ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
__________________________________________________________________
Школа инженерного предпринимательства
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
Тема работы
Совершенствование конкурентоспособности предприятия как
движущая сила развития сферы стоматологических услуг (на примере
ООО «Медстар+»)
УДК 339.137.22:338.45:616.31
Студент
Группа
ФИО
Подпись
Дата
3Б51
Бобрешова Дарья
Алексеевна
Руководитель
Должность
ФИО
Ученая
степень,
звание
Подпись
Дата
Доцент
Ермушко
Жанна
Александровна к.э.н.
КОНСУЛЬТАНТЫ:
По разделу «Социальная ответственность»
Должность
ФИО
Ученая
степень, звание
Подпись
Дата
Доцент
Ермушко
Жанна
Александровна к.э.н.
Нормоконтроль
Должность
ФИО
Ученая
степень, звание
Подпись
Дата
Доцент
Селевич О.С. к.э.н.
ДОПУСТИТЬ КЗАЩИТЕ:
Руководитель
ООП
ФИО
Ученая
степень,
звание
Подпись
Дата
Профессор
Барышева Г.А.
Доктор экономических наук , профессор
Томск – 2019
2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ООП ДЛЯ БАКАЛАВРОВ
Код
Результат обучения
Универсальные компетенции
Р1
Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной экономической деятельности.
Р2
Эффективно работать индивидуально, в качестве члена команды, состоящей из специалистов различных направлений и квалификаций, с делением ответственности и полномочий за результаты работы и готовность следовать
корпоративной культуре организации
Р3
Демонстрировать знания правовых, социальных, этических и культурных аспектов хозяйственной деятельности, осведомленность в вопросах охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности.
Р4
Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности
Р5
Активно пользоваться основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
Профессиональные компетенции
Р6
Применять знания математических дисциплин, статистики, бухгалтерского учета и анализа для подготовки исходных данных и проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
Р7 принимать участие в выработке и реализации для конкретного предприятия рациональной системы организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики, базирующейся на соблюдении действующего законодательства, требований международных стандартов и принципах укрепления экономики хозяйствующего субъекта;
Р8
Применять глубокие знания основ функционирования экономической системы на разных уровнях, истории экономики и экономической науки для анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
Р9
Строить стандартные теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, прогнозировать, анализировать и интерпретировать полученные результаты с целью принятия эффективных решений.
Р10
На основе аналитической обработки учетной, статистической и отчетной информации готовить информационные обзоры, аналитические отчеты, в соответствии с поставленной задачей, давать оценку и интерпретацию полученных результатов и обосновывать управленческие решения.
Р11
Внедрять современные методы бухгалтерского учета, анализа и аудита на основе знания информационных технологий, международных стандартов учета и финансовой отчетности
Р12 осуществлять преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
3
Код
Результат обучения
Р13
Принимать участие в разработке проектных решений в области профессиональной и инновационной деятельности предприятий и организаций, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ с учетом критериев социально- экономической эффективности, рисков и возможных социально- экономических последствий
Р14
Проводить теоретические и прикладные исследования в области современных достижений экономической науки в России и за рубежом, ориентированные на достижение практического результата в условиях инновационной модели российской экономики
Р15 организовывать операционную (производственную) и коммерческую деятельность предприятия, осуществлять комплексный анализ его финансово- хозяйственной деятельности использовать полученные результаты для обеспечения принятия оптимальных управленческих решений и повышения эффективности.
4
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Школа инженерного предпринимательства
Направление подготовки «Экономика» 38.03.01
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель ООП
_____ _______ ____________
(Подпись) (Дата) (Ф.И.О.)
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
В форме:
Бакалаврской работы
(бакалаврской работы/магистерской диссертации)
Студенту:
Группа
ФИО
3Б51
Бобрешова Дарья Алексеевна
Тема работы:
Совершенствование конкурентоспособности предприятия как движущая сила
развития сферы стоматологических услуг на примере ООО «Медстар+»
Утверждена приказом директора (дата, номер)
Приказ №1865/с от 12.03.2019
Срок сдачи студентом выполненной работы:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Исходные данные к работе
(наименование
объекта
исследования или проектирования;
производительность или нагрузка;
режим работы (непрерывный,
периодический, циклический и т.
д.); вид сырья или материал
изделия; требования к продукту,
изделию или процессу; особые
требования
к
особенностям
функционирования (эксплуатации)
объекта или изделия в плане
безопасности
эксплуатации,
влияния на окружающую среду,
энергозатратам; экономический
анализ и т. д.).
Интернет-ресурсы и официальная статистика по проблемам развития и функционирования на рынке стоматологических услуг, официальные сайты ведущих стоматологий г.Томска, публикации научных статей, финансовая отчетность предприятия ООО «Медстар+»
1.Портер М. Конкурентные преимущества стран
2.Маркетинговые исследования: конкурентный анализ: учебное пособие / В.В. Еремин, Т.С. Селевич
3.Всероссийские опросы ВЦИОМ (Москва, 2016)
4.Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике
Перечень
подлежащих
исследованию, проектированию
и разработке вопросов
(аналитический
обзор
по
литературным источникам с
целью выяснения достижений
мировой
науки
техники
в
рассматриваемой
области;
1.Анализ отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной особенностям конкурентоспособности в России;
2.Изучение технологий измерения, факторов и оценок уровня конкурентоспособности;
3.Анализ конкурентной среды рынка стоматологических услуг г.Томск;
5
постановка задачи исследования,
проектирования,
конструирования;
содержание
процедуры
исследования,
проектирования,
конструирования;
обсуждение
результатов
выполненной
работы;
наименование
дополнительных
разделов,
подлежащих
разработке;
заключение по работе).
4.Анализ финансово-экономических показателей стоматологической клиники ООО «Медстар+»
5.Разработка способов повышения конкурентоспособности предприятия на примере стоматологии «Медстар+».
Перечень
графического
материала
(с
точным
указанием
обязательных чертежей)
Рисунки, табличные данные
Консультанты по разделам выпускной квалификационной работы
(с указанием разделов)
Раздел
Консультант
Социальная ответственность Ермушко Ж.А.
Названия разделов, которые должны быть написаны на русском и иностранном языках:
Дата выдачи задания на выполнение
выпускной квалификационной работы по
линейному графику
12.01.2019
Задание выдал руководитель:
Должность
ФИО
Ученая степень, звание
Подпись
Дата
Доцент
Ермушко Ж.А.
Задание принял к исполнению студент:
Группа
ФИО
Подпись
Дата
3Б51
Бобрешова Д.А.
6
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа 135 страниц, 17 рисунков, 51 таблица, 59 источников, 13 приложений.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, стоматологические услуги, рыночная позиция.
Объектом исследования является стоматологическая клиника
«Медстар», территориально расположенная в г. Томске. Предметом – конкурентоспособность данной компании на рынке стоматологических услуг г. Томска.
Цель работы – на основе анализа конкурентоспособности предприятия предложить рекомендации по совершенствованию деятельности стоматологической клиники «Медстар» и росту ее конкурентоспособности.
Актуальность работы: улучшение социально- экономического состояния страны, проявляющееся в росте промышленного производства, производительности труда, увеличении реальных доходов населения и инвестиций в основной капитал открывают новые возможности роста конкурентоспособности предприятий.
В процессе исследования использовались методы сравнения, наблюдения, детализации, группировки и обобщения, анализ PEST-факторов и SWOT анализ, анализ финансово-хозяйственной деятельности компании; для сбора информации автор использовал такие методы как конкурентная разведка и опрос потенциальных потребителей.
В результате исследования были предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности стоматологического центра ООО
«Медстар+».
Теоретическая и практическая значимость работы: результаты и предложения, полученные в ходе составления рекомендаций, могут быть использованы в качестве основы для разработки программы повышения конкурентоспособности компанией ООО «Медстар».
7
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки
В данной работе используются следующие термины с соответствующими определениями:
Конкурентоспособность - оценочная категория, характеризующая возможность объекта оценки конкурировать на рынке.
Конкурентное преимущество – это высокий профессионализм фирмы в любой отрасли, которая предоставляет возможности быть превосходнее конкурентов, привлекать потребителей, при этом развивая в них лояльность к продуктам компании.
Стоматологическая услуга- медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение полости рта и челюстно-лицевой области.
Сокращения русских слов осуществляются в соответствии с ГОСТ Р
7.0.12-2011.
РФ – Российская Федерация
ФЗ – Федеральный закон
ООО - Общество с ограниченной ответственностью
Руб. – российский рубль
Тыс. руб. – тысяч рублей
Млн. руб – миллионов рублей
Шт. – штук
8
Оглавление
Введение ............................................................................................................. 10 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности компании ........................ 12 1.1 Сущность и значение конкурентоспособности предприятия .................... 12 1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность ....................................... 16 1.3 Методы оценки конкурентоспособности фирмы ....................................... 19 1.4 Механизмы повышения конкурентоспособности компании ..................... 22 2. Сравнительный анализ деятельности стоматологических клиник .............. 25 2.1. Анализ современного состояния и проблемы развития стоматологических услуг в Российской Федерации ........................................ 25 2.2. Зарубежный опыт функционирования рынка стоматологических услуг . 29 2.3. Анализ рынка стоматологических услуг г.Томск ...................................... 32 3.Анализ организационно - экономической деятельности ООО «Медстар+» и оценка его конкурентоспособности .................................................................. 41 3.1. Общая характеристика стоматологической клиники ООО «Медстар+» . 41 3.2. Анализ основных финансово- экономических индикаторов стоматологической клиники ООО «Медстар+» ............................................... 48 3.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Медстар+» .................................. 61 3.4. Предложения по совершенствованию деятельности стоматологической клиники ООО «Медстар+» в современных условиях ...................................... 83 4. Социальная ответственность ......................................................................... 92
Заключение ......................................................................................................... 98
Список публикаций студента .......................................................................... 100
Список используемых источников .................................................................. 101
Приложение А Формы бухгалтерской отчетности стоматологической клиники ООО «Медстар+» .............................................................................. 108
Приложение Б Показатели деловой активности ООО «Медстар+» .............. 109
Приложение В Перечень стоматологических клиник .................................... 111
Приложение Г Ассортимент стоматологических услуг ................................. 118
9
Приложение Д Распределение стратегических ролей между стоматологиями
........................................................................................................................... 120
Приложение Е Ценовой анализ стоматологических услуг ............................ 122
Приложение Ж Месторасположение стоматологий г.Томск ......................... 123
Приложение И Уровень сервиса и обслуживания в стоматологиях ............. 124
Приложение К Зуботехнические лаборатории г.Томск ................................. 125
Приложение Л Магазины комплектующих стоматологические центры ...... 126
Приложение М Сравнительный анализ факторов конкурентоспособности . 127
Приложение Н Многоугольник конкурентоспособности .............................. 128
Приложение П Опрос потребителей стоматологических услуг .................... 130
10
Введение
Конкуренция является важным элементом современной экономики.
Формирование и повышение конкурентоспособности предприятий относится к приоритетным задачам национального экономического развития.
Конкуренция на рынке побуждает товаропроизводителей улучшать процессы производства, эффективнее использовать ресурсы, ускоряет научно- технический прогресс, позволяет наиболее полно удовлетворить потребности потребителей и способствует общему росту благосостояния нации.
Вопрос конкурентоспособности предприятий был и остается актуальным для ученых. Это подтверждают многочисленные разноплановые работы таких ученых как Гончарук А.В., Васютина И.А., Богдан Ю.М.,
Арестенко В.В., Арефьева А.В., Буряк Р.И., Гнатенко А.А., среди зарубежных авторов А. Смит, Д.Рикардо, М. Портер, К. Кетелс.
Улучшение социально – экономического состояния страны, проявляющееся в росте промышленного производства, производительности труда, увеличении реальных доходов населения и инвестиций в основной капитал открывают новые возможности роста конкурентоспособности предприятий, что делает данную тему актуальной.
Целью выпускной работы является анализ конкурентоспособности малого предприятия и выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности стоматологической клиники ООО «Медстар+».
Для достижения поставленной цели в данной работе будут решены следующие задачи:
1.
Описать теоретические аспекты понятия конкурентоспособность фирмы.
2.
Изучить технологии измерения и оценки уровня конкурентоспособности.
3.
Раскрыть факторы, формирующие конкурентоспособность страны и фирмы.
11 4.
Провести анализ конкурентной среды рынка стоматологических услуг г. Томск, на примере стоматологической клиники «Медстар».
5. Предложить способы повышения конкурентоспособности для компании «Медстар».
Объект исследования – стоматологическая клиника «Медстар», территориально расположенная в г. Томске.
Предмет исследования – конкурентоспособность стоматологической клиники «Медстар».
В качестве методов исследования применялись: методы сравнения, наблюдения, детализации, группировки и обобщения, анализ PEST-факторов и SWOT анализ, анализ финансово-хозяйственной деятельности компании.
Информационная база исследования составлена с использованием информации из сети Интернет, информационных источников «Гарант»,
«Консультант». Количественные и качественные показатели деятельности предприятий малого бизнеса, получены с использованием данных официальных сайтов предприятия и путем их личного визита.
Структурно выпускная работа включает: введение, три главы, заключение, список литературы из 59 источников и 13 приложений.
В первой главе выпускной работы будут рассмотрены теоретические основы понятия конкурентоспособность, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность, раскрыты методы оценки конкурентоспособности, а также отражены современные пути повышения конкурентоспособности.
Во второй главе будет проведен сравнительный конкурентный анализ деятельности стоматологических клиник в России, г.Томск, а так же рассмотрен зарубежный опыт.
В третье главе будет проведен конкурентный анализ компании, будут предложены способы повышения конкурентоспособности на примере стоматологической клиники «Медстар».
В заключении будут отражены основные выводы по анализу конкурентной среды рынка стоматологических услуг.