ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 469

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в возможностях,, обусловленные физическими, психо-
логическими, сенсорными, социальными, культурными, за-
конодательными и иными барьерами,
не позволя-
ют человеку, имеющему инвалидность, быть интегриро-
ванным в общество и принимать участие в жизни семьи
или общества па таких же основаниях, как и другие члены
Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инва- лидность, для того чтобы они могли жить независимой жиз- нью.
В 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята
Декларация о правах умственно отсталых лиц, где утвер- ждалась необходимость в максимальной степени осуществ- лять обеспечение прав таких инвалидов; декларировались права на надлежащее медицинское обслуживание и лече- ние, а также право на образование, обучение, восстанов- ление трудоспособности и покровительство, которое по- зволяет умственно отсталому лицу развивать свои способ- ности и возможности. Следует отметить особо оговоренное право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможнос- тей, с чем связано право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.
Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи и участвовать в различ- ных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны по- лучать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так,
чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше от- личались от условий обычной
В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был при- нят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с от- клонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство,
24
способствуют его уверенности в себе и облегчают его ак- тивное участие в жизни общества (ст. 23); право неполно- ценного ребенка на особую заботу и помощь, которая дол- жна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспе- чивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполно- ценному ребенку эффективного доступа к услугам в облас- ти образования, профессиональной подготовки, медицинс- кого обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха та- ким образом, что приводит к наиболее полному по воз- можности вовлечению ребенка в социальную жизнь и дос- тижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Положения о защите прав инвалидов содержатся так- же в таких документах, как Декларация социального про- гресса и развития, Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической помощи и т. п.
Интегративным документом, охватывающим все сторо- ны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,
утвержденные ООН в 1994 г.
Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды яв- ляются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в кото- рой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения,
образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20 1
Правило_№_1'>Правило 1 углубление понимания проблем — пре- дусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на уг- лубление понимания инвалидами их прав и возможностей.
Повышение самообеспечения и расширение прав позволит
См.: Преодолевая барьеры инвалидности.
1997.
2 5

инвалидам воспользоваться предоставленными им возмож- ностями. Углубление понимания проблем должно стать важ- ной частью образовательных программ для детей-инвали- дов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказы- вать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций.
Правило
2 медицинское обслуживание
предпи- сывает принятие мер для разработки программ раннего об- наружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы спе- циалистов, что позволит предупреждать и сокращать мас- штабы инвалидности или устранять ее последствия. Обес- печить всестороннее участие в таких программах инвали- дов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе системы общего образо- вания. К процессу образования на всех уровнях должны при- влекать родительские группы и организации инвалидов.
Специальное правило посвящено занятости — госу- дарствами признан принцип, в соответствии с которым ин- валиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая активная поддержка может осуществ- ляться с помощью различных мероприятий, включая про- фессиональную подготовку, установку стимулирующих квот, резервируемое или целевое трудоустройство, пре- доставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, зак- лючение специальных контрактов и предоставление пре- имущественных прав на производство, налоговые льготы,
гарантию соблюдения контрактов или оказания других ви- дов технической или финансовой помощи предприятиям,
нанимающим рабочих-инвалидов. Государства должны по- буждать нанимателей осуществлять разумные меры для создания инвалидам соответствующих условий, принимать меры для вовлечения инвалидов в разработку программ под-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

26
готовки кадров и программ занятости в частном и неофици- альном секторах.
В соответствии с правилом поддержания доходов и
циального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Государства должны учитывать при оказании помощи издержки, которые часто несут ин- валиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечивать материальную поддержку и социальную за- щиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде.
Программы социального обеспечения должны также сти- мулировать усилия самих инвалидов, направленные на по- иск работы, которая приносила бы доход или восстанавли- вала
Стандартными правилами в области семейной жизни и
свободы личности предусматривается обеспечение возмож- ности инвалидам проживать совместно со своими семьями.
Государства должны содействовать тому, чтобы консульта- тивные услуги по вопросам семьи включали соответствую- щие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а так- же иметь дополнительные возможности для ухода за инва- лидами. Государства должны устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих или усыновить ребенка- инвалида, или обеспечить уход взрослому инвалиду.
Специальные правила направлены на выработку стан- дартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культур-
ную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвали- дам равных возможностей для отдыха и занятий спортом,
В частности, государства должны принимать меры для обес- печения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т. д. Такие меры включают оказание поддержки персона- лу, осуществляющему организацию отдыха и занятий
27
спортом, а также проекты, предусматривающие разработ- ку методики доступа и участия в этих мероприятиях инва- лидов, обеспечение информации и разработку учебных про- грамм, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для тако- го участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо при- нимать специальные меры или организовывать специаль- ные игры. Государства должны поддерживать участие ин- валидов в национальных и международных соревнованиях.
В области религии стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного уча- стия инвалидов в религиозной жизни их общин.
В области информации и исследований государства обя- заны регулярно собирать статистические данные об усло- виях жизни инвалидов. Сбор таких данных может осуще- ствляться параллельно с проведением национальных пере- писей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с универ- ситетами, научно-исследовательскими институтами и орга- низациями инвалидов. Эти данные должны включать вопро- сы о программах, услугах и об их использовании.
Рассматривать вопрос о создании банков данных об ин- валидах, в которых содержались бы статистические дан- ные об имеющихся службах и программах, а также о раз- личных группах инвалидов. При этом необходимо учиты- вать необходимость защиты личной жизни и свободы лич- ности. Разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, затраги- вающих жизнь инвалидов и их семей. Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инва- лидности, наличия и эффективности существующих про- грамм и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований,
28

мая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. Информация и знания по вопросам, ка- сающимся инвалидов, должны распространяться среди всех политических и административных органов на националь- ном, региональном и местном уровнях.
Стандартными правилами определяются требования по
разработке политики и планированию мероприятий в ин- тересах инвалидов на национальном, региональном и мест- ном уровнях. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разра- ботке планов и программ, касающихся инвалидов или зат- рагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности вклю- чать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно.
Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности являет- ся подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных про- грамм для персонала на местах.
Стандартные правила определяют, что государства не- сут ответственность за создание и укрепление национальных
координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координацион- ных центров по вопросам, касающимся инвалидов.
Стандартными правилами рекомендуется экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей и/или лиц, защищающих их интересы, а также обеспечить кон- сультативную роль организаций инвалидов в принятии ре- шений по вопросам, касающимся инвалидов.
Государства несут ответственность за обеспечение дол- жной подготовки на всех уровнях персонала, который уча- ствует в разработке и осуществлении программ и предос- тавлении услуг, касающихся инвалидов.
29

Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выпол- нения национальных программ и за предоставление услуг,
направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям.
Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содер- жание таких широких и сложных понятий, как "инвалид- ность", "инвалид". Кроме того, социальные изменения,
объективно происходящие в современных обществах или отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремле- нии расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки поня- тия "инвалидность":
• любая потеря или нарушение психологической, фи- зиологической или анатомической структуры или функции;
• ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
• затруднение, вытекающее из указанных выше недо- статков, которое полностью или частично мешает челове- ку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста,
пола и культурной принадлежности)
1
Анализ всех приведенных выше определений позволя- ет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложе- ние всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато. Так, выделение медицинс- ких аспектов инвалидности возможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной при- надлежности не устраняет затруднений. Кроме того, сущ- ность инвалидности заключается в тех социальных барье-
См.: Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 1998. С. 5.
3 0

pax, которые состояние здоровья воздвигает между инди- видом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объеди- нений инвалидов предложил такое определение: "Инвалид- ность — это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных нача- лах с другими гражданами из-за физических и социальных преград"
1
. Международное общественное мнение все более утверждается в мысли о том, что полноценное социальное функционирование является важнейшей социальной цен- ностью современного мира. Это находит свое выражение в появлении новых индикаторов социального развития, при- меняемых для анализа уровня социальной зрелости того или иного социума. Отчет о мировом развитии за 1993 год,
выполненный по заказу Всемирного банка и посвященный здоровью населения мира, выдвигает новые критерии оценки состояния здоровья населения и утверждает наиболее эф- фективные каналы вложения средств в развитие сети на- ционального здравоохранения. Финансовые инвестиции в охрану материнства и детства, службы планирования се- мьи, лечение болезней детского и подросткового периодов не только улучшают статистику смертности и заболевае- мости, но и наиболее значительным образом сокращают показатель DALY, т. е. "суммарные потери лет здоровой жизни в результате предотвратимой преждевременной смертности". Соответственно основной целью политики в отношении инвалидов признается не только наиболее пол- ное восстановление здоровья и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное воссоздание их способностей к социальному функциониро- ванию на равных основаниях с остальными гражданами дан- ного социума, не имеющими ограничений здоровья.
В нашей стране идеология политики в отношении ин- валидности развивалась аналогичным образом — от меди-
Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. С. 5.
31
к социальной модели. В соответствии с Законом "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в
СССР", "инвалидом является лицо, которое в связи с огра-
ничением жизнедеятельности вследствие наличия физи-
ческих или умственных недостатков нуждается в соци-
альной помощи и защите"
1
. Позднее было определено, что инвалид — "лицо, которое имеет нарушение здоровья со
стойким расстройством функций организма, обусловлен-
ное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызыва-
ющее необходимость его социальной защиты"
2
. При опре- делении ограничения жизнедеятельности учитывается пол- ная или частичная утрата лицом способности или возмож- ности осуществлять самообслуживание, самостоятельно пе- редвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятель- ностью. Признание лица инвалидом осуществляется Госу- дарственной службой медико-социальной экспертизы.
Очевидно, что данные определения больше акценти- руют медицинское содержание проблемы, чем социальное,
сводя последнее к необходимости социальной помощи, не- самостоятельности инвалидов. Утверждение социальных аспектов реабилитации инвалидов происходит с большими трудностями и противоречиями.
Законодательное оформление получила такая ситуа- ция, когда дети рождаются с нарушениями функций, дела- ющими для них невозможными нормальное развитие и со- ответствующие возрасту занятия. Инвалидность у детей определяется как "значительное ограничение жизнедея-
тельности, приводящее к социальной дезадаптации вслед-
ствие нарушения развития и роста ребенка, потери кон-
троля за своим поведением, а также способностей к само-
обслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, об-
Принято постановлением Верховного Совета СССР от 11 декабря 1990 г
См.: Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" от 24 ноября 1995 г №
32