ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 1
1
Теория взаимодей- ствия пси- хических и социальных факторов в процессе становления
(Э. Фромм)
2
Социализа- ция;
«продук- тивный характер»
личности;
«бегство от свободы»
3
(Непосред- ственно в данной тео- рии не упо- мянуты)
4 5
Задачи развития на каждом этапе: для мла-
денческого периода — формирование базового доверия к миру, преодоление чув- ства разобщенности и отчуждения; для
раннего возраста
борьба за собствен- ную независимость от взрослых и само- стоятельность против стыда и сильного сомнения в своих действиях; для игрового
возраста — развитие активной инициати- вы, появление чувства вины и моральной ответственности за свои желания; в период
обучения в школе — получение навыков трудолюбия и умения обращаться с ору- диями труда; в подростковом или раннем
юношеском возрасте — ключевая стадия идентичности, первое цельное осознание себя и своего места в мире, окончание по- иска себя в различных ролях; конец юно-
сти и начало зрелости — решение взрос- лых задач, поиск спутника жизни и близких дружеских связей; в зрелый период
борьба творческих сил человека против косности и застоя; в период старости фор- мируется окончательное цельное представ- ление о себе
Субъектность индивида в социальном процессе;
Психические процессы первичны и во многом определяют структуру социальных феноменов;
Соответственно пяти формам социализации
(мазохизм, садизм, де- структивизм, конфор- мизм и любовь) возни- кает пять способов адаптации к социуму:
рецептивный, эксплуа- тирующий, накопи- тельский, рыночный,
продуктивный
(Непосредственно в данной теории не упомянуты)
идея социального характера;
функции социаль- ного характера;
семья — психиче- ский представи- тель общества;
средства, методы и способы воспита- ния
1 5

Продолжение табл. 1
1
Феномено- логические теории
(П. Бергер,
Т. Луман,
А.
2
Интернали- первичная социализа- ция;
вторичная социализа- ция;
«Значимые другие»;
«обобщен- ные дру- гие»;
объектива- ции
3
Дети с огра- ниченными возможно- стями;
нетипичные дети
4
Социализация — все- стороннее и последова- тельное вхождение индивида в объектив- ный мир общества или
«отдельную его часть»;
С первичной социали- зацией связаны «зна- чимые другие», форми- рование в сознании образа «обобщенного другого» — общества,
субъективное установ- ление целостной иден- тичности;
В процессе вторичной социализации —

«био-
логические ограниче-
ния становятся менее
важными для процес- сов освоения социаль- ной реальности, кото- рые теперь устанавли- ваются в терминах внутренних свойств приобретенного знания,
то есть в терминах ос- новополагающей структуры этого зна- ния»
2
;
Феноменологическое понимание объясняет
процесс социализации
индивидов с ограни-
ченными возможно-
которые могут
пользоваться различ-
ными (сохраненными)
знаковыми системами
в освоении социаль-
ности (взамен утрачен- ных)
5
Процессы соци- ального конструи- рования реально- сти;
специфика повсе- дневного воспри- ятия инвалидно- сти, мышления и деятельности;
агенты конструи- рования;
продукт конструи- рования
1 6

Продолжение табл. 1
1
Концепция нормы
(А.И. Ко- валева )
Биологиза- торская концепция развития ребенка
(Л.С. Вы- готский)
2
Типы со- циализа- ции; со- циализа- норма;
типы со- циальной нормы;
зационная норма;
откло- няющаяся социали- зация
Социаль- ный вы- вих;
отклоне- ния в раз- витии
3
Индивид с ограни- ченными возможно- стями;
социали- зация не- слыша- ших;
Нетипич- ный ребе- нок;
дефект;
дети- инвалиды
4
Типы социализации:
По характеру социальности:
естественный, примитивный,
сословный, стратификацион- ный, единообразный, патерна- листский, конформистский,
моносоциокультурный, поли- социокультурный и др.;
по характеру процесса профессио-
нальная, познавательная.
правовая, трудовая и др.;
по результативности: успеш- ная, нормативная, кризисная,
отклоняющаяся, принуди- тельная, реабилитационная,
ускоренная, запаздывающая др.;
девиация как крайняя форма отклоняющей социализации
Особенности социализации детей-инвалидов должны исходить из рассмотрения этих индивидов как нор-
мальных, способных осваи-
вать социальность, но
иными способами, путями,
средствами, чем типичные
Субъективность личности в процессе ее воспитания; соци- альный характер воспитания
Воспитание из человека как биотипа формирует человека как социотип
Объяснение отклонений в развитии личности на основе как биологической, так и социальной обусловленности этого процесса, анализ влия- ний социальной среды на
5
Коррекция откло- няющей или запаз- дывающей социали- зации на уровне конкретных соци- альных групп и отдельных индиви- дов становятся предметом социаль- ной работы;
Коррекция социали- процес- са; запаздывающая социализация как неприобретение набора социальных ролей взрослого,
сужение рамок са- мостоятельности,
инфантилизм
Социальное вос- питание детей с ограниченными возможностями;
Педология (синтез педагогики и пси- хологии) характе- ризовалась меж- дисциплинарным подходом к изуче- нию целостного ребенка;
формирование подходов психо- диагностики отношению к де- тям-инвалидам


Продолжение табл. 1
1
Новая тео- рия воспи- тания
2
Моральная дефектив- ность;
нравст- венное уродство;
отклоне- ния в нравст- венном развитии
3
Дефектив- ность
4
Необходимость рассмот- рения психики как ре- зультат эволюции) и це- лостного подхода к изу- чению ребенка;
Нравственность как сложное явления не био- логического, а соци- ального порядка
5
Доказательство научной несостоя- тельность теории моральной дефек- тивности, согласно которой нравст- венное уродство определялось как специфическое психическое забо- левание, не свя- занное с другими в
психическом и физическом разви- тии ребенка
1 Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.: Ленато: ACT: Фонд
«Университетская книга», 1996. С.
Фромм Э. Душа человека / Пер. с нем. и англ. М.: Республика, 1992. С. 333.
Бергер П., Луман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ.
1995. С. 228.
Ковалева
М.Н. Социализация неслышащей молодежи. М.:Соци-
2001. С.
Т. Парсонсу принадлежит разработка социального по- нятия "роль больного", введенного в 1935 г.
Рассматривая болезнь как форму социального отклонения,
при которой индивид играет специфическую социальную роль, ученый разработал модель этой роли больного. Мо- дель описывается четырьмя характеристиками: больной ос- вобождается от обычных социальных обязанностей; боль- ной индивид не считается виновным в том, что он болен;
поскольку болезнь социально нежелательна — больной стре- мится скорее выздороветь и обращается за компетентной
См.: Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидно- сти // Социологический
7.
Социум, 2000. С. 51.
1 8
профессиональной помощью; ожидается, что в рамках этой социальной роли индивид будет соблюдать предписания ком- петентного врача
1
. В рамках данной социальной модели
Т. Парсонс не рассматривает в качестве болезни такие пси- хофизические состояния, как алкоголизм, беременность, ин- валидность, поскольку при этих состояниях человек не ос- вобождается от социальных обязанностей.
Важными в разработке теории социальной реабилита- ции являются подходы к понятию инвалидности, предло- женные Н. В. Васильевой, рассмотревшей восемь социоло- гических концепций инвалидизации.
В структурно-функциональном подходе (К. Дэвис,
Р. Мертон, Т. Парсонс) рассмотрены проблемы инвалиднос- ти как специфического социального состояния индивида (мо- дель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилита- ции, социальной интеграции, социальной политики госу- дарства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, име- ющих детей-инвалидов. Предложены понятия: "дети с ог- раниченными возможностями", "инвалиды". В отечествен- ных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т. А. Добро- вольская, И. П. Каткова, Н. С. Морова, Н. Б. Шабалина и др.
В рамках социально-антропологического подхода
(Э. Дюркгейм) в отношении инвалидизации исследовались стандартизированные и институциональные формы соци- альных отношений (социальная норма и девиация), соци- альные институты, механизмы социального контроля. Ис- пользована терминология для обозначения детей-инвали- дов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностя- ми. В отечественных трудах данный подход продолжили
А. Н. Суворов,
В. Шапкина и др.
Макросоциологический подход к изучению проблем ин- валидности отличает социально-экологическую теорию
См.:
Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с
Казань:
1997. С. 19.
19


У. Бронфебреннера, продолженную в отечественных иссле- дованиях В. О. Скворцовой. Проблемы инвалидности рассмат- риваются в контексте "воронки" понятий: макросистема,
экзосистема, мезосистема, микросистема (соответственно политические, экономические и правовые позиции, господ- ствующие в обществе; общественные институты, органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областями; непосредственное окружение индивида).
В теориях символического интеракционализма (Дж. Г. Мид,
Н. А. Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную груп- пу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального "Я" инвалида, анали- зируется специфика этой социальной роли, устойчиво вос- производимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.
В рамках теории наклеивания ярлыков или теории со- циентальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон) для обозна- чения лиц с ограниченными возможностями появляется по- нятие "девианты". Инвалидность рассматривается как от- клонение от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык — инвалид. В рамках этой социоцент- ристской теории изучаются социальные проблемы конкрет- ного индивида посредством изучения отношения к нему об- щества в целом через изучение феноменов социального кон- троля, социальной реакции. Появляется новое понятие "со- циальный аттитюд". В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались
М. П. Левицкой и др.
Н. В. Васильева отдельно рассматривает теорию стиг- матизации И. Гоффмана. В этой также социоцентристской теории изучаются социальные проблемы конкретного ин- дивида посредством изучения отношения к нему общества в
См.: Левицкая
П. Социальные проблемы регулирования труда инвали- дов: Дис канд. соц. наук. Кишинев, 1991.
20
целом, проблема инвалидов мыслится в понятиях "девиан- ты", понятие "стигма" в данном аспекте близко к понятию "наклеивание ярлыка". Рассмотрение механизмов и соци- альных последствий стигматизации с оговорками можно со- отнести с механизмами социальной реакции, социального контроля.
Феноменологический подход отличает социокультурную теорию нетипичности Е. Р. Ярской-Смирновой
1
. Феномен "не- типичного ребенка" формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многооб- разием исторически сложившегося этноконфессионального,
социокультурного макро- и микросоциума, в котором нети- пичный ребенок проходит социализацию. Этот подход про- должен в исследованиях Д. В. Зайцева, Н. Е. Шапкиной и др.
В итоге можно сделать вывод о том, что социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направлен- ных на восстановление разрушенных или утраченных инди- видом общественных связей и отношений вследствие нару- шения здоровья со стойким расстройством функций орга- низма (инвалидность), изменением социального статуса (по- жилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы,
безработные и некоторые др.), девиантным поведением лично- сти (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом,
наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.)
2
Целью социальной реабилитации является восстанов- ление социального статуса личности, обеспечение социаль- ной адаптации в обществе, достижение материальной не- зависимости.
Основными принципами социальной реабилитации яв- ляются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтап- ность их проведения, системность и комплексность, инди- видуальный
Е. Р. Социальное конструирование инвалидности //
1999.
4. С. 38—45
См.: Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.
Юристъ, 1997. С. 327.
2 1


Вопросы для самоконтроля
1. В поле каких научных подходов рассматриваются проблемы
2. В чем состоит сущность социализации лиц с ограни- ченными
3. Какой, на ваш взгляд, должна быть государственная социальная политика в отношении инвалидов?
4. Назовите имена отечественных исследователей, за- нимающихся проблемами социализации и интеграции инва- лидов в обществе.
Рекомендуемая литература
1.
Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.:
ACT", 1996.
2. Фром Э. Душа человека / Пер. с англ.
1992.
3.
Е. Р. Социальное конструирование инвалидности.
1999.
4. Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными воз- можностями. М., 1997.
5. Мухлаева А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Автреф. дисс... канд. соц. наук. М.,
2002.
§ 2. Сущность и содержание социальной реабилитации
Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными воз- можностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономичес- кими,
эмоциональными гениями оборачи-
22
те или иные патологии здоровья и, естественно,
что представляет собой процесс социальной реабилитации,
какую цель он преследует, какие составные части или эле- менты в него ходят.
Термин "инвалид" восходит к латинскому корню (valid
"действенный, полноценный, могущий") и в буквальном пе- реводе может означать "непригодный", "неполноценный".
Б российском словоупотреблении начиная со времен Пет- ра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспо- собны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в
Западной Европе данное слово имело такой же оттенок,
то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штат- ских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более под- вергали мирное население всем опасностям военных конф- ликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле об- щего движения по формулированию и защите прав чело- века в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия "инвалид", относяще- гося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Фиксируя генеральные принципы демократического жизнеустройства гражданского общества в международных документах, Организация Объединенных Наций в 1975 г.
приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что
«"инвалид" означает любое лицо, которое не может само-
стоятельно обеспечить полностью или частично потреб-
ности нормальной личной и/или социальной жизни в силу
будь то врожденного или приобретенного, его
или ее физических или умственных возможностей».
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным програм- мам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как
23