Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социальное страхование
1.1 СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.2Место здравоохранения в социальной политике государства
Глава 2. Анализ состояния политики в области здравоохранения в Российской Федерации
2.1. Анализ показателей развития системы здравоохранения
2.2. Основные направления долгосрочного развития здравоохранения
- внедрение и развитие инноваций в имеющихся структурах (развить и внедрить инновационные методы по диагностике, профилактике и лечению в сфере персонализированной медицины; обеспечить паллиативную медицинскую помощь пациентам, страдающим неизлечимыми заболеваниями);
- устранение имеющегося дефицита кадров и ресурсов (обеспечить систему здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; обеспечить системность развития отрасли)17.
Сегодня в системе здравоохранения Российской Федерации, несмотря на некоторые достижения прошлых лет, существуют проблемы, которые требуют решения поставленных задач, направленных на улучшение здоровья населения, увеличение доступности и повышение качества медицинской помощи.
Изменение соотношения врач/медсестра будет сопровождаться перераспределением функций в клиническом процессе, что потребует совершенствования программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и введения дополнительных программ последипломной подготовки, в том числе профессиональной переподготовки.
Расширение функций сестринского персонала требует немедленной разработки и утверждения национальной модели сестринского дела, определяющей сферу ответственности практикующих специалистов сестринского дела. Государственная политика должна быть направлена на сохранение сестринского корпуса.
2.3. Рекомендации по повышению эффективности социальной политики государства в области здравоохранения
Формирующийся в мире запрос на новое качество жизни требует создания методов диагностики и лечения, основанных на принципах персонифицированной медицины, неинвазивных надежных экспресс-технологий мониторинга в домашних условиях, дистанционных методов получения медицинских услуг, характеризующихся профилактической направленностью, безопасностью, высокой эффективностью.
К ключевым научно-технологическим направлениям, формирующим облик конкурентоспособных товаров (работ, услуг) в здравоохранении, в первую очередь относятся:
-
развитие технологий персонифицированной медицинской помощи, которые позволят индивидуализировать диагностические процессы, обеспечить узконаправленное медикаментозное или иное терапевтическое воздействия, что значительно усилит полезный эффект от лечения и снизит затраты на лечение; -
распространение "умных" лекарств, эффективность которых модулируется либо их окружением, либо специальными компонентами самого препарата, направленными на повышение его эффективности, специфичности и точности локализации; -
применение методов неинвазивной ("безхирургической", "малотравматичной") диагностики; -
создание систем мониторинга и постоянного слежения за определенными группами больных и (или) определенными группами диагнозов для оказания своевременной помощи в критических состояниях; -
обеспечение оказания паллиативной помощи населению Российской Федерации18.
Указанные мероприятия позволят обеспечить мобилизационный сценарий развития отечественного здравоохранения, а также эффективнее воздействовать на снижение заболеваемости и смертности населения от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также заболеваний, связанных с нарушением метаболических процессов (диабет, ожирение и др.).
Данный сценарий конкурентоспособного развития предполагает изменение существующей модели управления, привлечение частных инвестиций и развитие принципов конкуренции всех производителей услуг и ресурсов отрасли. Намеченные перспективы по импортозамещению на рынках услуг требуют изменений региональных подходов к размещению государственных закупок.
Конкурентоспособная модель государственно-частного здравоохранения связана с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров, как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий19.
Необходимо предложить меры, которые могут повысить качество и/или доступность медицинских услуг для населения:
1) перевод медицинских работников на "эффективный контракт", создание стимулов для работы медицинского персонала;
2) развитие фундаментальной науки в таких отраслях, как доказательная медицина, биостатистика, фармакоэкономика, экономический анализ с привлечением экспертов и преподавателей из других стран;
3) пересмотр системы индикаторов, отражающих состояние, дел в сфере здравоохранения (показатели продолжительности жизни, смертности населения поставлены в один ряд с показателем средней заработной платы врачей);
4) развитие санаторного лечения, в том числе среди детей;
5) разработка научно-обоснованной методологии оценки эффективности расходования средств;
6) создание системы независимой экспертизы при принятии решений, связанных с бюджетными расходами;
7) развитие предпринимательских и инвестиционных программ, направленных на развитие сферы здравоохранения;
8) преобразование диспансеризации в действующие программы профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний;
9) совершенствование механизма возмещения стоимости лекарственных препаратов и соплатежей;
10) включение сферы производства медикаментов в предмет надзора за обращением лекарственных средств;
11) включение в систему индикаторов показателей, на которые опирается ВОЗ при составлении рейтингов;
12) другое, а именно:
-
внедрение механизма реального медицинского страхования; -
государственный контроль; -
достаточное финансовое обеспечение; -
избегать перегрузки и переработки врачами; -
ориентация медицины на подготовку высококвалифицированных специалистов, а не на покупку оборудования и пересмотр системы взаимодействия ОМС и учреждения здравоохранение; -
пересмотр отраслевых норм времени приёма одного пациента врачом; -
повышение престижа и организации поликлинической помощи; -
решения вопроса нехватки квалифицированных медицинских работников; -
увеличение государственного финансирования отрасли; -
повышение управленческой грамотности руководителей.
13) объявить трехлетний мораторий на введение нормативно-правовых актов, изменяющих сферу компетенции, нормативы нагрузки, должностные обязанности медицинских сестер;
14) инициировать и профинансировать на федеральном уровне национальную исследовательскую работу, в план которой внести:
-
метаанализ публикаций мирового научного сообщества, посвященных взаимосвязи нагрузки медицинских сестер, их уровня подготовки, объема выполняемых обязанностей и качества медицинской помощи, -
проведение пилотных исследований, -
выработку рекомендаций по научно-обоснованным показателям нагрузки на медицинских сестер и иных работников со средним медицинским образованием, -
кардинально пересмотреть обязанности медицинских сестер в клинической практике исходя из принципа «стандартное вмешательство в стандартной ситуации», отходя от позиции «медсестра — бессловесный исполнитель назначений врача». Определение сферы профессиональной компетенции медицинских сестер (скрининг, динамический мониторинг, реабилитация/реадаптация), -
обеспечение необходимого количества медицинских сестер, в том числе путем расширения профессиональной миграции внутри страны и привлечения специалистов из стран ближнего зарубежья. (рисунок 3.1.)20
Рисунок 3.1- Направления развития социальной политики в области здравоохранения
21.
Таким образом, в заключение можно сказать, что существуют как проблемы, так и ряд перспективных точек повышения эффективности системы здравоохранения. При этом, мнения экспертов показывают нам достаточно широкий спектр направлений приоритетов, на которые можно обратить внимания при выработке политики в области здравоохранения.
Каждое из указанных направлений должно быть неразрывно связано друг с другом и сопровождаться финансовыми, экономическими, медицинскими, управленческими механизмами и инструментами, которые позволят сформировать системный подход к развитию и модернизации системы здравоохранения Российской Федерации.
Заключение
Российская модель социальной политики является хорошим примером целесообразности неправильного применения этой процедуры на местах и по всей территории. Закрытая форма концепции развития вызвала недовольство граждан. Строгий надзор экспертов и создание системы не уделили должного внимания интересам и ценностям социальных групп. Это должно быть в списке приоритетов социальной политики. По крайней мере два из этих факторов препятствуют бесперебойному функционированию системы социальной защиты, доступности социального обеспечения и контролю за поведением человеческих групп.
Здравоохранение является одной из основ системы социального обеспечения, и социальная реакция очень жесткая, как и любые изменения в этой области. Сектор здравоохранения является одним из приоритетов сектора социальной политики в рамках национальной социальной политики.
Основной целью национальной политики в области здравоохранения является снижение социальной напряженности путем реализации права граждан на бесплатные и качественные медицинские услуги в рамках национальных гарантий. Непрерывные реформы, проводимые властями в последние годы, означают понимание работы институциональной реформы в отечественном секторе здравоохранения и результатов, достигнутых в повышении эффективности бюджетных расходов.
В центре внимания институциональных реформ, связанных с осуществлением административных и бюджетных реформ, находится повышение эффективности использования бюджетных средств и обеспечение качества национальных (муниципальных) услуг, особенно качества медицинских услуг населению.
В области здравоохранения национальная политика включает набор ценностей и целей, управленческих мер, стратегий и мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, а граждане, получающие достаточное количество и постоянное качество бесплатной медицинской помощи,
снижают смертность, повышают рождаемость и увеличивают продолжительность жизни населения страны.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отвечает за разработку и реализацию национальной политики в области здравоохранения. Через подчиненные организации административный департамент сотрудничает с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, национальными ассоциациями и другими учреждениями в целях реализации нормативных и правовых актов в области здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Список используемой литературы
-
Аудиторский отчёт Счётной палаты «Об оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания» - [Электронный ресурс] - www.ach.gov.ru/press_center/news/21297 -
База данных Росстата. - [Электронный ресурс] - www.gks.ru/wps/w -
Исаева, В. В. Социальная политика государства и социальная работа / В. В. Исаева // Наука через призму времени. – 2021. – № 1(46). – С. 75-76. Ивкин, С. А. Социальная защита населения в контексте социальной политики государства / С. А. Ивкин, А. А. Щеголев // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. – 2021. – № 17. – С. 27-29. -
Кузяшев, А. Н. Некоторые аспекты современной социальной политики / А. Н. Кузяшев, О. Н. Лупу, Д. С. Белугина // Эпоха науки. – 2021. – № 25. – С. 211-215. -
Мирзоева, А. А. Оценка экономической эффективности здравоохранения / А. А. Мирзоева, Э. И. Гулиев, Ю. А. Уточкин // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 6. – С. 4. -
Положенцева, Ю. С. Анализ эффективности системы здравоохранения: основные тенденции развития и перспективы модернизации / Ю. С. Положенцева, Н. С. Муштенко, А. Д. Хомутинникова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – Т. 10. – № 3. – С. 123-139. -
Потапов, А. М. Социальная справедливость как методологический принцип социальной политики / А. М. Потапов // Экономика и государство: проблемы эффективного управления и развития : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 января 2021 года / Под редакцией Т.М. Степанян. – Москва: ООО "МАКС Пресс", 2021. – С. 287-291. -
Ткаченко, А. В. Социальная политика государства и социальна работа / А. В. Ткаченко, О. В. Шабанова // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности : Сборник работ по результатам Международной научно-практической конференции, Ульяновск, 18–19 октября 2021 года / Сост. и отв. ред. – зав. кафедрой Педагогики профессионального образования и социальной деятельности фГНиСТ УлГУ, к.пед.н., доцент Е.Н. Львова, к.пед.н., доцент О.В. Шабанова. – Ульяновск, 2021. – С. 382-386. -
Садвокасова, М. К. Социальная работа как реализация социальной политики государства / М. К. Садвокасова, М. В. Шинкорук // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности : Материалы Всероссийской научной конференции, Комсомольск-на-Амуре, 28–29 января 2021 года. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2021. – С. 48-51. -
Социальная политика и ее основные направления в Российской Федерации / И. М. Блохина, М. А. Дрофа, Д. А. Задорожный, А. А. Заремук // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 3(44). – С. 256-261. -
Травникова, Д. А. Анализ и оценка динамики показателей развития системы здравоохранения России / Д. А. Травникова, Е. Ю. Шубина // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 10. – С. 142-149. -
Черешнев, В. А. Комплексная оценка эффективности и устойчивости региональной системы здравоохранения / В. А. Черешнев, Н. В. Кривенко, В. Г. Крылов // Экономика региона. – 2021. – Т. 17. – № 1. – С. 31-43.