Файл: Книга об исках и судебный календарь (753г до н э. Iii в до н э.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, сотрясали Европу. Тридцатилетняя война (1618–1648), начавшись в Чехии, докатилась до Англии. Английская буржуазная революция, приведшая к гражданской войне, проходила в два этапа (“Великий мятеж” – 1642–1649, “Славная революция” – 1688–1689). В ходе революции решались три вопроса: о религиозной свободе, о принадлежности суверенной власти королю или парламенту, о степени допуска купцов, предпринимателей, финансистов к управлению страной. В результате революции Англия стала первой крупной страной, в которой установился конституционно-монархический политический строй, либеральные политические порядки. Дух либерализма лучше всего отразил Джон Локк (1632–1704). Центральной идеей его политической философии стала теория естественного права. Идея естественного права имела к этому времени длительную историю. Как уже отмечалось, идея естественного права разрабатывалась в Новое время Г. Гроцием. В отличие от античных и средневековых авторов Гроций в своей теории государства исходил из положения о договорном возникновении государства. Все последующие теории, в том числе и теория Локка, основывались вслед за Гроцием на этой посылке. Гроций считал, что некогда существовало “естественное состояние”, при котором у людей не было не только государства, но и частной собственности. Убедившись на опыте в бессилии против насилия, люди добровольно объединились в государство.
Согласно Локку, от природы, в естественном состоянии все люди рождаются свободными и равными в правах. Локк выделял такие естественные права, как жизнь, свобода и частная собственность. В объяснении того, почему частная собственность, в том числе и на землю, является естественным правом, Локк прибегал к некоторым аргументам трудовой теории стоимости.
Вклад Локка состоит в том, что он дал целостную и систематическую концепцию общественного договора, понятого как переходная стадия от естественного состояния к гражданскому обществу, обосновал тезис о согласии (консенсусе) как главном условии такого договора, указал на отношения собственности, политическую свободу и права человека как фундаментальные принципы гражданского общества, наконец, выразил эти идеи в ясной и доступной форме, что способствовало их распространению и превращению в своего рода идеологические постулаты в ходе американской и французской революций, а также в последующей либеральной традиции европейской политической мысли. По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о
договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. Эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы.
Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с идеологами либеральной буржуазии, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого, он формулирует и определение закона. “Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон”.
Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.
Английский мыслитель Дж. Локк (1632-1704) указал на необходимость отделения исполнительной власти от законодательной и обязательность самих законодателей подчиняться действию ими же установленных законов. Классическую концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную связывают с именем французского мыслителя Ш. Монтескье (1689-1755). В отличие от Дж. Локка, который разделение властей трактовал как сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей. Теория разделения властей была положена в основание концепции правового государства немецким мыслителем И. Кантом (1724-1804). Он считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти выражают соединенную волю народа, но в соответствии со спецификой каждой из них организационно разделяются для предотвращения деспотизма. Власти должны действовать обособленно, но в согласии, взаимно дополняя друг друга. Современная практика государственного строительства в большинстве стран ориентирована на использование принципа разделения властей.
17. Обусловленность метода и методологии правового исследования его объектом и предметом.
Методология всякой наукой понимается по-разному. В данном случае под методологией теории государства и права понимается система принципов, методов, правил, ценностей, которые в своем единстве обусловливают содержание, характер и общую направленность познавательных действий по получению и анализу обобщенных сведений, образующих предмет теории государства и права. Главным же элементом методологии являются методы.
Метод теории государства и права – это совокупность различного рода приемов, способов осуществления познавательных действий, при помощи которых и добываются (обрабатываются, осмысляются) знания о государственно-правовой действительности в том объеме и тех пределах, которые определены предметом этой научной дисциплины.
Классификация методов:
1. Общефилософские методы.
2. Общенаучные (общие) методы.
3. Частнонаучные (специальные) методы.
Общефилософские методы представляют собой основу, на которой развивается теоретическая наука о государстве и праве.
А) Основополагающим в данной группе является диалектико-материалистический метод.
Основные положения:
– государство и право тесно взаимосвязаны между собой и другими социальными явлениями, оказывают друг на друга и на другие явления и процессы влияние различного характера и силы;
– государство и право, всегда находятся в развитии, изменении, что оказывает влияние и на развитие общества в целом, и сами попадают под влияние динамических процессов неполитического и неюридического характера;
– главным критерием теоретических исследований государственно-правовой действительности выступает государственно-правовая практика (как разновидность социальной практики).
Б) метод объективного и субъективного идеализма. Если объективный идеализм объясняет факт существования государства и права объективным разумом, не зависящим от воли и желания субъектов, то субъективный идеализм связывает существование государства и права с сознанием человека. Последний метод имеет непосредственное отношение к познанию правового сознания и правового мышления индивидов как субъектов права.
Группа общенаучных методов включает в себя методы, присущие различным отраслям научного знания, и довольно эффективно используются общей теорией государства и права для решения ею своих задач.
А) Логическая методология - охватывает собой несколько более конкретных логических методов. К таким логическим методам познания государственно-правовой действительности традиционно относят:
- анализ –расчленение целостного объекта на составные элементы с последующим изучением этих элементов как самостоятельных предметов научного познания;
– синтез– метод, противоположный анализу и состоящий в соединении уже изученных элементов исследуемого предмета в целостный объект познания и изучение затем самого этого объекта с учетом полученных ранее знаний о его составляющих элементах;
– абстрагирование– метод, предполагающий отвлечение исследователя от некоторых частных особенностей изучаемого предмета и концентрирующий внимание на его наиболее важных, наиболее существенных чертах, позволяющий с наибольшим успехом выявить его глубинные черты, природу, отличие от иных предметов и т. п.;
– индукция – метод, основанный на выведении некоторых умозаключений, имеющих общий (обобщенный) характер на основе предварительного анализа частных посылок;
– дедукция– метод, обратный индукции и предполагающий выведение умозаключений, имеющих частный (единичный) характер, на основе общих (особенных) посылок. Так, если взять предыдущий пример, исходя из общих (теоретических) знаний о том, что такое демократия, можно вполне обоснованно дать оценку состояния режима в том или ином конкретном государстве с точки зрения его демократического характера.
Б) исторический – устанавливает, что государственно-правовые явления должны изучаться не просто в своем современном развитии, а с позиций особенностей их происхождения и становления, процессов взаимодействия в прошлом и т. п.
Частнонаучные методы представляют собой те методы, которыми непосредственно и чаще всего пользуется теория государства и права как самостоятельная научная дисциплина. К этой группе обычно относятся следующие методы.
А) Метод конкретно-социологических исследований. Этот метод состоит в выявлении закономерностей социальной обусловленности государственно-правовых явлений и процессов, связи их с другими социальными явлениями и процессами. Для теории государства и права важность этого метода состоит в использовании данных конкретно-социологических исследований для выведения теоретических выводов и выработки на этой основе научно-практических рекомендаций с целью совершенствования правовой практики, в частности, практики правоохранительных органов.
Б) Метод социально-правового эксперимента предполагает создание в экспериментальных условиях каких-либо моделей и проверку их действия. С помощью данного способа проверяются научные гипотезы.
В) Сравнительный метод. Суть данного метода состоит в изучении различных объектов государственно-правовой действительности на основе сравнения их свойств, черт, иных характеристик и последующей оценке результатов сравнения на основе некоторых критериев (например, сравнение различных политических систем, государственных режимов и т. п.). При таком сравнении особое значение приобретает правильный выбор сравниваемых объектов и соблюдение определенных методологических принципов и правил.
Г) Формально-юридический метод. Основное содержание данного метода заключается в изучении явлений государственно-правовой действительности на основе применения законов, приемов и правил формально-логического анализа, выявления логических связей между различными понятиями и т. д.
Билет № 14
Согласно Локку, от природы, в естественном состоянии все люди рождаются свободными и равными в правах. Локк выделял такие естественные права, как жизнь, свобода и частная собственность. В объяснении того, почему частная собственность, в том числе и на землю, является естественным правом, Локк прибегал к некоторым аргументам трудовой теории стоимости.
Вклад Локка состоит в том, что он дал целостную и систематическую концепцию общественного договора, понятого как переходная стадия от естественного состояния к гражданскому обществу, обосновал тезис о согласии (консенсусе) как главном условии такого договора, указал на отношения собственности, политическую свободу и права человека как фундаментальные принципы гражданского общества, наконец, выразил эти идеи в ясной и доступной форме, что способствовало их распространению и превращению в своего рода идеологические постулаты в ходе американской и французской революций, а также в последующей либеральной традиции европейской политической мысли. По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о
договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. Эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы.
Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с идеологами либеральной буржуазии, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого, он формулирует и определение закона. “Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон”.
Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.
Английский мыслитель Дж. Локк (1632-1704) указал на необходимость отделения исполнительной власти от законодательной и обязательность самих законодателей подчиняться действию ими же установленных законов. Классическую концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную связывают с именем французского мыслителя Ш. Монтескье (1689-1755). В отличие от Дж. Локка, который разделение властей трактовал как сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей. Теория разделения властей была положена в основание концепции правового государства немецким мыслителем И. Кантом (1724-1804). Он считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти выражают соединенную волю народа, но в соответствии со спецификой каждой из них организационно разделяются для предотвращения деспотизма. Власти должны действовать обособленно, но в согласии, взаимно дополняя друг друга. Современная практика государственного строительства в большинстве стран ориентирована на использование принципа разделения властей.
17. Обусловленность метода и методологии правового исследования его объектом и предметом.
Методология всякой наукой понимается по-разному. В данном случае под методологией теории государства и права понимается система принципов, методов, правил, ценностей, которые в своем единстве обусловливают содержание, характер и общую направленность познавательных действий по получению и анализу обобщенных сведений, образующих предмет теории государства и права. Главным же элементом методологии являются методы.
Метод теории государства и права – это совокупность различного рода приемов, способов осуществления познавательных действий, при помощи которых и добываются (обрабатываются, осмысляются) знания о государственно-правовой действительности в том объеме и тех пределах, которые определены предметом этой научной дисциплины.
Классификация методов:
1. Общефилософские методы.
2. Общенаучные (общие) методы.
3. Частнонаучные (специальные) методы.
Общефилософские методы представляют собой основу, на которой развивается теоретическая наука о государстве и праве.
А) Основополагающим в данной группе является диалектико-материалистический метод.
Основные положения:
– государство и право тесно взаимосвязаны между собой и другими социальными явлениями, оказывают друг на друга и на другие явления и процессы влияние различного характера и силы;
– государство и право, всегда находятся в развитии, изменении, что оказывает влияние и на развитие общества в целом, и сами попадают под влияние динамических процессов неполитического и неюридического характера;
– главным критерием теоретических исследований государственно-правовой действительности выступает государственно-правовая практика (как разновидность социальной практики).
Б) метод объективного и субъективного идеализма. Если объективный идеализм объясняет факт существования государства и права объективным разумом, не зависящим от воли и желания субъектов, то субъективный идеализм связывает существование государства и права с сознанием человека. Последний метод имеет непосредственное отношение к познанию правового сознания и правового мышления индивидов как субъектов права.
Группа общенаучных методов включает в себя методы, присущие различным отраслям научного знания, и довольно эффективно используются общей теорией государства и права для решения ею своих задач.
А) Логическая методология - охватывает собой несколько более конкретных логических методов. К таким логическим методам познания государственно-правовой действительности традиционно относят:
- анализ –расчленение целостного объекта на составные элементы с последующим изучением этих элементов как самостоятельных предметов научного познания;
– синтез– метод, противоположный анализу и состоящий в соединении уже изученных элементов исследуемого предмета в целостный объект познания и изучение затем самого этого объекта с учетом полученных ранее знаний о его составляющих элементах;
– абстрагирование– метод, предполагающий отвлечение исследователя от некоторых частных особенностей изучаемого предмета и концентрирующий внимание на его наиболее важных, наиболее существенных чертах, позволяющий с наибольшим успехом выявить его глубинные черты, природу, отличие от иных предметов и т. п.;
– индукция – метод, основанный на выведении некоторых умозаключений, имеющих общий (обобщенный) характер на основе предварительного анализа частных посылок;
– дедукция– метод, обратный индукции и предполагающий выведение умозаключений, имеющих частный (единичный) характер, на основе общих (особенных) посылок. Так, если взять предыдущий пример, исходя из общих (теоретических) знаний о том, что такое демократия, можно вполне обоснованно дать оценку состояния режима в том или ином конкретном государстве с точки зрения его демократического характера.
Б) исторический – устанавливает, что государственно-правовые явления должны изучаться не просто в своем современном развитии, а с позиций особенностей их происхождения и становления, процессов взаимодействия в прошлом и т. п.
Частнонаучные методы представляют собой те методы, которыми непосредственно и чаще всего пользуется теория государства и права как самостоятельная научная дисциплина. К этой группе обычно относятся следующие методы.
А) Метод конкретно-социологических исследований. Этот метод состоит в выявлении закономерностей социальной обусловленности государственно-правовых явлений и процессов, связи их с другими социальными явлениями и процессами. Для теории государства и права важность этого метода состоит в использовании данных конкретно-социологических исследований для выведения теоретических выводов и выработки на этой основе научно-практических рекомендаций с целью совершенствования правовой практики, в частности, практики правоохранительных органов.
Б) Метод социально-правового эксперимента предполагает создание в экспериментальных условиях каких-либо моделей и проверку их действия. С помощью данного способа проверяются научные гипотезы.
В) Сравнительный метод. Суть данного метода состоит в изучении различных объектов государственно-правовой действительности на основе сравнения их свойств, черт, иных характеристик и последующей оценке результатов сравнения на основе некоторых критериев (например, сравнение различных политических систем, государственных режимов и т. п.). При таком сравнении особое значение приобретает правильный выбор сравниваемых объектов и соблюдение определенных методологических принципов и правил.
Г) Формально-юридический метод. Основное содержание данного метода заключается в изучении явлений государственно-правовой действительности на основе применения законов, приемов и правил формально-логического анализа, выявления логических связей между различными понятиями и т. д.
Билет № 14