Файл: Книга об исках и судебный календарь (753г до н э. Iii в до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 373

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Предпосылки появления теорий конституционализма. Идея фундаментальных законов в Англии. Политический кризис в Англии 1640 г. 

На втором этапе Нового времени (XIX в.) происходит очевидное движение к конституционной монархии и республике. Конституционализм стал главным принципом государственно-политической организации обществ на этом этапе, запрограммировав основные тенденции эволюции государственных форм в XX в. Конституционные стремления общества опирались и на совершенно новую, в том числе антирелигиозную, идеологию политического и правового обновления мира, подразумевая всестороннее освобождение человеческой личности и закрепление в правовом и политическом порядке свобод гражданина. У истоков этого идейного обновления была идеология Просвещения — она заложила основы современного политического и правового мышления и стала едва ли не первым, после христианства, универсальным мировоззрением.

Основу гражданского (политического) общества по Локку составляет общественный договор, трактовка которого в принципе сходна с той, которую можно найти у Гоббса.

Вклад Локка состоит в том, что он дал целостную и систематическую концепцию общественного договора, понятого как переходная стадия от естественного состояния к гражданскому обществу, обосновал тезис о согласии (консенсусе) как главном условии такого договора, указал на отношения собственности, политическую свободу и права человека как фундаментальные принципы гражданского общества, наконец, выразил эти идеи в ясной и доступной форме, что способствовало их распространению и превращению в своего рода идеологические постулаты в ходе американской и французской революций, а также в последующей либеральной традиции европейской политической мысли.

Переход к гражданскому или политическому обществу и возникает при введении таких законов, содержащих гарантии жизни, свободы и собственности человека. Все три права тесно связаны между собой, а власть является верховным арбитром или третейским судьей в наблюдении за их реализацией. Из трудовой теории стоимости, свойственной вообще классической английской политической экономии, Локк делает вывод о разумности и справедливости превращения некогда общей собственности (прежде всего на землю) в частную, которая становится у него фундаментом гражданского общества и неразрывно связана со всеми другими правами человека, прежде всего - на свободу, как экономическую, так и политическую в рамках установленного закона. Проблема собственности вообще является центральной для локковской теории гражданского общества.


Английская революция XVII века — процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы.

Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей ( парламент против короля), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами. В Английской революции был замечен, хотя играл и второстепенную роль, также элемент национальной борьбы (между англичанами, шотландцами и ирландцами).

Английская революция XVII в. возвестила о зарождении нового общественного строя, который нанес огромный удар по старым порядкам в стране. Кроме того, она явилась первой буржуазной революцией, которая имела общеевропейское значение. Принципы, которые она провозгласила, отвечали не только по­требностям Англии, но и потребностям всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело к утверждению буржуазных порядков. Другими словами, победа Английской революции явилась победой буржуазной собственности над феодальной, она ознаменовала собой изменения во всех областях человеческой деятельности, вела к развитию просвещения и устранения средневековых пережитков

В Англии идея «фундаментальных законов» имела значение, как отражение священной монархической власти. Именно в таком смысле впервые в истории английского государства и права говорит о «фундаментальном законе» Яков I (1566-1625, король Англии с 1603). В период правления Карла I (1625-1649) понятие основного закона играла значительную роль в борьбе парламентских партий: в частности, граф Страффорд был предан суду и осужден по обвинению в стремлении ниспровергнуть основные законы королевства. Как видно, официальное понимание основного закона в предреволюционной Англии было направлено на обоснование священной природы государственной монархической власти.
18. Смена парадигм методологии в истории развития юридической науки.

Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

Понятие парадигмы впервые ввел в науку Т. Кун., повседневная роль парадигмы

заключается в том, чтобы служить меркой, или эталоном, с помощью которого отбираются, оцениваются и критикуются факты, идеи и теории. Благодаря наличию устоявшейся парадигмы ученым при изучении различных явлений природы уже не приходится каждый раз начинать все с самого начала — с формулировки основных принципов. Теперь, приняв на веру парадигму, они могут сосредоточить все свое внимание на решении конкретных головоломок науки. Это крайне повышает продуктивность научных исследований.

Смена парадигмы, по Томасу Куну, неизбежно влечет за собой смену теории, то есть научную революцию, ибо каждая новая парадигма всегда бывает частично или полностью несовместимой со старой. Последовательная смена парадигм характеризует ход исторического развития теорий, науки, техники, а значит, и общества в целом.

Таким образом, помимо повседневной, парадигма играет также существенную историческую роль. В теории Т. Куна важное значение приобретает концепция прогресса, утверждающая неизбежность последовательной смены парадигм. Главной причиной развития, считает он, является соревнование, конкуренция ученых внутри каждой группы научного сообщества, исповедующей одну и ту же парадигму, а также между различными группами, исповедующими неодинаковые парадигмы. В ходе конкуренции решаются конкретные головоломки науки и накапливаются факты, среди которых всегда обнаруживаются противоречия, приводящие впоследствии к смене парадигмы, а с нею и всей теории.
Следует уточнить, что термин "парадигма" используется в книге Т. Куна в 2 различных смыслах. С одной стороны, он обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая характерна для членов данного сообщества, - социологический смысл термина. С другой стороны, парадигмы рассматриваются как образцовые достижения прошлого. Введение понятия парадигмы позволяет рассматривать процесс развития науки не как простое накопление отдельных открытий и изобретений, не как простой прирост знаний, а как процесс, условно разделенный на этапы, каждый из которых имеет два периода.

Первый период назван Куном периодом нормальной науки, второй период - периодом научной революции. Очевидно, что эти периоды сменяют друг друга: старая парадигма → нормальная стадия развития науки → революция в науке → новая парадигма.

Билет № 15
15. «Просветительский конституционализм» Франции и внедрение правовых идей в государственную политику. Аббат Сиейс «Очерк о привилегиях». Мирабо. Идеи «просветителей». Первые конституционные акты Франции и США: отражение учения римских юристов о смешанном правлении и разделении властей.

Во Франции, как и в других странах, движущей силой революции выступили не разбойники, а наиболее грамотные и профессионально подготовленные слои общества! Круг тех, кто реально определял события во Франции 1791 г. «был ограничен людьми просвещенными». Они-то и «контролировали все силы и всю власть в государстве», будучи главной силой в обществе в силу умственных способностей, экономической независимости и образованности (Минье).

Руководящую роль играла партия конституционалистов, выражавшая интересы верхушки буржуазии и либерального дворянства. Лидеры этой партии - блестящий оратор, гибкий и двуличный политический делец граф Мирабо, скрытный и изворотливый аббат Сиейес и другие - пользовались большим влиянием и популярностью в Учредительном собрании. Они были сторонниками конституционной монархии и ограниченных реформ, которые должны были упрочить господство крупной буржуазии. Поднявшись к власти на гребне народного восстания, крупная буржуазия сразу же обнаружила свое стремление не допустить глубоких демократических преобразований.

Крупнейшие идеологи лагеря конституционалистов вели борьбу против абсолютизма,. Для них были характерны призывы к объединению против ненавистной аристократии и абсолютизма (Мирабо), идеи всеобщего равенства и свободы. В брошюре “Что такое третье сословие?”, получившей широкое распространение накануне революции, Сиейес проводил мысль о единстве третьего сословия, доказывал, что в отличие от привилегированного меньшинства оно составляет большинство нации.

На первом этапе Французской революции важную роль сыграл граф Оноре Габриель Мирабо (1749–1791). Оноре де Мирабо, прославился своими речами против абсолютизма. Для них были характерны призывы к объединению против ненавистной аристократии и абсолютизма (Мирабо), идеи всеобщего равенства и свободы.

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.).

Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существовавших форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу Конституции США и ряда других государств Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в частности, провозгласила: “Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции”. Монтескье заслуженно считается классиком конституционализма. Впервые в истории европейской цивилизации понятия «нация» и «национальный суверенитет» начали хождение во времена Великой французской буржуазной революции конца XVIII века. Отцом понятия «нация» можно считать аббата Сийеса, который еще в 1775 г. (за год до создания в 1776 г. труда А. Смита «Исследования о природе и причине богатства народов») в работе «Письмо по поводу богатства» писал, что разделение труда является основой формирования наций, которые он определял как свободные объединения производителей, равных в правахi. К нации Сийес не относил дворянство и духовенство —
представителей привилегированных групп населения, которых он называл паразитами. В 1788—1789 гг. аббат Сийес пишет брошюры, которые стали идеологическим катехизисом французской революции. В брошюре под названием «Очерки о привилегиях» он писал, что привилегии делают их носителей бесполезными и даже вредными для общества, что привилегированные сословия — это тяжелое бремя для общества, с которым надо вести беспощадную борьбу.
16. Понятие метода и методологии юридической науки.

Методология юриспруденции — это система подходов, методов и принципов научного изучения государственно-правовых явлений. Центральный элемент методологии — метод (от греч. — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методы условно можно разделить на четыре группы: общие; общенаучные; междисциплинарные; специальные.

Общие методы познания свойственны каждому человеку как разумному существу и используются не только в науке, но и в повседневной жизни: наблюдение; сравнение; счет; обобщение; дескрипция (описание). Общенаучные методы применяются во всех науках. В частности, это методы: диалектики; формальной логики; системного анализа.

Диалектический метод в юриспруденции предполагает объективное, всестороннее и конкретное рассмотрение государственно-правовых явлений, выявление присущих им связей, наличие в них противоречий, оценку государственно-правовых явлений с качественной и количественной стороны, выявление зависимости формы явления от его сущности. Диалектика включает такие приемы познания, как анализ и синтез, абстракция и восхождение от абстрактного к конкретному.

Логика — это совокупность законов и приемов правильного мышления. Существуют четыре основных закона логики: закон тождества; закон противоречия; закон исключенного третьего; закон достаточного основания. Основные приемы логики: индукция; дедукция; аналогия; гипотеза. Системный метод (системный анализ) используется при изучении сложных проблем, которые находятся во взаимосвязи одна с другой. Системный метод представляет целое явление как систему, состоящую из нескольких взаимодействующих элементов (или подсистем, так как каждый элемент может быть также представлен как система низшего уровня).