ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Состояние развития международных экономических отношений в настоящее время
Влияние факторов глобализации на экономическую безопасность России
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Анализ состояния экономической безопасности России
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Пути повышения экономической безопасности России
и расширением границ и сохранением внутреннего баланса и благополучия. Это необходимые критерии обеспечения внешнеэкономической безопасности России. Таким образом, необходимо провести анализ экономической безопасности страны в целях выявления ее уязвимых сторон и определения дальнейшей стратегии ее функционирования.
Оценка экономической безопасности и обеспечение должного ее уровня – это первостепенная задача любого государства. Объективность оценки определяется преимущественно тем, какие показатели и индикаторы применяются. Необходимо применить набор критериев, которые, во-первых, количественно должны позволить оценить качественные явления, во-вторых, данные показатели должны владеть высокой чувствительностью и изменчивостью, в-третьих, – выполнять функции индикаторов в совокупности, а не отдельно друг от друга.
В настоящее время выработан ряд методов для анализа национальной экономической безопасности страны. Данные методы основаны на определении количественных и качественных характеристик, которые, отражая текущее состояние экономической безопасности, призваны выявить возможные направления ее обеспечения в связи с имеющимися угрозами. Итак, методы можно представить в виде нескольких групп:
Согласно Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации, состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.
Итак, изучая способы оценки экономической безопасности страны, можно выявить определенные экономические, финансовые, социально- экономические, производственные индикаторы оценки. Задача исследования состоит в том, чтобы сопоставить фактические значения индикаторов с допустимыми величинами (см. таблицу в Приложении 2). Необходимо подчеркнуть: с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности уровень развития экономики страны определяют в первую очередь уровень и динамика экономического развития, уровень научно- технического потенциала, динамика научно-производственного развития.32
Дальнейшую определенную сложность составляет само выявление пороговых значений, которое предполагает применение ряда подходов. Вообще, удобным представляется способ сравнения российских показателей по индикаторам с аналогичными показателями развитых государств, в отдельных случаях с некоторыми мировыми показателями и эталонными
величинами. Также распространен метод экспертного анализа, использование принятых нормативов, стандартов и требований.
31 Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2015.
№ 12. С. 4−13.
32 А.В. Калина, И.П. Савельева – Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов - Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент» 2014, том 8, № 4 – с.16
Таким образом, следует рассмотреть, как именно можно сформировать пороговые значения индикаторов экономической безопасности, представленных в таблице в Приложении 2, применительно к экономике России.
К примеру, для стабильного функционирования экономики страны необходимо, чтобы величина внешнего долга не оказывала значительной нагрузки на ВВП. Если анализировать допустимое значение для него, то для российской экономики оптимальная доля внешнего долга в ВВП составит до 25%. Данный уровень можно принять в качестве порогового по исследуемому индикатору.
Однако есть точка зрения, согласно которой опасной является ситуация, когда внешний долг превышает объем экспорта в 2 раза. С другой стороны такой подход менее рационален по сравнению с ситуацией, когда величина внешнего долга «жестко» привязывается к объему ВВП, т.к. в этом случае допустимое значение подвержено значительному воздействию конъюнктурных факторов, которые влияют на объем экспорта в денежном выражении. Часто получаемые таким образом результаты почти полностью сходятся со значением в 25% от ВВП.
Рассмотрим отношение к ВВП ресурсов, участвующих в
теневом обороте. Известно, что теневой сектор так или иначе присутствует в экономике любого государства. Это обусловлено, в первую очередь, желанием субъектов экономической деятельности максимизировать свои доходы путем ухода от уплаты налогов и иных платежей. В то же время, до определенного уровня теневая экономика не наносит сильного разрушающего влияния на экономику страны, связанного с потерей контроля над ней или над ее существенными сегментами. Вся проблема в том, как оценить такой уровень и как провести оценку реальных масштабов теневой экономики.
Точное определение масштабов теневой экономической деятельности затруднительно, поскольку она носит скрытый характер, и большинство
исследований по этой проблематике базируется на измерении косвенных показателей, вероятностных оценок, математическом моделировании и т.д. Вместе с тем, несмотря на все затруднения, на современном этапе собран богатый мировой и отечественный опыт, опираясь на который можно приблизительно оценить уровень теневизации экономики в различных государствах мира и в России.
Итак, существуют оценки по масштабу распространенности теневой экономики в ведущих странах мира. Если рассматривать в целом Европейский Союз, уровень теневизации экономики в нем достигает 19%. Приблизительно две трети теневой экономики ЕС концентрируется в Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании. Если обратиться к региональным исследованиям, то уровень теневой экономики в Центральной, Западной и Северной Европе равен 10%, в Средиземноморье он равен четверти ВВП. Высокий уровень теневизации
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
-
Методы оценки экономической безопасности России
Оценка экономической безопасности и обеспечение должного ее уровня – это первостепенная задача любого государства. Объективность оценки определяется преимущественно тем, какие показатели и индикаторы применяются. Необходимо применить набор критериев, которые, во-первых, количественно должны позволить оценить качественные явления, во-вторых, данные показатели должны владеть высокой чувствительностью и изменчивостью, в-третьих, – выполнять функции индикаторов в совокупности, а не отдельно друг от друга.
В настоящее время выработан ряд методов для анализа национальной экономической безопасности страны. Данные методы основаны на определении количественных и качественных характеристик, которые, отражая текущее состояние экономической безопасности, призваны выявить возможные направления ее обеспечения в связи с имеющимися угрозами. Итак, методы можно представить в виде нескольких групп:
-
Мониторинг важнейших макроэкономических показателей и их сопоставление с пороговыми уровнями; -
Метод экспертной оценки для распределения территорий по степени рисков и угроз; -
Применение экономических инструментов в процессе оценивания последствий угроз безопасности посредством количественного анализа убытков; -
Определение темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамике их изменения; -
Методы прикладной математики (многомерный статистический анализ).31
Согласно Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации, состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.
Итак, изучая способы оценки экономической безопасности страны, можно выявить определенные экономические, финансовые, социально- экономические, производственные индикаторы оценки. Задача исследования состоит в том, чтобы сопоставить фактические значения индикаторов с допустимыми величинами (см. таблицу в Приложении 2). Необходимо подчеркнуть: с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности уровень развития экономики страны определяют в первую очередь уровень и динамика экономического развития, уровень научно- технического потенциала, динамика научно-производственного развития.32
Дальнейшую определенную сложность составляет само выявление пороговых значений, которое предполагает применение ряда подходов. Вообще, удобным представляется способ сравнения российских показателей по индикаторам с аналогичными показателями развитых государств, в отдельных случаях с некоторыми мировыми показателями и эталонными
величинами. Также распространен метод экспертного анализа, использование принятых нормативов, стандартов и требований.
31 Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2015.
№ 12. С. 4−13.
32 А.В. Калина, И.П. Савельева – Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов - Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент» 2014, том 8, № 4 – с.16
Таким образом, следует рассмотреть, как именно можно сформировать пороговые значения индикаторов экономической безопасности, представленных в таблице в Приложении 2, применительно к экономике России.
К примеру, для стабильного функционирования экономики страны необходимо, чтобы величина внешнего долга не оказывала значительной нагрузки на ВВП. Если анализировать допустимое значение для него, то для российской экономики оптимальная доля внешнего долга в ВВП составит до 25%. Данный уровень можно принять в качестве порогового по исследуемому индикатору.
Однако есть точка зрения, согласно которой опасной является ситуация, когда внешний долг превышает объем экспорта в 2 раза. С другой стороны такой подход менее рационален по сравнению с ситуацией, когда величина внешнего долга «жестко» привязывается к объему ВВП, т.к. в этом случае допустимое значение подвержено значительному воздействию конъюнктурных факторов, которые влияют на объем экспорта в денежном выражении. Часто получаемые таким образом результаты почти полностью сходятся со значением в 25% от ВВП.
Рассмотрим отношение к ВВП ресурсов, участвующих в
теневом обороте. Известно, что теневой сектор так или иначе присутствует в экономике любого государства. Это обусловлено, в первую очередь, желанием субъектов экономической деятельности максимизировать свои доходы путем ухода от уплаты налогов и иных платежей. В то же время, до определенного уровня теневая экономика не наносит сильного разрушающего влияния на экономику страны, связанного с потерей контроля над ней или над ее существенными сегментами. Вся проблема в том, как оценить такой уровень и как провести оценку реальных масштабов теневой экономики.
Точное определение масштабов теневой экономической деятельности затруднительно, поскольку она носит скрытый характер, и большинство
исследований по этой проблематике базируется на измерении косвенных показателей, вероятностных оценок, математическом моделировании и т.д. Вместе с тем, несмотря на все затруднения, на современном этапе собран богатый мировой и отечественный опыт, опираясь на который можно приблизительно оценить уровень теневизации экономики в различных государствах мира и в России.
Итак, существуют оценки по масштабу распространенности теневой экономики в ведущих странах мира. Если рассматривать в целом Европейский Союз, уровень теневизации экономики в нем достигает 19%. Приблизительно две трети теневой экономики ЕС концентрируется в Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании. Если обратиться к региональным исследованиям, то уровень теневой экономики в Центральной, Западной и Северной Европе равен 10%, в Средиземноморье он равен четверти ВВП. Высокий уровень теневизации