Файл: Критерии и показатели оценки эффективности деятельности профильных лагерей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Критерии и показатели
оценки эффективности деятельности профильных лагерей
Ко всем разновидностям профильных смен предъявляются такие требования, как инновационность программы, её экспериментальный характер, а также научно-методическая проработанность, прогнозируемость и тиражируемость результатов, которые связаны не только с пребыванием детей в конкретном лагере, но и с последействием.
Профильные смены отличаются по составу участников. Если в обычную смену приезжают подростки с неопределившимися интересами, то в профильной смене участвуют целенаправленно отобранные дети. Это могут быть представители различных детских, молодежных общественных, профильных объединений широкой направленности, международного, общероссийского, межрегионального уровней. Благодаря конкурсному отбору у участников профильных смен меньше времени уходит на адаптацию и целеполагание. Как правило, они заранее имеют представление о том, куда и зачем приехали, им легче войти в рабочий ритм смены.
Для организации и проведения профильных смен привлекается дополнительное материально-техническое обеспечение, позволяющее эффективно провести научные исследования, растиражировать научно-методические рекомендации, сделать узловые события смены яркими и насыщенными, каждому участнику получить «пакет участника», содержащий не только награды, но и рабочие материалы, которые ему помогут в дальнейшей работе.
В ходе смены существует большое многообразие вариантов объединения подростков для совместного проживания и деятельности, предоставляется широкая возможность познакомиться и усвоить иные человеческие отношения, научиться поступаться собственными интересами, удобствами и благополучием ради других. Небольшая возрастная разница между детьми и вожатыми, тщательный конкурсный отбор студентов для работы в профильном лагере, позволяют преобразовать монологический тип воспитания в диалогический, перейти от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным, найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Проведение смены вдали от привычного ближайшего окружения, создание новой среды, позволяющей обезопасить участников, независимость от авторитарных взрослых, организация жизнедеятельности по совместно выработанным правилам и законам; возможность для самостоятельного поступка и выбора позиции, роли, участия или неучастия в том или ином деле – все это усиливает воспитательный эффект профильной смены.
Жесткие временные рамки смены побуждают к тому, чтобы участник как можно раньше определил свои ближайшие планы, и дальние перспективы, четко планировал деятельность на определенный период: день, три дня, неделю и т.д.
Интенсивность деятельности предполагает осуществление многих событий одновременно, параллельную реализацию нескольких стадий коллективной творческой деятельности, эмоциональную насыщенность происходящих событий. В условиях интенсивности деятельности на практике реализуется принцип свободы, предоставление подросткам реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за её результаты.
В смене предоставлено больше возможностей для использования инновационных игровых технологий и методик при организации жизнедеятельности детского сообщества для удовлетворения потребностей подростков в самопознании, самоопределении, самореализации, самоидентификации.
Особо внимание при проектировании профильных смен должно уделяться формированию и укреплению мотивации к самообразованию, освоению алгоритмов самообучения.
Важно отметь, что профильные смены способствуют обмену опытом между представителями различных регионов Российской Федерации. Они помогают формированию уважения к различным культурам, обычаям и традиция.
Организация проектировщиками профильных смен последействия должна предусматривать подключение к сотрудничеству региональных комитетов по делам молодежи, общественных объединений, учреждений культуры и дополнительного образования детей. В конце смены желательно планировать проведение семинаров по стратегическому планированию последействия, приглашать для них специалистов, которые будут курировать деятельность участников по завершении смены в рамках конкретных проектов.
Такое сотрудничество позволяет отслеживать последействия профильных смен, переносить лучший научно-методический опыт в регионы России для совершенствования региональной молодежной политики.
К организаторам профильных смен Росмолодежь выдвигает ряд требований:
1. Конкурсный набор участников.
2. Эффективная PR-кампания.
3. Высокий уровень педагогического отряда и привлеченных преподавателей.
4. Обязательное последействие после смены в лагере (пролонгированность деятельности).
5. Результативность бюджетных и внебюджетных расходов.
Конкурсный набор участников. Конкурсный набор участников является обязательным требованием к реализации программ детских и молодежных профильных лагерей. Участие детей и молодежи в детских и молодежных профильных лагерях рассматривается как поощрение.
Конкурсный набор участников в профильный лагерь объявляют организаторы лагеря не менее, чем за два-три месяца до начала профильного лагеря. В Положении о проведении конкурса указываются критерии отбора участников и этапы конкурсного отбора, сроки подачи заявок для участия в конкурсе, форма заявки, сроки проведения конкурса, сроки подведения итогов конкурса. Информация о проведении конкурса - Положение о конкурсе - рассылается руководителям органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации, детских и молодежных общественных объединений и т.д. (в зависимости от профиля лагеря).
Положение о конкурсе должно быть представлено на сайтах организаторов детских и молодежных профильных лагерей, в детских и молодежных СМИ.
Принципы проведения конкурсного отбора участников:
1) Открытость - участие в конкурсе открыто для всех желающих, соответствующих требованиям Положения о конкурсе.
2) Доступность – полная информация о проведения конкурса (Положение о конкурсе), место и время проведения конкурса должны быть доступны для всех желающих, соответствующих требованиям Положения о конкурсе.
3) Прозрачность – результаты конкурса должны быть известны всем его участникам, независимо от результатов конкурса; участники конкурса заранее должны быть уведомлены о формах получения результатов конкурса; участники конкурса обладают полной информацией о критериях оценки, которое использует жюри при оценке результатов конкурса.
Эффективная PR-кампания. Эффективная PR-кампания детских и молодежных профильных лагерей является важной составляющей процесса организации и подготовки профильного лагеря.
PR-кампания детских и молодежных профильных лагерей включает в себя: анонсирование лагеря (периодически в течение 1,5-2 месяцев до начала смены), составление и рассылка пресс-релизов (за 3-5 дней до начала смены), освещение минимум 2-х кульминационных, динамичных мероприятий во время проведения лагеря, составление и рассылка пост-релизов по результатам проведения лагеря (в течение 3-х дней после окончания смены в лагере); изготовление и распространение символики лагеря; изготовление и распространение печатной продукции лагеря (буклеты, газеты и журналы, издаваемые в ходе проведения лагеря и т.п.); постоянное освещение интересных мероприятий на сайте организации, являющейся организатором лагеря.
PR-кампания детских и молодежных профильных лагерей начинается с их анонсирования. Под анонсированием понимается комплекс мероприятий по информированию о проведении лагеря потенциальных участников лагеря, родителей, общественности, администраций субъектов Российской Федерации, спонсоров и частных лиц, заинтересованных в софинансировании.
Проведение конкурсного отбора участников лагеря является элементом анонсирования лагеря.
Анонсирование лагеря включает: презентации программы лагеря на сайтах организаторов, в органах и учреждениях по работе с молодежью, на целевых выставках, научно-практических конференциях, сборах детских и молодежных общественных объединений и т.д.. Для анонсирования может быть использовано интервью с организаторами лагеря, участниками лагеря, которое затем распространяется средствами массовой информации.
Пресс-релиз о лагере рассылается в СМИ за 3-5 дней до начала смены. При выборе СМИ нужно акцентировать внимание на СМИ, работающих со следующими целевыми аудиториями: дети, молодежь, родители, вожатые, члены педагогических отрядов, педагоги, организаторы летнего отдыха, представители администраций субъектов Российской Федерации, курирующие детский и молодежный отдых. Пресс-релиз о лагере целесообразно рассылать минимум в три средства массовой информации регионального и/или местного уровня и в два-три - федерального уровня.
Одним из важных элементов РR-кампании лагеря является изготовление и распространение символики лагеря (флаги, значки, форма, сувениры и т.д.) и печатной продукции (буклеты с программой лагеря, информацией об организаторах, газеты и журналы, издаваемые в ходе проведения лагеря, фирменные бланки грамот, дипломов, благодарственных писем и т.п.).
Расходы на изготовление символики и печатной продукции должны быть предусмотрены бюджетом лагеря.
Символика и печатная продукция лагеря вручается всем гостям лагеря, представителям СМИ, рассылается партнерам, оказавшим поддержку в организации и проведении лагеря, спонсорам и т.п. по завершении лагеря вместе с благодарственными письмами.
В рамках РR-кампании лагеря рекомендуем организовать постоянное освещение интересных мероприятий смены на сайте организации, являющейся организатором лагеря. Постоянное освещение на сайте может включать: краткое описание мероприятия, фотографии, отзывы участников; результаты конкурсов, проводимых в лагере; электронные версии газет и иной печатной продукции, выпускаемой в лагере в период смены.
Расходы на администрирование сайта, услуги Интернет должны быть предусмотрены бюджетом лагеря заранее.
Высокий уровень педагогического отряда и привлеченных преподавателей. Важным условием эффективности профильной смены является обязательная профильная подготовка педагогического отряда (вожатых) к ее проведения. Вожатые детских и молодежных профильных лагерей должны представлять собой единый педагогический отряд, принимать непосредственное участие в разработке программы лагеря, реализации мероприятий по последействию.
Все вожатые детских и молодежных профильных лагерей должны иметь документы, подтверждающие обучение вожатскому мастерству (сертификаты, дипломы, свидетельства).
Вожатые должны иметь опыт работы с детьми в лагере, а также в составе единого педагогического отряда не менее одного года.
Работа в качестве вожатого в детских и молодежных профильных лагерях является почетной и должна рассматриваться как поощрение.
В состав педагогического отряда детских и молодежных профильных лагерей могут входить студенты российских вузов, студенты, обучающиеся по специальности «Организация работы с молодежью», а также студенты иностранных вузов в рамках студенческих обменов.
Организаторы лагеря должны продумывать механизмы личностного и профессионального роста вожатых в рамках программы последействия (в течение не менее одного года после смены).
Для реализации образовательной компоненты программы смены организаторы могут привлекать преподавателей вузов, тренеров на конкурсной основе. Привлеченные преподаватели, тренеры должны иметь опыт образовательной деятельности с детьми и молодежью не менее трех лет, поддерживать концепцию проведения лагеря, являться сторонниками его идеологии.
Привлеченные преподаватели, тренеры должны согласовывать программу своих лекций, занятий, тренингов, мастер-классов с организаторами лагеря (минимум за 2 месяца до начала лагеря). Привлеченные преподаватели, тренеры должны заранее проинформировать организаторов лагеря о тиражировании раздаточных материалов, приобретении дополнительных материалов, необходимых для игровых форм работы, лекций, занятий, тренингов, об использовании техники (минимум за 2 месяца до начала лагеря).
Привлеченные преподаватели, тренеры могут принимать непосредственное участие в PR-кампании детских и молодежных профильных лагерей, создавая и/или поддерживая позитивный образ участников и организаторов лагеря.