Файл: 1. Межгосударственная система и международное право. Понятие, предмет и метод международного права. Международная межгосударственная система.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
з) государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.
Естественно, что юридическое равенство субъектов международного права не означает их фактического равенства. Между принципом суверенного равенства государств и их фактическим неравенством есть определенное противоречие. Это противоречие с точки зрения принципов демократизма особенно резко проявляется на международных конференциях и в международных организациях, где государства с небольшим населением и государства, население которых в тысячу раз больше, имеют каждое один голос. И тем не менее принцип суверенного равенства государств представляет собой один из краеугольных камней всей международной системы и стоит на первом месте среди принципов Устава ООН.
14.Принцип неприменения силы или угрозы силой. История. Источники.
Появился в МП в период между двумя мировыми войнами (сначала как принцип запрещения агрессивной войны).
Заменил существовавшее ранее в МП право государства на войну (jus ad bellum), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.
Статут Лиги Наций ограничивал традиционное право государства на войну. Члены Лиги в случае возникновения спора должны были использовать мирные средства для его разрешения и только в случае неудачи могли прибегнуть к войне. Предусматривалась возможность применения санкций к государствам, нарушившим это ограничение.
Парижский договор (пакт Бриана — Келлога) от 27 августа 1928 г. явился первым многосторонним международным договором, который, содержал запрещение агрессивной войны. Статья I Договора гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики».
Статья II предусматривала обязательство участников разрешать свои споры мирными средствами.
Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».
Авторитетное толкование принципа неприменения силы или угрозы силой дается в таких документах, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств 1970 г., Определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 ноября 1987 г.
Анализ этих документов позволяет сделать вывод, что запрещаются:
любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое, или косвенное применение силы против другого государства;
применение силы или угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия;
репрессалии с применением вооруженной силы; к этим запрещенным действиям относится, в частности, так называемая мирная блокада, т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;
организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество;
организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственной территории, направленное на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применением;
военная оккупация территории государства, являющаяся ре зультатом применения силы в нарушение Устава ООН;
приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения;
насильственные действия, лишающие народы права на само определение, свободу и независимость.
Одной из важных норм современного международного права, тесно связанной с принципом запрещения применения силы или угрозы силой, является право на самооборону. Эта норма сформулирована в ст. 51 Устава ООН: «Государства имеют неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение, как это предусмотрено Уставом Организации Объединенных Наций». Государства могут использовать право на самооборону в случае вооруженного нападения, «до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности».
15.Принцип невмешательства во внутренние дела государства. История. Источники.
Принцип невмешательства, тесно связанный с принципом суверенного равенства государств, складывался в международном праве параллельно с ним.
Прежде содержание этого принципа было ограниченным, поскольку во многих случаях допускались интервенция, а также другие формы вмешательства во внутренние дела государства. В современном международном праве содержание указанного принципа значительно шире.
Принцип невмешательства зафиксирован в Уставе ООН (п. 7 ст. 2). Авторитетное толкование этого принципа дается в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г. Согласно Уставу ООН, запрещается вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Понятия «внутренние дела государства» или «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не являются территориальными понятиями. Не все, что происходит на территории данного государства, относится к его внутренним де лам, например, нападение на иностранное посольство, статус которого определяется международным правом. В то же время многие отношения, выходящие за территориальные пределы государства, в сущности составляют его внутреннюю компетенцию. Так, договор, заключенный между двумя государствами, если он не затрагивает прав и интересов третьих государств, относится к
внутренним делам договаривающихся сторон, в которые третье государство в принципе не имеет права вмешиваться.
Согласно Декларации 1970 г. принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства. В соответствии с этой Декларацией данный принцип включает в себя следующее:
а) запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;
б) запрещение использования экономических, политических и других мер с целью добиться подчинений себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;
в) запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;
г) запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;
д) запрещение применения силы для лишения народов права свободно избирать формы их национального существования;
е) право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств.
16.Принцип мирного разрешения международных споров. История. Источники.
Старое международное право не знало этого принципа. Оно исходило из того, что споры между государствами можно решать не только мирными, но и немирными средствами, включая войну. В Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. содержалась лишь рекомендация обращаться к добрым услугам или посредничеству, «прежде, чем прибегнуть к оружию», «насколько позволят обстоятельства».
В Статуте Лиги Наций была предпринята попытка сделать обязательным обращение государств к мирным средствам для разрешения споров, «могущих повлечь за собой разрыв». Однако применение мирных средств здесь не исключало обращения государств к войне. И лишь в 1928 г. принцип мирного разрешения был зафиксирован в многостороннем договоре — в Парижском пакте об отказе от войны (пакт Бриана — Келлога). В ст. II этого Договора стороны признали
, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов, независимо от характера их происхождения, должно осуществляться только мирными средствами.
Таким образом, еще до Второй мировой войны в международное право вошел новый принцип — принцип мирного разрешения международных споров. После войны он был подтвержден в Уставе ООН (п. 3 ст. 2) и впоследствии вновь и вновь фиксировался в различных международно-правовых актах: в Пакте Лиги арабских государств (ст. V), в Хартии Организации африканского единства (ст. 3), в Уставе Организации американских государств (ст. 5), в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего в Декларации о принципах международного права 1970 г., в хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других.
Принцип мирного разрешения споров означает обязанность государств решать все возникающие между ними споры и конфликты исключительно мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор международному миру и безопасности или нет. Всякий спор между государствами независимо от того, глобальный он или региональный, затрагивает он жизненные интересы государства или второстепенные, угрожает международному миру и безопасности или не угрожает, подлежит только мирному разрешению.
В то же время Устав ООН оставляет за государствами свободу выбора мирных средств в решении конкретного спора.
В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что «международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров». В ней указывается также, что, если стороны не достигнут урегулирования одним из мирных средств, они обязаны «продолжать стремиться к урегулированию другими согласованными между ними мирными средствами».
Для претворения в жизнь этого принципа и повышения его эффективности в рамках Хельсинкского процесса созывались между народные совещания, на которых разрабатывался общеприемлемый метод мирного урегулирования, направленный на то, чтобы дополнить существующие мирные способы новыми средствами.
17.Принцип сотрудничества государств. История. Источники.
Принцип сотрудничества государств представляет собой результат углубления международного разделения труда, широкого развития международных экономических и других связей в современную эпоху. Экономическая и политическая необходимость сотрудничества государств для обеспечения международного мира и безопасности, развития производительных сил, культуры, охраны природы и т. д. породила этот юридический принцип.