономические отношения: Практикум – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016 - с.63

23 Кваша И. М. Состояние энергетической безопасности (оценка и методология расчета) / И. М.Кваша. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.niss.gov.ua/public/File/2015_table/Pr6_25_05.ppt

  • Региональные, субрегиональные, локальные интересы, связанные с обеспечением разнообразных специфических потребностей внутреннего развития России, таких как обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг на международных рынках, ускорение структурной перестройки экономики как фактора оптимизации внешнеторговых связей.

Также в эту группу входит реализация концепции повышения эффективности экономики на основе технологической новизны товаров и интеллектуализации услуг. Кроме того, создание и активная реализация государственной программы энерго- и ресурсосбережения, которая основывается на соответствующих технологиях и нормах потребления энергоресурсов, развитие возобновляемых источников энергообеспечения. И, наконец, упорядочение развития глобальных процессов на международном рынке труда.

Реализация первых двух групп указанных интересов в значительной степени зависит от возможностей эффективного использования международных экономических отношений для решения внутренних проблем экономического развития России. Впрочем, этому мешают многочисленные риски, которые сопровождают мировые интеграционные процессы.

Неслучайно в научной и публицистической литературе сложились два подхода к оценке последствий глобализации. Один подход делает упор на
конструктивной роли глобализации в повышении эффективности современной экономики; другой – остро-критический, сосредотачивается на негативных сторонах глобализации, которые создают угрозы не только для экономической безопасности отдельных государств, но и для развития мирового хозяйства в целом.

Особую опасность в условиях глобализации составляет рост разрыва между бедностью и богатством. Согласно данным Всемирного банка, в настоящее время около 1/5 мирового населения существует менее чем за доллар в день. Таких темпов перераспределения глобального валового

продукта никогда не было ранее в истории мировой цивилизации. При сохранении современных темпов развития мировой экономики и всех ее параметров, по прогнозам ВТО, численность бедных останется неизменной. Если будут приняты срочные меры по ускорение экономического роста и его переориентации на оказание помощи нуждающимся, то численность их может сократиться на 500 млн чел.24 Таким образом, бедность сегодня - типичное и массовое явление в мире.

Негативные последствия имеют и мировые миграционные процессы, например, сокращение научных и квалифицированных кадров, элиты общества, способной реализовать национальные интересы родины, быть носителем национальной культуры и прогрессивных тенденций. Также безвозвратная потеря значительных средств, вложенных в образование, повышение квалификации эмигрантов. Кроме того, угрозы для безопасности государств, вследствие массового присутствия людей с другой культурой, религией,

менталитетом и уровнем жизни; торговля людьми.

По оценкам ООН, ежегодно торговцы людьми ним относятся и современные рабовладельцы, и контрабандисты, которые помогают нелегальным мигрантам перебираться в другие страны) ежегодно зарабатывают более 7 млрд долларов. В исследовательской службе Конгресса США считают, что 1-2 млн чел. ежегодно переправляются в другие государства с целью дальнейшей перепродажи.

Исследователи последствий глобализации отмечают, что эпоха глобализации создает деструктивную экономику, осуществляет фактическую индустриализацию запрещенных видов асоциальной практики на основе современных уголовно-террористических технологий. Это производство и распространение наркотиков, масштабные ограбления, рэкет, контрабанда, коррупция, компьютерные аферы, торговля людьми, отмывание грязных денег. Эксперты ООН подсчитали: в среднем ежегодно в мире реализуется





24 Саенко А. Методические подходы к оценке уровня обеспечения национальной экономической безопасности / А. Саенко // Сборник тезисов докладов II научно-практического семинара с международным участием (16-18 декабря 2016 года). - Т., 2016. - C. 200-201.

наркотиков на сумму 400 млрд долларов, что составляет примерно 8% объема мировой торговли. Значительные средства, расходуемые некоторыми государствами на борьбу с наркоторговлей, оказались малоэффективными.

Противоречивость развития современных процессов экономической глобализации требует срочного решения острейшей проблемы
современности управление развитием современной глобальной экономики.25 Значительное количество международных организаций демонстрируют институциональную инертность и становятся неадекватными в условиях глобализации.

К примеру, в условиях глобализации объективно возрастает роль Всемирной торговой организации (ВТО), в которую по состоянию на июль 2016 г. входит 164 страны. Россия стала 156-м участником ВТО в августе 2012 г. Говоря о влиянии ВТО на национальные экономики, нужно отметить, что эта организация способствует сохранению сложившегося за десятилетия неравенства стран в международной торговле.

Обострившаяся в 2014 году политическая ситуация и все события, связанные с этим периодом ознаменовались введением против России односторонних экономических санкций со стороны развитых западных государств. Это должно служить напоминанием, что никакое членство в ВТО не является гарантией от возможного произвола в отношении практически любой страны, не входящей в политические блоки наиболее развитых западных стран. Именно поэтому обеспечение внешнеэкономической безопасности России после вступления в эту организацию будет оставаться особенно важной задачей.

Кроме того, устав ВТО требует больших ограничений на вмешательство государства в процесс развития. Часто утвержденные правила слишком активно защищают равенство прав всех субъектов рынка без учета особенностей социально-экономического развития этих субъектов. Такая




25 Отчет ЮНКТАД (Конференция ООН) - Доклад о торговле и развитии. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2015_ru.pdf

ситуация
требует кропотливой работы по радикальному реформированию существующих международных институтов или создания новых. Работа в этом направлении идет очень медленно, в результате чего возникает «вакуум управления». Дж. Сорос в целях совершенствования системы управления глобальной экономикой выражает определенные предложения, с которыми нельзя не согласиться, а именно:

      1. Ограничить нестабильность финансовых рынков путем повышения эффективности их регулирования;

      2. Исправить встроенную в существующие финансовые и торговые учреждения (ВТО, МВФ) диспропорцию в пользу тех развитых стран, которые в значительной степени их контролируют;

      3. Дополнить ВТО международными институтами, которые занимались бы другими социальными целями, такими как снижение уровня бедности и обеспечение общественными товарами в глобальных масштабах;

      4. Улучшить качество общественной жизни в странах, которые страдают от действий коррумпированных, репрессивных и некомпетентных правительств;

      5. Активно использовать потенциал «большой семерки».26

С целью обеспечения безопасности мирового хозяйства на этапе глобализации, достижения гуманизации и демократизации международных отношений необходимо создать планетарный политический регулирующий институт на основе объединения в нем крупнейших региональных группировок, в которых было бы гарантированное представительство каждой страны. В рамках указанного института целесообразно обеспечить действие перераспределительных механизмов, которые позволят регулировать мировое экономическое развитие, справедливо распределяя выработанные