Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социальное страхование
1.1 СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.2Место здравоохранения в социальной политике государства
Глава 2. Анализ состояния политики в области здравоохранения в Российской Федерации
2.1. Анализ показателей развития системы здравоохранения
2.2. Основные направления долгосрочного развития здравоохранения
-
право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; -
право на медико-социальную помощь; -
право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; -
право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; -
право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и др7.
Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина.
Особое внимание в законодательстве и практике уделяется проблемам доступности и качества оказания медицинской помощи, а также приоритету охраны здоровья детей. В профилактике охраны здоровья ведущее место занимают разработка и реализация программ здорового образа жизни, диспансеризации, предупреждению и раннему выявлению заболеваний. На уровень субъектов РФ передаются полномочия по лицензированию деятельности медицинских организаций (за исключением федеральных).
Конституция РФ констатирует, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливают гарантированный объем бесплатной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования8.
Однако экстренная медицинская помощь должна оказываться вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса, так как она финансируется за счет государственного бюджета. Законодательство об охране здоровья граждан определяют компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в вопросах охраны здоровья граждан, устанавливают источники ее финансирования (средства бюджетов всех уровней, единый социальный налог, средства целевых фондов, средства хозяйствующих субъектов, доходы от ценных бумаг и др.) и предусматривают разработку и реализацию
федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактики заболеваний и по другим вопросам.
Глава 2. Анализ состояния политики в области здравоохранения в Российской Федерации
2.1. Анализ показателей развития системы здравоохранения
Экспертно-аналитическим центром РАНХиГС было проведено исследование в рамках общей дискуссии о ситуации, проблемах и возможностях развития системы здравоохранения в Российской Федерации.
По мнению экспертов, к главным проблемам следует отнести (рисунок 2.1):
-
Кадровые проблемы в системе здравоохранения такие как: нехватка квалифицированных кадров (13,0%), наличие проблем в кадровой политике (уровень з/п, условия работы) (11,0%) и некачественную и деградирующую подготовку современных кадров (10,4%)9. -
Сниженные влияние и контроль современной политики (17,5%). -
Дефицитное финансирование системы здравоохранение (11,7%).
Рисунок 2.1 - Значимые проблемы развития системы здравоохранения в РФ, по данным Экспертно-аналитического центра РАНХиГС10.
Фотографическая деятельность оцененных систем здравоохранения является частью показателей здоровья и демографии мужчин, включая ожидаемую продолжительность жизни (ожидаемая продолжительность жизни) и общую смертность .Стандартизированные коэффициенты смертности используются для сравнения и анализа показателей рождаемости, смертности и заболеваемости в развитых странах разного возраста и гендерного состава. Важно проанализировать общее влияние государственных расходов, вложенных в систему здравоохранения, на здоровье мужчин, поэтому мы используем индекс X.
По данным Бухгалтерии, весь российский медицинский сектор сократил 90 тысяч работников. Наибольшее сокращение потока профессиональных преподавателей клиники - более 19 миллионов (без учета врачей, работающих в медицинских учреждениях Федерального округа Крым).
Таким образом, улучшения в секторе здравоохранения привели к снижению доступности услуг и коррупции в функционировании государственных и гражданских институтов. В первую очередь это проявляется в увеличении смертности в больницах на 3,7% и увеличении смертности госпитализированных пациентов на 2,6%.
%,11.
Согласно аудиту Счетной палаты, спрос на врачей и средних медицинских работников сегодня достигает 55 миллионов и 88 миллионов. Поэтому принимаемые меры по сокращению численности медицинского персонала не соответствуют реальной ситуации и текущим потребностям каждого региона. Размер, необходимый для анализа постоянных сотрудников, в результате может быть скорректирован.
Второй важный вопрос заключается в том, что есть проблемы в плане персонала.
Однако на уровень заработной платы медицинских работников сильное влияние оказывает высокая доля внутренней работы неполный рабочий день, которая составляет четверть от общего фонда заработной платы. Это означает, что увеличение средней заработной платы медицинского работника на самом деле вызвано не увеличением размера компенсации за его работу, а загруженностью каждого сотрудника, когда врач работает 8 часов, 12 часов и более.12
Одновременно с повышением заработной платы, уменьшилась межрегиональная дифференциация уровней заработных плат медицинских работников. По итогам 2021 года дифференциация в уровнях соотношений средней заработной платы врачей к средней заработной плате в субъектах Российской Федерации уменьшилась с 3,2 раза в 2012 году до 1,6 раз, среднего медицинского персонала с 2,5 раза до 1,6 раза13.
Если сравнить уровень заработной платы врачей в Российской Федерации с уровнем заработной платы врачей в "новых" странах ЕС, то в этих регионах заработная плата врачей в 1,5-2,5 раза выше средней заработной платы в этих странах.
Третья большая проблема - это некачественное и унизительное обучение. Экспертные опросы показали, что персонал, к сожалению для отрасли, имеет недостаточную подготовку для медицинского персонала, и поэтому качество медицинской помощи оставляет желать лучшего.
Недостаточно, чтобы медицинский персонал продемонстрировал трагическое влияние на качество медицинской помощи. Например, выживаемость больных раком молочной железы, процент смертей в больницах и процент пациентов, получающих инфекционные осложнения в больницах в Российской Федерации, в 2 раза выше, чем в среднем по странам ОЭСР. Четвертая по величине проблема - это приток технического персонала в частный сектор. Эксперты отметили, что приток технического персонала в частный сектор идет в направлении. Жители России все чаще будут пользоваться платными услугами в 2021 году. По сравнению с 2020 годом объем платных медицинских услуг увеличился на 24,2%. Студенты могут сделать программный номер, содержащий примечания, условия и снижение доступности медицинской помощи для населения и увеличение платных медицинских услуг, указывая, что инструмент является бесплатным медицинским обслуживанием на момент выпуска.
Экспертное сообщество также высказало следующие проблемные аспекты системы здравоохранения (рисунок 2.4).): Низкое качество услуг и лекарств (8.1), торговля в медицинской отрасли, включая коррупцию (5.8), отсутствие определенных медицинских услуг и услуг (5.2), неоднозначное отношение людей (пациентов) к современной медицине (неуважение и культура) (5.2), низкий уровень оснащения, медицинские учреждения располагают необходимым медицинским оборудованием (3.2), недостаточные инновации и технологии внедрения (1.9), высокая зависимость от иностранных производителей и технологий (1.3), влияние независимых аутсайдеров (0,6), сложные когнитивные инновации в медицинских услугах (0,6) 0,6), низкий спрос на медицинскую помощь (0,3) и неэффективное время ассигнования на оказание медицинских услуг (0,3)
Рисунок 2.4 - Проблемные аспекты в системе здравоохранения, проценты14.
Рассмотрим качественные характеристики системы здравоохранения, оценку произведем по двум показателям: инвалидность и заболеваемость. В целом необходим отметить взаимозависимость данных показателей, т.к. рост заболеваемости вызывает с отложенным лагом рост инвалидности, как проявившихся глубоких последствий для здоровья выявленного заболевания.
По показателям инвалидности в период с 2006 по 2021 гг. наблюдается снижение, но по инвалидности (3 группы) рост 2006-2018 гг. и стабилизация на высоких показателях к 2021 году, что говорит о таких факторах, как особенности организации работы ВТЭК в части присвоения инвалидности, или о высоком уровне выявления серьезных заболеваниях на ранних стадиях.
По заболеваемости ситуация несколько более негативная, поскольку наблюдается положительная динамика по сравнению с 2010 годом по всем видам заболеваний, что характеризует существующую систему здравоохранения, как систему с нарастающими проблемами.
Нарастание проблем в системе здравоохранения, количественно выраженное в росте заболеваемости, по-видимому, связано с особенностями отраслевого управления данными процессами и предполагаемой неэффективностью данного отраслевого управления, что может быть обусловлено множеством факторов внутренней и внешней среды в системе здравоохранения.
Считаем, что здесь важен именно целевой характер профилактики и лечения, то есть меры поддержки и увеличение финансирования должно осуществляться по наиболее узким местам – т.е. увеличение числа специализированных клиник, которые обеспечат конкретно отраслевое управление возникающими проблемами: ростом числа заболеваний кровообращения, например
15.
Развитие современной системы здравоохранения можно оценить, как не очень позитивное, поскольку при общем сокращении численности медицинского персонала и количества медицинских учреждений в 90-е годы в настоящий момент данная тенденция сохраняется, хотя и в более сглаженном виде.
Общим местом в развитии системы здравоохранения остается рост платных медицинских услуг и ориентация отраслевых органов государственной власти в направлении развития рынка медицинского обслуживания населения с усилением роли частного сектора. Система здравоохранения претерпевает, с одной стороны, подъем, обусловленный ростом инвестиционных вложений, вызванных короновирусной инфекцией (для борьбы с ней строятся и перепрофилируются здания и целые комплексы), а, с другой стороны, особенно по «традиционным» заболеваниям сохраняется тенденция, намеченная в предыдущие годы.
2.2. Основные направления долгосрочного развития здравоохранения
Важнейшим условием процветания и благополучия любой нации является состояние здоровья населения. Инвестиции в человеческий капитал помимо своего влияния на экономическое развитие страны имеют высокую доходность и объективную необходимость16.
На сегодняшний день, меры, предпринимаемые Правительством направлены на предупреждение последствий демографического кризиса, в частности на развитие здравоохранения.
Традиционно под здравоохранением в нашей стране понимался комплекс государственных, социальных, экономических и медицинских мер по охране и улучшению здоровья общества. Сегодня ситуация меняется - здравоохранение является сложной системой социально-экономических взаимоотношений и специфичной отраслью народного хозяйства. Вместе с тем, интерес к здоровью нации со стороны правительства растет и структурно усложняется.
Программа включает в себя 10 задач и 11 подпрограмм, их решающие. Все задачи можно объединить перечисленные задачи в несколько генеральных направлений:
- повышение эффективности имеющихся служб (обеспечить приоритет профилактики охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повысить эффективность оказания высокотехнологичной медицинской и скорой помощи;
повысить эффективность службы родовспоможения и детства;
повысить эффективность и прозрачность контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья; развить сферы реабилитации населения и системы санаторно-курортного лечения);