ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2021
Просмотров: 1042
Скачиваний: 3
71
на большие площади выбросить вредные токсичные вещества
,
при
этом не нарушая установленных норм ПДК и ПДВ
[9]
.
Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загряз
-
няющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных
концентраций сегодня допускается только после применения всех
доступных современных средств по сокращению выбросов
.
Характер распределения концентрации вредных веществ в атмо
-
сфере под факелом организованного источника показан на рисунке
18.
Рис
. 18
Распределение загрязнений в зависимости от удаления от
источника
Принцип расчета ПДВ заключается в следующем
-
суммарное ко
-
личество загрязнителя
,
выбрасываемое всеми источниками на
предприятии
,
не должно формировать на границе санитарно-защитной
зоны
(
СЗЗ
)
предприятия или на территории жилой застройки концен
-
трации
,
превышающей ПДКмр
В городской среде
,
при наличии нескольких источников выбросов
,
требование к качеству воздуха
населенного пункта должно соответ
-
ствовать следующему условию
:
С
max +
С
ф
i
£
ПДКмр
,
72
где
С
max
i
–
фактическая максимальная концентрация
i
-
го
загряз
-
няющего вещества
,
мг/м
3
С
ф
i
–
фоновая концентрация
i
-
го
загрязняющего вещества
,
мг/м
3
Фоновая концентрация
С
ф
(
мг/м
3
)
для отдельного источника вы
-
броса характеризует загрязнение атмосферы в городе или другом
населенном пункте
,
создаваемое другими источниками
,
исключая
данный
.
Фоновая концентрация устанавливается единым значением по
городу или дифференцировано по территории города
(
по постам
наблюдений с учетом скорости и направления ветра
).
Данные о фоновых концентрациях предоставляют специально
уполномоченные территориальные органы Росгидромета
–
Центры
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(
ЦГМС
),
которые осуществляют гидрометеорологическое обеспечение отрас
-
лей экономики
,
органов государственной власти
,
население
,
а также
мониторинг состояния и загрязнения воздуха и поверхностных вод на
территории области
.
В приложении
1
приведена справка о фоновых концентрациях и
метеорологических
условиях
.
Загрязнение атмосферного воздуха усиливается при определен
-
ных погодных условиях
,
особенно при
температурной инверсии
.
Обычно на высоте температура воздуха ниже
.
В этом случае теп
-
лый воздух поднимается от земли
,
унося с собой загрязнители и
рассеивая их на высоте
.
При температурной инверсии слой холодного
воздуха над землей перекрыт теплым слоем
.
Это происходит
,
когда
поверхность земли и прилегающий к ней слой воздуха остывают в
течение ясной ночи
,
либо когда холодный воздух
"
подтекает
"
под
теплый в центре антициклона
.
В результате восходящее движение
воздуха блокируется
,
и загрязнители накапливаются над землей
(рисунке
19).
При скорости ветра менее
0,5
м/с и наличии инверсии создаются
крайне
неблагоприятные метеорологические условия
(
НМУ
).
В
таких ситуациях государственные органы власти проводят оповещение
всех предприятий
,
обязанных в этом случае перейти на заранее
73
запланированный режим работы
,
при котором обеспечивается
снижение выбросов
.
Согласно Закону РФ
«
Об охране атмосферного воздуха
»
выброс
загрязнителей в атмосферу может производиться лишь на основании
специального разрешения
.
Разрешение выдаёт государственный
орган управления
,
уполномоченный в сфере охраны атмосферы
.
а
б
Рис
. 19
Рассеяние выбросов в нормальных условиях
(
а
)
и при инвер
-
сии
(
б
)
Для получения разрешения природопользователю необходимо
подготовить обоснованный проект предельно допустимых
выбросов
по всем источников выбросов с учетом всех выбрасываемых загряз
-
няющих веществ
.
Нормативы воздействия на атмосферный воздух разрабатываются
в форме
«
Проектов ПДВ
»
и согласовываются с
федеральными или
региональными органами
Департамента Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
(
Росприроднадзора
) (
рисунок
20).
В
приложении
2
приведено содержание проекта ПДВ
.
Разрешением на выброс вредных
(
загрязняющих
)
веществ в
атмосферный воздух
устанавливаются предельно допустимые
выбросы и другие условия
,
которые обеспечивают охрану атмосфер
-
ного воздуха
.
Разрешение содержит следующую информацию
:
74
-
наименование и реквизиты предприятия
,
-
наименование и класс опасности вредного
(
загрязняющего
)
веществ
,
-
количество вредных
(
загрязняющих
)
веществ
,
разрешенных к
выбросу в атмосферный воздух с разбивкой по годам
(
на
5
лет
),
-
срок действия
.
Рис
. 20
Этапы работы с разрешительной документацией
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
.
За
-
коном
"
Об охране окружающей среды
" (
с
.16)
установлена плата за
негативное воздействие на окружающую среду
,
которую вносят
Инвентаризация источников
загрязнения атмосферы
Разработка
«
Проекта ПДВ
»
Согласование проекта с
региональными или федераль
-
ными органами
Получение
«
Разрешения на выброс
загрязняющих веществ
»
(от стационарных источников загрязнения
)
Срок действия разрешения
– 5
лет
Ежеквартальная
плата
за негативное
воздействие на
окружающую среду
(за загрязнение
Ежегодная
отчетность
по форме
2-
тп
(воздух
)
Ежегодный
технический отчет
о неизменности
технологического
процесса
75
организации и физические лица
,
деятельность которых оказывает
негативное воздействие на окружающую среду
.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду является
формой компенсации ущерба
,
наносимого загрязнением окружающей
природной среде
,
и перечисляется предприятиями
(
всех форм
собственности
)
в обязательном порядке
.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимает
-
ся с природопользователей
,
осуществляющих следующие виды
воздействия на окружающую природную среду
:
–
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и
передвижных источников
;
–
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные
водные объекты
;
–
размещение отходов
.
Порядок определения платы и ее предельных размеров утвер
-
жден постановлением Правительства Российской Федерации от
28
августа
1992
года
N 632 (
с изменениями на
12
февраля
2003
года
).
Постановлением Правительства РФ от
12
июня
2003
года
N 344
установлены нормативы платы по каждому ингредиенту загрязняюще
-
го вещества
(
отхода
),
с учетом степени опасности для окружающей
природной среды и здоровья населения
.
Для предприятия установлены следующие источники платежей за
загрязнение окружающей
среды
:
–
экоплатежи в пределах допустимых нормативов выбросов и
сбросов загрязняющих веществ
,
размещения отходов в преде
-
лах лимитов
–
за счет себестоимости продукции
(
работ
,
услуг
)
;
–
экоплатежи за превышение допустимых нормативов и лимитов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ
,
размещение отхо
-
дов
–
с применением
5-
ти кратного повышающего
коэффициента
,
за счет прибыли
,
остающейся в распоряже
-
нии природопользователей
.
Бюджетным кодексом РФ установлены нормативы распределения
платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации в размере
:
– 20% -
в федеральный бюджет
,