ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Состояние развития международных экономических отношений в настоящее время
Влияние факторов глобализации на экономическую безопасность России
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Анализ состояния экономической безопасности России
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Пути повышения экономической безопасности России
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
-
Стратегия обеспечения экономической безопасности России в условиях интеграции
Выработка стратегии экономической безопасности всегда опирается на приоритетные долгосрочные цели, национально-государственные интересы и ориентирована на социально-экономическую модель государственной политики. Стратегия обеспечения и повышения экономической безопасности России в условиях интеграции в мировую экономическую систему складывается из ее основных целей: создание самодостаточной социально ориентированной экономики; сохранение и развитие интеллектуального и научно-технического потенциала; построение равноправных и взаимовыгодных экономических отношений с другими государствами.
Также основными целями и задачами экономической безопасности являются: обеспечение непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышение качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.44
Поскольку на функционирование системы экономической безопасности имеют взаимосвязанное непосредственное или косвенное влияние различные факторы и условия, при разработке стратегии обеспечения экономической безопасности необходимо рассмотреть их вес и приоритетность для российской экономики.
Система факторов включает
следующие факторы:
44 Глазьев С. Экономическая безопасность России: необходимые меры [Электронный ресурс]. — URL: http://politobzor.net/show-28866-ekonomicheskaya-bezopasnostrossii-neobhodimye-mery.htm
-
Структурные, влияющие на пропорциональность и сбалансированность развития экономики по регионам и отраслям (приток инвестиций, их структура, эффективная транспортная система, поддержка инновационного развития); -
Финансовые (стабильность банковской системы и фондового рынка, условия предоставления кредитов, дисциплина взаиморасчетов предприятий и налоговых платежей); -
Правовые (наличие правовой базы); -
Факторы, характеризующие условия производства и реализации продукции и производственного обслуживания (цены, условия хранения и доставки товаров); -
Природные (степень обеспеченности страны собственными природными ресурсами, условия их добычи, транспортировки); -
Социально-экономические (оплата труда, условия труда, уровень образования); -
Научно-технического развития (уровень развития высоких технологий, уровень модернизации производства, защита прав интеллектуальной собственности); -
Организационно-управленческие (организация производства, методы экономического и правового регулирования); -
Техногенные (техническое состояние основных производственных фондов, наличие техногенных угроз, уровень техногенного риска, наличие систем контроля за состоянием техносферы); -
Факторы использования трудовых ресурсов (структура использования рабочей силы в рамках народного хозяйства, уровень безработицы, уровень квалификации рабочей силы).
Внешние факторы связаны с привлечением ресурсов извне, необходимых для стабильного развития, что особенно актуально для России в условиях ограниченных возможностей для самостоятельного развития,
обусловленных беспрецедентным разрушением основ экономического потенциала.
К внешним факторам экономической безопасности относятся:
-
Развитие национальной структуры внешнеэкономических связей; -
Участие страны в международных экономических организациях; -
Факторы, определяющие привлекательность экономики страны для иностранных инвестиций; -
Факторы "прозрачности" во внешнеэкономических операциях; -
Имидж страны.
Взаимосвязь и взаимодействие внешних и внутренних факторов обеспечивают функционирование целостной системы национальной экономики России на всех уровнях и во всех сферах. Изменения в характере или темпах развития одного или нескольких факторов обусловливают изменения в развитии других факторов и состояния системы национальной экономической безопасности в целом.
Таким образом, даже краткий анализ сущности и содержания экономической безопасности с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности национальной экономики показывает, что эта проблема имеет важную теоретическую и практическую значимость и лежит в основе формирования стратегии обеспечения экономической безопасности.
На сегодняшний день утверждена Стратегия экономической безопасности России до 2030 года. Здесь выделены приоритеты в видении
опасностей и угроз национальной безопасности и, соответственно, определены основные сегменты обеспечения безопасности. Они выстроены следующим образом:
-
Национальная оборона. -
Государственная и общественная безопасность. -
Повышение качества жизни российских граждан. -
Экономический рост. -
Наука, технологии и образование. -
Здравоохранение. -
Культура. -
Экология живых систем и рациональное природопользование. -
Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.45
В стратегии обозначено стремление к 2030 году закрепить за Россией статус одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира. Для достижения своей национальной безопасности Россия намерена сосредоточить свои усилия и ресурсы на повышении качества жизни российских граждан за счет гарантирования личной безопасности граждан, а также высоких стандартов их жизнеобеспечения.
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.
Стратегия должна предотвратить кризисные явления в ресурсно- сырьевой, производственной, научно-технологической финансовой и инновационной сферах, а также стимулировать инвестиционное развитие и развитие человеческого потенциала. Целью создания стратегии является повышение устойчивости экономики и обеспечение экономического роста.
Кроме того, она предусматривает совершенствование ответных мер в случае санкций. Кроме того стратегия учитывает необходимость сбалансированного развития российских регионов и использование конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики.
45 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
Итогом реализации настоящей стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета РФ и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно- политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.46 Также результатом применения стратегии должны стать устойчивая бюджетная политика, развитие инновационного предпринимательства, реформа социальной политики, системы образования и здравоохранения, налоговая реформа и комплексное пространственное развитие.
Среди мер по достижению целей стратегии можно отметить улучшение инвестиционного климата, деоффшоризацию экономики, совершенствование механизма ответных мер в случае применения санкций, оптимизацию налоговой нагрузки на бизнес, повышение эффективности бюджетных расходов, преодоление зависимости от импортных поставок сложного оборудования и предотвращение рейдерских захватов.
В сфере внешней политики для России совершенно неприемлемы планы продвижения военной инфраструктуры НАТО и попытки придать альянсу глобальные функции, идущие вразрез с нормами международного