Файл: Территориальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

    1. Стратегия обеспечения экономической безопасности России в условиях интеграции



Выработка стратегии экономической безопасности всегда опирается на приоритетные долгосрочные цели, национально-государственные интересы и ориентирована на социально-экономическую модель государственной политики. Стратегия обеспечения и повышения экономической безопасности России в условиях интеграции в мировую экономическую систему складывается из ее основных целей: создание самодостаточной социально ориентированной экономики; сохранение и развитие интеллектуального и научно-технического потенциала; построение равноправных и взаимовыгодных экономических отношений с другими государствами.

Также основными целями и задачами экономической безопасности являются: обеспечение непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышение качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.44

Поскольку на функционирование системы экономической безопасности имеют взаимосвязанное непосредственное или косвенное влияние различные факторы и условия, при разработке стратегии обеспечения экономической безопасности необходимо рассмотреть их вес и приоритетность для российской экономики.

Система факторов включает
следующие факторы:





44 Глазьев С. Экономическая безопасность России: необходимые меры [Электронный ресурс]. URL: http://politobzor.net/show-28866-ekonomicheskaya-bezopasnostrossii-neobhodimye-mery.htm

  • Структурные, влияющие на пропорциональность и сбалансированность развития экономики по регионам и отраслям (приток инвестиций, их структура, эффективная транспортная система, поддержка инновационного развития);

  • Финансовые (стабильность банковской системы и фондового рынка, условия предоставления кредитов, дисциплина взаиморасчетов предприятий и налоговых платежей);

  • Правовые (наличие правовой базы);

  • Факторы, характеризующие условия производства и реализации продукции и производственного обслуживания (цены, условия хранения и доставки товаров);

  • Природные (степень обеспеченности страны собственными природными ресурсами, условия их добычи, транспортировки);

  • Социально-экономические (оплата труда, условия труда, уровень образования);

  • Научно-технического развития (уровень развития высоких технологий, уровень модернизации производства, защита прав интеллектуальной собственности);

  • Организационно-управленческие (организация производства, методы экономического и правового регулирования);

  • Техногенные (техническое состояние основных производственных фондов, наличие техногенных угроз, уровень техногенного риска, наличие систем контроля за состоянием техносферы);

  • Факторы использования трудовых ресурсов (структура использования рабочей силы в рамках народного хозяйства, уровень безработицы, уровень квалификации рабочей силы).


Внешние факторы связаны с привлечением ресурсов извне, необходимых для стабильного развития, что особенно актуально для России в условиях ограниченных возможностей для самостоятельного развития,

обусловленных беспрецедентным разрушением основ экономического потенциала.

К внешним факторам экономической безопасности относятся:

  • Развитие национальной структуры внешнеэкономических связей;

  • Участие страны в международных экономических организациях;

  • Факторы, определяющие привлекательность экономики страны для иностранных инвестиций;

  • Факторы "прозрачности" во внешнеэкономических операциях;

  • Имидж страны.

Взаимосвязь и взаимодействие внешних и внутренних факторов обеспечивают функционирование целостной системы национальной экономики России на всех уровнях и во всех сферах. Изменения в характере или темпах развития одного или нескольких факторов обусловливают изменения в развитии других факторов и состояния системы национальной экономической безопасности в целом.

Таким образом, даже краткий анализ сущности и содержания экономической безопасности с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности национальной экономики показывает, что эта проблема имеет важную теоретическую и практическую значимость и лежит в основе формирования стратегии обеспечения экономической безопасности.

На сегодняшний день утверждена Стратегия экономической безопасности России до 2030 года. Здесь выделены приоритеты в видении
опасностей и угроз национальной безопасности и, соответственно, определены основные сегменты обеспечения безопасности. Они выстроены следующим образом:

  1. Национальная оборона.

  2. Государственная и общественная безопасность.

  3. Повышение качества жизни российских граждан.

  4. Экономический рост.

  5. Наука, технологии и образование.

  6. Здравоохранение.

  7. Культура.

  8. Экология живых систем и рациональное природопользование.

  9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.45

В стратегии обозначено стремление к 2030 году закрепить за Россией статус одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира. Для достижения своей национальной безопасности Россия намерена сосредоточить свои усилия и ресурсы на повышении качества жизни российских граждан за счет гарантирования личной безопасности граждан, а также высоких стандартов их жизнеобеспечения.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.

Стратегия должна предотвратить кризисные явления в ресурсно- сырьевой, производственной, научно-технологической финансовой и инновационной сферах, а также стимулировать инвестиционное развитие и развитие человеческого потенциала. Целью создания стратегии является повышение устойчивости экономики и обеспечение экономического роста.
Кроме того, она предусматривает совершенствование ответных мер в случае санкций. Кроме того стратегия учитывает необходимость сбалансированного развития российских регионов и использование конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики.




45 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

Итогом реализации настоящей стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета РФ и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно- политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.46 Также результатом применения стратегии должны стать устойчивая бюджетная политика, развитие инновационного предпринимательства, реформа социальной политики, системы образования и здравоохранения, налоговая реформа и комплексное пространственное развитие.

Среди мер по достижению целей стратегии можно отметить улучшение инвестиционного климата, деоффшоризацию экономики, совершенствование механизма ответных мер в случае применения санкций, оптимизацию налоговой нагрузки на бизнес, повышение эффективности бюджетных расходов, преодоление зависимости от импортных поставок сложного оборудования и предотвращение рейдерских захватов.

В сфере внешней политики для России совершенно неприемлемы планы продвижения военной инфраструктуры НАТО и попытки придать альянсу глобальные функции, идущие вразрез с нормами международного