ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 465

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
65.272
Х73
Авторы:
Е. И.
— доктор наук, профессор, пре- зидент Общественной академии проблем социальной работы;
Ф. Дементьева — доктор медицинских наук, профессор.
Рецензенты:
Е.
— доктор медицинских наук, профессор;
Т. А. Шилова — доктор психологических наук, профессор;
Б. Шмелева — доктор педагогических наук, профессор.
Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная
Х73 реабилитация: Учебное пособие. — 4-е изд. — М.:
Издательско-торговая к о р п о р а ц и я «Дашков и
2006. — 340 с.
ISBN
В учебном пособии раскрываются теоретические аспекты со- циальной реабилитации, ее сущность и содержание. Дается описа- ние социальной среды жизнедеятельности инвалидов, рассматри- ваются программы и технологии социальной реабилитации, описы- вается практика работы учреждений социального обслуживания инвалидов.
Для студентов и аспирантов вузов социального профиля, спе- циалистов системы социальной защиты населения.
36
ББК 65.272
© Е. И. Холостова,
ISBN
Н. Ф. Дементьева, 2002, 2003, 2004, 2005

Содержание
Введение 7
Раздел I. Теоретические основы социальной
реабилитации инвалидов 10
§ 1. Научные концепции социализации и инвалидизации
Вопросы для самоконтроля 22
Рекомендуемая литература 22
§ 2. Сущность и содержание социальной реабилитации 22
Вопросы для самоконтроля
Рекомендуемая литература 42
§ 3. Социальные ограничения инвалидов и модели инвалидности 42
Вопросы для самоконтроля 52
Рекомендуемая литература 53
§ 4. Принципы и структура социальной реабилитации 53
Вопросы для самоконтроля 77
Рекомендуемая литература
7
Раздел П. Социальная среда
Жизнедеятельности инвалидов
3

§ 1. Жилая среда
Вопросы для самоконтроля 87
Рекомендуемая литература 87
§ 2. Градостроительная среда 88
Вопросы для самоконтроля 104
Рекомендуемая литература 104
§ 3.
среда 107
Вопросы для самоконтроля
Рекомендуемая литература
§ 4. Образовательная среда для инвалидов
Вопросы для самоконтроля 132
Рекомендуемая литература 132
§ 5. Производственная среда как условие социальной реабилитации инвалидов 133
Вопросы для самоконтроля 139
Рекомендуемая литература 140
§ 6. Физкультура и спорт как специфическая
(оздоровительная) среда в социально-средовой реабилитации инвалидов
Вопросы для самоконтроля 158
Рекомендуемая литература
§ 7. Среда в стационарных учреждениях социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями 160
Вопросы для самоконтроля 164
Рекомендуемая литература 164


Раздел III. Программы социальной реабилитации 166
§ 1. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов 166
Вопросы для самоконтроля 187
Рекомендуемая литература 187
§ 2. Социальная реабилитация лиц старших возрастов в стационарных учреждениях социального обслуживания
Вопросы для самоконтроля 205
Рекомендуемая литература 206
§ 3. Реабилитационная индустрия 207
Вопросы для самоконтроля литература
Раздел IV. Технологии социальной реабилитации
различных категорий инвалидов
§ 1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций аппарата
Вопросы для самоконтроля 230
Рекомендуемая литература
§ 2. Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха 232
Вопросы для самоконтроля 237
Рекомендуемая литература 238
§ 3. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения 239
Вопросы для самоконтроля 244 5

245
Рекомендуемая литература
Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью 246
Вопросы для самоконтроля 254
Рекомендуемая литература 255
Раздел V. Практика работы учреждений социального
обслуживания инвалидов: отечественный
и зарубежный опыт 257
§ 1. Реабилитационные учреждения 257
Вопросы для самоконтроля 290
Рекомендуемая литература 290
§ 2. Опыт реабилитации инвалидов за рубежом 292
Вопросы для самоконтроля 316
Рекомендуемая литература
Словарь терминов

Введение
Настоящее учебное пособие является одним из немно- гих, посвященных актуальной проблеме нашего общест- ва — социальной реабилитации лиц с ограниченными воз- можностями.
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально не- защищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном
обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой дея- тельностью. Большинство из них не имеет семьи и не же- лает участвовать в общественной жизни. Все это говорит о что инвалиды в нашем обществе являются дискрими- нируемым и сегрегированным меньшинством.
Вот почему государство, обеспечивая социальную за- щищенность инвалидов, призвано создавать им необходи- мые условия для индивидуального развития, развития твор- ческих и производственных возможностей и способностей.
Образование службы медико-социальной экспертизы по- зволяет разработать не только индивидуальные реабили- тационные программы для лиц с ограниченными возможно- стями, но и создавать различные модели реабилитацион- ных учреждений, внедрять инновационные технологии со- циальной работы с данной категорией населения, развивать архитектурную среду и реабилитационную индустрию.
Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жиз- ни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определять свои социальные роли, социальные
7

связи в обществе, способствующие их полноценному раз- витию.
Накопленные теоретические знания, большой практи- ческий опыт по работе с инвалидами свидетельствует о необходимости систематизации сведений по социальной ре- абилитации лиц с ограниченными возможностями и изло- жении его в виде учебного пособия для студентов вузов социального профиля.
В связи с подготовкой образовательных стандартов по специальности "Социальная реабилитология" представлен- ное издание может стать одним из отправных документов в разработке и утверждении учебных планов для подготовки специалистов данного профиля.
Учебное пособие состоит из пяти разделов.
В первом разделе представлены теоретико-методоло- гические аспекты реабилитации, сделан акцент на поня- тийный аппарат, раскрытие сущности и содержания соци- альной реабилитации.
Во втором разделе в отдельных главах излагается сре- да обитания инвалида — понятие, непосредственно сопри- касающееся с социально-средовой реабилитацией. Представ- лена жилая среда, градостроительная, образовательная,
производственная, физкультурно-оздоровительная, психо- лого-оздоровительная. Отдельно рассматривается пробле- ма социально-средового воздействия на инвалидов, нахо- дящихся в стационарных учреждениях социального обслу- живания.
В специальном разделе представлены социальные про- граммы реабилитации инвалида, тот ее компонент, кото- рый касается индивидуальной реабилитации.
В отдельной главе рассматривается социальная интег- рация как заключительный этап, как результат социальной реабилитации.
Дается описание социальной реабилитации лиц пожи- лого возраста с учетом их жизненных установок,
возрастных изменений, семейного положения,
места проживания.
Последний раздел посвящен реабилитационным учреж- дениям, в основу которой положены такие критерии, как масштаб деятельности, категории реабилитируемых граж- дан и др. Описывается зарубежный опыт работы с инвали- дами.
В заключение приводится словарь терминов по данной проблеме.

Раздел I
Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов
§
Научные концепции социализации и инвалидизации
История развития проблемы инвалидности свидетель- ствует о том, что она прошла сложный путь — начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции "непол- ноценных членов" до необходимости интеграции лиц с раз- личными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество,
создание для них безбарьерной среды.
Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего обще- ства в целом.
В Российской Федерации официально признанными ин- валидами считаются свыше 8 млн. человек. В перспективе их численность будет расти
1
Вот почему так остро на повестке дня стоят проблемы социальной реабилитации инвалидов.
Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и под- готовка высокопрофессиональных специалистов по социаль- ной работе, реализующих научные положения на практи- к е — с другой.
См.: Государственный доклад "О положении инвалидов в Российской Фе- дерации" Под ред. А. И.
М., 1996. С. 6.
1 0


В современной науке существует значительное коли- чество подходов к теоретическому осмыслению проблем со- циальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущ- ность и механизмы этого социального феномена.
Так, анализ социальных проблем инвалидизации в це- лом и социальной реабилитации инвалидов в частности осу- ществлялся в проблемном поле двух концептуальных со- циологических подходов: с точки зрения социоцентрист- ских теорий и на теоретико-методологической платформе антропоцентризма. На основе социоцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера,
Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конк- ретного индивида посредством изучения общества в целом.
На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса,
Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Вы- готского, И. С. Кона, Г. М. Андреевой, А. В. Мудрика и дру- гих ученых раскрываются психологические аспекты повсе- дневного межличностного взаимодействия.
Для осмысления проблемы анализа инвалидности как социального феномена (инвалидность с социологической точ- ки зрения — это "ненормальная" норма или "нормальное"
отклонение) важной остается проблема социальной нормы,
с разных сторон изучавшаяся такими учеными, как Э.
гейм, М. Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье.
Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации инвалидов в частности осуществ- ляется в плоскости социологических концепций более об- щего уровня обобщения сущности этого социального явле- ния концепции социализации.
Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм со- здания равных возможностей инвалидам, для того чтобы
11
быть социально востребованными. Основные положения кон- цепций инвалидизации и социализации инвалидов представ- лены нами в таблице табл. 1); разработанной А. И. Мух- лаевой
1
Таблица 1
Основные социологические концепции социализации и инвалидизации
Общие социоло- гические
1
Структур- но-функ- циональный анализ
(Т. Парсонс,
Р.
К. Дэвис)
аппарат концепции социализа- ции
2
Социальная адаптация;
интериори- зация,
поддержа- ние образ- ца;
социальная интеграция;
органы социализа- ции;
отклоняю- щееся по- ведение концепции инвалиди- зации
3
Инвали- ды,
дети с ограни- ченными
Основные идеи концепции социализации
4
Устойчивость социальной системы; адаптация инди- видов к социальной среде;
интеграция индивида в социальную систему, ин- общеприня- тых социальных норм;
адаптивные механизмы
(Т. Парсонс);
типов индивидуальной адапта- ции к структурной аномии по признаку различения
«культурных целей» (цен- ностей, предписываемых культурой) и «институа- лизированных средств»
(норм),
Типология способов ин- дивидуальной адаптации к структурной аномии: кон- формизм; инновация; ри-
(«уход»); бунт (Р. Мертон)
концепции инвалидизации
5
Социальная поли- тика государства в отношении к инва- лидам;
социальная реаби- литация,
инвалидность;
социальные служ- бы;
социальная под- держка семей
Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов. М., 2002.
12


Продолжение табл. 1
1
Социально- антрополо- гический
(Э. Дюрк- гейм)
Символиче- ский интер- акциона-
(Дж.Г.
Ч. Кули)
2
Аномия;
социальная норма;
социальное отклонение;
дивиация;
солидар- ность, от- клонения в развитии
Социализа- ция инди- видуально- го созна- ния;
рефлексив- ное соци- альное «Я»;
«зеркальное
Я»
3
Дети с ограни- ченными стями;
нетипич- ные дети
Инвалиды
4
Аномия как отсутствие
«органической» социальной солидарности;
Аномия как различные виды нарушений в ценно- стно-нормативной системе общества (ценностно- нормативный «вакуум»,
«отсутствие» норм; низкая степень воздействия соци- альных норм на индивидов,
их неэффективность в каче- стве средства социальной регуляции поведения; рас- плывчатость и противоре- чивость социальных норм;
противоречия между нор- мами-целями и нормами- средствами)
Социализация индивиду- ального сознания как со- циальный процесс, при- общение индивидуальных ментальных процессов к
«большому сознанию»;
Превращения физиологи- ческого организма в рефлек- сивное социальное «Я»;
Формирование социаль- ной природы индивида
(«зеркального «Я»);
основные элементы само- определения:
1) образ нашего облика в представлении другого человека;
2) образ его суждения о нашем облике;
3) самоощущение (напри- мер, гордость или униже- ние) на воспринятую нами реакцию других
5
Формы социаль- ных отношений;
социальные инсти- туты;
механизмы соци- ального контроля
Символы;
роли;
становление соци- ального «Я»;
стереотипы;
самоконтроль
13

Продолжение
1
Классиче- ская социо- логическая теория,
понимаю- щая логия
Вебер,
Н.Смелзер)
еская кон- цепция пе- риодизации жизненного пути сти рождения до смерти
(Э. Эрик-
2
Социали- зация;
образцы поведения;
социаль- ные роли;
интерак- ции;
социаль- ные ожи- дания;
культурные ценности;
нормы- правила;
нормы- ожидания
Становле- ние лично- сти;
Я-иден- социальная идентич- ность
(групповая и психосо- циальная)
3
(Непосредст- венно в дан- ной теории не упомянуты)
Раскрытие субъективно- го смысла
(Непосредст- венно в дан- ной теории не упомянуты,
опосредованно можно выде- лить разделе- ние на этапы становления индивида)
«Упрощенное проявление знаков»
4
и разви- вающий подходы иссле- дования
Непрерывность процес- са социализации;
Различия между социа- лизацией детей и взрос- лых;
Социализация как при- обретение опыта и ос- ваивание установки,
соответствующие соци- альным ролям;
Цели: 1) способствовать интеракции людей на основе социальных ро- лей;
2) обеспечить сохране- ние общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образ- цов поведения
Факторы успешной со- циализации: социальные ожидания, изменения поведения и стремлени- ем к конформизму
Социокультурный кон- текст становления лич- ности;
психосоциальное разви- тие человека в течение всего жизненного цикла;
восемь последователь- ных стадий психосоци- ального становления индивида, характери- зующихся специфиче- скими задачами
5
Идея субъективно осмысленного действия индиви- да, ориентиро- ванного на пове- дение других людей,
специфические механизмы соци- альной адаптации лиц с ограничен- ными возможно- стями;
определение ос- новных компо- нентов дивиации
— человек, кото- рому свойственно такое поведение;
норма или ожи- дание — крите- рий оценки пове- дения как диви- антного, социум,
реагирующий на данное поведение
(Непосредственно в данной теории не упомянуты)
целостность вос- приятия мира в примитивных культурах;
сопоставления образов социаль- ной нормы в при- митивных культу- рах
1 4