Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С началом войны для всех воюющих сторон наступают следующие правовые последствия:
-прекращаются дипломатические и консульские отношения (дипломатическому и консульскому персоналу обеспечиваются защита и возможность беспрепятственно покинуть территорию противника),

-прекращаются и запрещаются экономические, торговые, финансовые и другие отношения и сделки с юридическими и физическими лицами противника;

-утрачивают силу все двусторонние договоры между воюющими, многосторонние договоры (например, по вопросам транспорта, связи, транзита и др.) приостанавливают свое действие;

-торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от принадлежности (государству, частным компаниям или лицам);

-к гражданам неприятельского государства может быть применен специальный режим (ограничение в перемещении, принудительное поселение в отведенных властями местах и др.);

-воюющие стороны обязаны учитывать законные интересы нейтральных и других невоюющих государств.
Театр войны - это сухопутная, водная и воздушная территория воюющих сторон, а также космическое пространство, воды Мирового океана за пределами территориального моря прибрежных государств и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие фактически ведут или могут вести боевые действия.
Вместе с тем если одна из воюющих сторон введет свои вооруженные силы в районы, исключенные из театра войны, или создаст там свои военные базы для ведения войны, то другая воюющая сторона будет вправе считать такие районы театром войны.

Международное право не предусматривает возможности установления каких-либо границ или специальных зон для ведения войны на море. Однако международная практика государств свидетельствует о том, что многие государства под предлогом обеспечения безопасности морской и воздушной навигации для нейтральных и других невоюющих государств устанавливают в море специальные зоны ведения боевых действий (оборонительные, операционные, патрулирования, осмотра, блокадные и др.), оповещают другие государства об установлении таких зон и вводят в них существенные ограничения для международного судоходства и воздушной навигации вплоть до полного их запрещения. США.
74.Методы и средства ведения военных действий.

Средства ведения войны - это оружие и иные средства, применяе­мые для нанесения вреда и поражения противнику.


Методы ведения войны - порядок и способы использования и применения средств ве­дения войны. Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные международным правом.

Запрещенными являются следующие средства ведения войны:

1) любое оружие, которое многократно увеличивает страдания людей, причиняет излишние повреждения и делает смерть неизбежной;

2) пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;

3) яды или отрав­ленное оружие;

4) удушливые, ядовитые или другие подобные газы и ана­логичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое (биологическое), химическое оружие и токсины;

5) средства воздействия на природную среду1, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разруше­ния, нанесения ущерба или причинения вреда;

6) любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждения осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле рентгеном (пластмасса, стекло);

7) мины, мины-ловушки и другие уст­ройства против гражданского населения и населенных пунктов, особенно такие, которые ассоциируются (похожи) с детскими игрушками и др.;

8) любое зажигательное оружие1 (напалм, белый и желтый фосфор и др.) против гражданского населения и невоенных объектов;

9) другие конкретные виды обычного оружия.

Запрещенными являются следующие методы ведения войны:

1) предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; убивать или ранить неприятеля, который сдался;

2) объявлять, что никому не будет дано пощады;

3) убивать, ранить или брать в плен противника, прибегая к вероломству2;

4) убивать парламентера и сопровождающих его лиц;

5) незаконно пользоваться4 парламентерским или национальным флагом нейтрального или др невоюющего государства, военными знаками или форменной одеждой неприятеля, равно как и отличительными знаками (эмблемами) МККК и другими, установленными Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.;

6) истреблять или захватывать неприятельскую собственность, случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызываются военной необходимостью;



7) принуждать граждан противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против страны;

8) отдавать на разграбление города и населенные пункты, взятые приступом (штурмом); атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом (в том числе морскими силами) незащищенные города, селенья, жилища или строения; осуществлять геноцид;

9) брать заложников; добивать или истреблять раненых и уничтожать военнопленных или принуждать их вести боевые де против своей страны;

10) осуществлять террор в отношении населения, а также угон и депортацию населения оккуппированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию юбого другого государства;

11) атаковать, бомбардировать или унисанитарные учреждения, больницы и госпитали, госпитальные (санитарные транспорты) и санитарные летательные аппараты, их надлежащие отличительные знаки (эмблемы) и используемые по назначению, истреблять санитарный и медицинский персонал;

11) уничтожать культурные ценности и культурные центры, находящиеся под специальной защитой и обозначенные особым отличительным зна­ком (согласно Конвенции о защите культурных ценностей в случае воо­руженного конфликта), а также места отправления культа;

12) применять пытки с целью получить какие-либо сведения, а также другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания.

75.Участники вооруженных конфликтов.

76.Защиты жертв войны. Режим военной оккупации.
77.Понятие и состав государственной территории. Территориальное верховенство.

Государственная территория – это часть геосферы с ее недрами, сухопутным, водным и воздушным пространством, правомерно находящаяся под суверенитетом государства.
Анклав – это часть территории государства, отделенная от его основной территории и со всех сторон окруженная территорией другого (других) государства (на территории Франции находится испанский анклав Аливия)
Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она называется полуанклавом. Полуанклавом является Калининградская область России. 
В состав государственной территории ряда государств входят все земли и острова арктических секторов. Земные недра под сухопутной и водной поверхностью государства находятся под его полным и исключительным суверенитетом. 

Государственной территорией считаются (условно): морские суда, воздушные и космические корабли, носящие флаг соответствующего государства; подводные кабели и трубопроводы в открытом море, если они соединяют две части одного государства; здания посольств и некоторых других представительств за рубежом.
78.Способы приобретения и утраты государственной̆ территории.

Способы приобретения государственной территории можно поделить на договорные (цессия) и недоговорные (все осталь­ные); первоначальные (оккупация, приращение) и производ­ные (цессия, завоевание, давность).
1. Оккупация возможна только в отношении res nullius (terra nullius), т.е. ничейной земли (территории, не принадлежащей ни одно­му государству). В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение. При оккупации ничейной территории недостаточно просто­го провозглашения суверенитета в ее отношении. Помимо это­го, необходимо осуществление постоянного и эффективного контроля над данной территорией. Такой контроль может про­являться в принятии законов в отношении данной террито­рии, осуществлении текущего управления делами данной тер­ритории; распространении юрисдикции на ее население и пр. В каждом конкретном случае необходимо оценивать весь комп­лекс обстоятельств.
2. Мирное и продолжительное владение территорией, принадле­жащей другому государству, при наличии некоторых условий может создавать титул, основанный на давности. Для создания титула необходимо чтобы владение территорией осуществля­лось от имени суверена (a titre de souverain), было неоспариваемым, непрерывным и открытым, причем его продолжитель­ность зависит от конкретных обстоятельств дела.
3. До недавнего времени цессия, т.е. уступка территории по дого­вору, осуществлялась в виде купли-продажи либо в виде безвоз­мездной передачи (например, продажа Россией США в 1867 г. Аляски.; продажа Данией США в 1917 г. неко­торых из Виргинских островов.; безвозмездная передача Австрией Италии в 1866 г. Венеции и т.п.).
4. Завоевание выступает в качестве самостоятельного основания приобретения государственной территории в том случае, если окончание войны не сопровождается заключением мирного договора (приобретение Россией Курильских островов после окончания войны с Японией). В настоящее время завоевание не является правомерным способом приобретения государст­венной территории.

5. Приращение естественным путем (аккреция). Под приращени­ем понимается увеличение территории государства за счет есте­ственных природных процессов (нанос почвы, обмеление, вул­каническая активность и т.п.).

Если вследствие естественных процессов сухопутная терри­тория образуется за пределами территории какого-либо госу­дарства, она должна рассматриваться как terra nullius.
6. В качестве правовых титулов также выделяются:
♦ Титул, основанный на смежности территорий. Концепция принадлежности или смежности использовалась европей­скими государствами для распространения своей власти на неконтролируемые территории, прилегающие к контро­лируемой территории. Как правило, международные суды отказывались учитывать соответствующую аргументацию при определении принадлежности сухопутных территорий. Концепция смежности иногда выдвигается в качестве осно­вы делимитации Арктики.

♦ Титул, основанный на решении международной организа­ции, международного органа (например, международно­го суда) или международного правительства de facto (адъюдикация). Примерами могут быть решения государств- победителей по территориальным вопросам, отраженные в Версальском договоре 1919 г. и в мирных договорах с Германией и Италией, заключенных после Второй миро­вой войны. Адъюдикация может подтверждать уже суще­ствующий правовой титул. В некоторых случаях, однако, она может рассматриваться в качестве самостоятельного правового титула, что имеет место, когда международный суд, иной международный орган или международная ор­ганизация принимают решение о передаче территории, в отношении которой правовой титул не установлен либо утрачен. Речь идет о правообразующих (преобразователь­ных) решениях.