Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


11.Судебная практика, доктрина, резолюции-рекомендации международных организаций как вспомогательные источники международного права.

К вспомогательным источникам относятся:

Решения международных организаций- ряд из них имеет обязательную силу (например, решения СовБеза ООН, принятые в соответствии со ст. 24, 25 Устава ООН), другие имеют рекомендательный характер. Отличие этого процесса образования норм от договорного состоит в том, что резолюции международных организаций, принятые большинством голосов ее членов, становятся обязательными для всех членов организации.

Решения международных судов, а также доктрина международного права.

Ряд резолюций международных организаций является частью договорного процесса создания норм МП. К ним относятся резолюции, посредством которых международные организации принимают тексты международных договоров. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. стала исходным пунктом для выработки двух пактов о правах человека 1966 г. Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 г., явилась исходным пунктом для соответствующей конвенции 1965 г.,

Принятие многих важных для мирового сообщества договоров на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН подтверждает их международно-правовую значимость для процессов нормопроизводства.

Классификация резолюций ООН:

Первую позицию определяют решения по процедурным и техническим вопросам. В режиме обязательности для государств — членов организации присутствуют определенные своды правил должного поведения, которые определяют саму суть упорядоченного их функционирования по соответствующим правилам процедуры, регламентным нормам и техническим стандартам. Технические стандарты, составляющие собой основу для нормального функционирования конкретной международной организации, также по всей своей логике являются юридически обязательными нормами.

Вторую позицию занимают решения Совета Безопасности, принимаемые им во исполнение обязанностей по VI (Мирное разрешение споров), VII (Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии), VIII (Региональные соглашения), XII (Международная система опеки) главам Устава. Действуя от имени государств-членов, Совет Безопасности через принятие решений согласно ст. 24, 25 Устава выполняет возложенную на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.


Третью позицию обозначают решения ООН по общим проблемам современного международного права. Нормоустанавливающий и соответственно подлежащий исполнению характер решений ООН такого рода логично вытекает из самого факта подтверждения общепризнанных принципов и норм современного международного права.

В четвертую позицию входят решения ООН, принятые в порядке рекомендации. В обычном варианте это резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в рамках главы IV (Генеральная ассамблея), где она "уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава" (ст. 10). Конкретно речь идет о поддержании международного мира и безопасности (ст. 11). Осуществляемые в форме организации исследований меры рекомендательного характера охватывают содействие международному сотрудничеству в политической области и поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации, содействие международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействие осуществлению прав человека и основных свобод для всех — без различия расы, пола, языка и религии (ст. 13). Соизмеримыми являются положения, где Генеральная Ассамблея уполномочивается рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая может нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями.

Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций наравне с судебными решениями обозначены в ст. 38 Статута как подлежащие применению Международным судом опять-таки "в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".

И то, что суд применяет "доктрины" ученых "различных стран", нашло свое подтверждение в принципе справедливого географического представительства в членском составе суда. Статья 9 Статута гласит: "При избрании избиратели должны иметь в виду, что не только каждый избранный в отдельности должен удовлетворять всем предъявляемым требованиям, но и весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира".

Решение Международного суда — это результат применения на практике концептуальных позиций судей, строящих свою аргументацию на основе доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран. Для признания действительности источника права международное право выдвигает три основных требования.



Во-первых, источник должен исходить от компетентных субъектов международного права.

Во-вторых, условие признания действительности источников относится к самому акту проявления воли.

В-третьих, условием, обеспечивающим признание действительности источников, является требование, в соответствии с которым объект должен быть реальным, т.е. необходимо его существование в течение определенного времени.

12.Основные принципы современного международного права, их сущность и значение.

Основные принципы современного МП - его общепризнанные нормы, имеющие наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования межгоссударственной системы и, следовательно, для решения международных проблем.

Как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., «добросовестное соблюдение принципов МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей ООН».

В науке господствует мнение, что основополагающие принципы МП имеют императивный характер. Они закреплены прежде всего в Уставе ООН. Однако некоторые из них сформулированы в нем очень кратко. Поэтому по инициативе ряда европейских государств в 60-е годы в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов. Она завершилась принятием в 1970 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН.

Декларация содержит семь принципов:

-принцип неприменения силы или угрозы силой;

-принцип мирного разрешения м споров;

-принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;

-принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;

-принцип равноправия и самоопределения народов;

-принцип суверенного равенства государств;

-принцип добросовестного выполнения государствами обязательств,
принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

Это не значит, конечно, что в МП только семь основных принципов.

Декларация не ставила своей задачей дать полный их перечень.

В Заключительном акте хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. содержится десять основных принципов. К перечисленным в Декларации 1970 г. Добавлены:

-принципы нерушимости границ,

-принцип территориальной целостности государств,

-принцип уважения прав человека и его основных свобод.


Классификация основных принципов условна, ибо все они взаимосвязаны и каждый принцип имеет значение для всей межгоссударственной системы. Тем не менее классификация практически полезна, так как регулирующая роль отдельных принципов проявляется преимущественно в различных сферах международных отношений.

С учетом изложенного предлагается следующая классификация основных принципов международного права:

-принцип мирного сосуществования государств независимо от их эк-х, соц-х и полит-х систем;

-принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности;

-общие принципы международнего сотрудничества.

13.Принцип суверенного равенства государств. История. Источники.

Принцип суверенного равенства государств включает уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН, п.1 ст.2 которого гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Источниками также являются Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г.

В современном международном праве содержание принципа суверенного равенства государств расширилось. Оно включает следующие положения:

а) каждое государство обязано уважать суверенитет других государств;

б) каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;

в) каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

г) все государства юридически равны. Они имеют одинаковые права и обязанности как члены международного сообщества независимо от различий их экономических, социальных, политических систем;

д) каждое государство является субъектом международного права с момента возникновения;

е) каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, так или иначе затрагивающих его интересы;

ж) каждое государство обладает на международных конференциях и в международных организациях одним голосом;