Файл: Книга об исках и судебный календарь (753г до н э. Iii в до н э.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет № 2
2. Юриспруденция предклассического периода III в. до н.э. – I в. до н.э. Три формы деятельности юристов: cavere, agere, respondere. Помпоний, Сцевола, Цицерон. Зарождение правовой науки.
III–I в. до н. э. – предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством – судейское и магистратское правотворчество. Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисакционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.
Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.
В произведениях Цицерона формы деятельности римских юристов характеризуются терминами respondere, cavere, agere, а также scribere.
-
responsa (ответы) – консультации по запросам частных лиц, а так же судей и магистратов; -
cavere (предписания) – юристами давались разъяснения по тому, как составить формы сделок и реализовать наследственные права; -
agere (иски) – юристы предлагали проверенные формулы для обращения в суд и подсказывали лучший вариант доказывания; -
scribere (письма) – юристы самостоятельно излагали какой либо вопрос по своему усмотрению.
Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц.
Комментарии состоят из трех частей: объяснение текста; толкование юриста; образец исковой формулы.
Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила.
В эпоху республики юристы толковали закон буквально. Из числа республиканских юристов следует назвать: Марка Манилия, Юния Брута и Публия Муция Сцеволу, о которых юрист Помпоний говорит, что они ius civile nindaverunt, основали гражданское право
Помпоний от которого до нас дошли сведения по истории римской юриспруденции; Гая — автора элементарного учебника римского права — Институций. Наиболее знаменитые классические юристы (конца II—III в.н.э.) — Папиниан, Павел, Ульпиан.
Марк Туллий Цицерон(106–43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, политический деятель и мыслитель. Свои политико-правовые воззрения Цицерон изложил в диалогах «О государстве» и «О законах», а также многочисленных политических и судебных речах.
Цицерон являлся представителем аристократической идеологии, поддерживал естественную теорию происхождения государства. Он заложил основу юридическим традициям. Государство есть общий правопорядок. Народ – это соединение многих людей, связанных между собой согласием в области права и общностью интересов. Цицерон формирует образ идеального гражданина, который должен следовать таким добродетелям как познание истины, справедливость, благопристойность и величие духа. Поддерживал идеи Аристотеля в сфере происхождения государства и считал, что у людей существует врожденная потребность жить вместе, есть необходимость защиты частной собственности.
Зарождение юридической науки связано с деятельностью жрецов – коллегии понтификов. Изначально коллегия состояла из четырех, затем из восьми и позднее из пятнадцати человек (по иным источникам из шестнадцати); коллегию возглавлял Верховный Понтифик. Коллегия сосредоточила в своих руках хранение знаний о сакральном праве, а так же регламентировала способы его толкования. Так же ею осуществлялась запись юридических прецедентов, и давались компетентные юридические советы. Из коллегии назначался один понтифик специально для изучения частного права.
Понтифики ведали религиозными и светскими порядками римской жизни, коллегиально решая, какой вид должна принять та или иная норма или институт в новых обстоятельствах. Понтифики обладали монополией на хранение и толкование законов XII таблиц, так же они составляли судебные иски по запросу частных лиц, однако их роль все же была консультационная, поскольку официально данная информация не была поставлена под контроль коллегии. Но уже около 300 г. до н.э. римская юриспруденция избавилась от понтификов и стала светской.
Одним из самых ранних дошедших до нас юридических трактатов было сочинение Муция Сцеволы. Он разделил все гражданское право на четыре основные части: право наследования, право лиц, вещное и обязательственное право.
24. Правовая антропология и правовой экзистенциализм.
Антропология права (юридическая антропология) — научная и учебная дисциплина, которая путём анализа устных или письменных памятников права, практики общественной жизни исследует процессы юридизации человеческого бытия, свойственные каждому историческому типу цивилизации, и стремится выяснить закономерности, которые лежат в основе социального и правового быта человеческих общностей.
Основатель науки – Генри Мейн, сформировалась во второй половине XIX в. на стыке юриспруденции, антропологии, этнологии, социологии, культурологии, истории, философии. Представители: Х. Коинг
Общая характеристика антропологической методологии:
- в ее рамках предметом выступает право и государство в их первоначальных формах, что является условием понимания природы современного права и государства
- сосредоточена на личных связях, на конкретных взаимоотношениях между индивидами;
- ее использование позволяет изучать право и государство в цивилизационном измерении;
- ее использование позволяет различить в человеке правовые качества как устойчивые характеристики, являющиеся непосредственным выражением его правовой природы.
Наиболее важной антропологическая методология является для теории права человека, поскольку без нее данная теория оказывается только политической идеологией.
Преимущества антропологической методологии:
1) сориентирована на гуманизацию права и государства; 2) опирается на очевидности не духовного и не культурного, а эмпирического характера (право и государство выступают как индивидуально воспринимаемая реальность); 3) помогает принимать оптимальные решения на основе целостного опыта жизни не государства или общества, а социума.
К недостаткам относятся:
1) вытекающая из специфики антропологической методологии практика реконструкции правовой жизни по отдельным элементам, что ведет к дополнению этой реальности мифами; 2) наложение природных закономерностей на социальные вероятности искажает понимание природы закономерностей государственно-правовой жизни; 3) обращение к исходным процессам и свойствам права и государственно организованной жизни как к универсальным оставляет за пределами внимания сущности рассматриваемых феноменов.
Правовой экзистенциализм
. В экзистенциализме подлинное существование человека (экзистенция, «бытие-в-мире») противопоставляется его неподлинному существованию в мире — в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т. д. При этом экзистенция трактуется как исходное (дорациональное и дорефлективное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире. В экзистенции человек выступает как субъект, как подлинная личность и является самим собой. Вне этого экзистенциального состояния он предстает «как все», как «другой» для себя и для других, оказывается безличным объектом в мире объектированных ценностей, отношений и форм общения. В таком безличном мире человек лишь в ситуациях глубочайшего потрясения постигает существо своей экзистенции, смысл своего бытия в мире. Согласно экзистенциализму, основная задача философии права состоит в понимании и трактовке права как экзистенциального явления в его различении и соотношении с официальным законом. В этом контексте экзистенциальное право выступает как подлинное право, а позитивное право — как нечто неподлинное, отчужденное от человека и противостоящее его экзистенциальной сути. Данная общая идея экзистенциалистского правопонимания по-разному преломляется и реализуется в различных юридических концепциях экзистенциализма.
Различные аспекты экзистенциалистского подхода к праву изложены в работах немецкого юриста В. Майхофера. Бытие человека в мире включает в себя два момента: момент единичности и неповторимости бытия человека и момент влияния на человеческое бытие того мира, в котором осуществляется это бытие. В различных конкретных ситуациях своей экзистенции человек выступает в различных экзистенциально обусловленных социальных ролях (отца или сына, мужа или жены, покупателя или продавца и т. д.).
Задача «естественного права как права экзистенции», по Майхоферу, состоит в том, чтобы дать соответствующий достоинству человека и ценностям человеческой жизни образец существования индивидов и их взаимоотношений. В целом в философско-правовом учении Майхофера под правом (в его различении с законом) имеется в виду экзистенциальное право (право экзистенции), трактуемое как конкретно-ситуационное проявление требований рационалистического естественного права. Соотношение же такого экзистенциального права позитивным правом остается в пределах традиционной модели соотношения естественного и позитивного права.