Файл: Территориальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и расширением границ и сохранением внутреннего баланса и благополучия. Это необходимые критерии обеспечения внешнеэкономической безопасности России. Таким образом, необходимо провести анализ экономической безопасности страны в целях выявления ее уязвимых сторон и определения дальнейшей стратегии ее функционирования.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

    1. Методы оценки экономической безопасности России




Оценка экономической безопасности и обеспечение должного ее уровня это первостепенная задача любого государства. Объективность оценки определяется преимущественно тем, какие показатели и индикаторы применяются. Необходимо применить набор критериев, которые, во-первых, количественно должны позволить оценить качественные явления, во-вторых, данные показатели должны владеть высокой чувствительностью и изменчивостью, в-третьих, выполнять функции индикаторов в совокупности, а не отдельно друг от друга.

В настоящее время выработан ряд методов для анализа национальной экономической безопасности страны. Данные методы основаны на определении количественных и качественных характеристик, которые, отражая текущее состояние экономической безопасности, призваны выявить возможные направления ее обеспечения в связи с имеющимися угрозами. Итак, методы можно представить в виде нескольких групп:

  1. Мониторинг важнейших макроэкономических показателей и их сопоставление с пороговыми уровнями;

  2. Метод экспертной оценки для распределения территорий по степени рисков и угроз;

  3. Применение экономических инструментов в процессе оценивания последствий угроз безопасности посредством количественного анализа убытков;

  4. Определение темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамике их изменения;

  5. Методы прикладной математики (многомерный статистический анализ).31

Согласно Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации, состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

Итак, изучая способы оценки экономической безопасности страны, можно выявить определенные экономические, финансовые, социально- экономические, производственные индикаторы оценки. Задача исследования состоит в том, чтобы сопоставить фактические значения индикаторов с допустимыми величинами (см. таблицу в Приложении 2). Необходимо подчеркнуть: с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности уровень развития экономики страны определяют в первую очередь уровень и динамика экономического развития, уровень научно- технического потенциала, динамика научно-производственного развития.32

Дальнейшую определенную сложность составляет само выявление пороговых значений, которое предполагает применение ряда подходов. Вообще, удобным представляется способ сравнения российских показателей по индикаторам с аналогичными показателями развитых государств, в отдельных случаях с некоторыми мировыми показателями и эталонными
величинами. Также распространен метод экспертного анализа, использование принятых нормативов, стандартов и требований.





31 Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2015.

12. С. 4−13.

32 А.В. Калина, И.П. Савельева – Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов - Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент» 2014, том 8, 4 – с.16

Таким образом, следует рассмотреть, как именно можно сформировать пороговые значения индикаторов экономической безопасности, представленных в таблице в Приложении 2, применительно к экономике России.

К примеру, для стабильного функционирования экономики страны необходимо, чтобы величина внешнего долга не оказывала значительной нагрузки на ВВП. Если анализировать допустимое значение для него, то для российской экономики оптимальная доля внешнего долга в ВВП составит до 25%. Данный уровень можно принять в качестве порогового по исследуемому индикатору.

Однако есть точка зрения, согласно которой опасной является ситуация, когда внешний долг превышает объем экспорта в 2 раза. С другой стороны такой подход менее рационален по сравнению с ситуацией, когда величина внешнего долга «жестко» привязывается к объему ВВП, т.к. в этом случае допустимое значение подвержено значительному воздействию конъюнктурных факторов, которые влияют на объем экспорта в денежном выражении. Часто получаемые таким образом результаты почти полностью сходятся со значением в 25% от ВВП.

Рассмотрим отношение к ВВП ресурсов, участвующих в
теневом обороте. Известно, что теневой сектор так или иначе присутствует в экономике любого государства. Это обусловлено, в первую очередь, желанием субъектов экономической деятельности максимизировать свои доходы путем ухода от уплаты налогов и иных платежей. В то же время, до определенного уровня теневая экономика не наносит сильного разрушающего влияния на экономику страны, связанного с потерей контроля над ней или над ее существенными сегментами. Вся проблема в том, как оценить такой уровень и как провести оценку реальных масштабов теневой экономики.

Точное определение масштабов теневой экономической деятельности затруднительно, поскольку она носит скрытый характер, и большинство

исследований по этой проблематике базируется на измерении косвенных показателей, вероятностных оценок, математическом моделировании и т.д. Вместе с тем, несмотря на все затруднения, на современном этапе собран богатый мировой и отечественный опыт, опираясь на который можно приблизительно оценить уровень теневизации экономики в различных государствах мира и в России.

Итак, существуют оценки по масштабу распространенности теневой экономики в ведущих странах мира. Если рассматривать в целом Европейский Союз, уровень теневизации экономики в нем достигает 19%. Приблизительно две трети теневой экономики ЕС концентрируется в Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании. Если обратиться к региональным исследованиям, то уровень теневой экономики в Центральной, Западной и Северной Европе равен 10%, в Средиземноморье он равен четверти ВВП. Высокий уровень теневизации