Файл: Основы педагогического мастерства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Какова же структура педагогической деятельности? По данным исследования Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

  1. Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно – содержательную, отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса, конструктивно – материальную, (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса), конструктивно – оперативную (планирование своих действий).

  2. Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

  3. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Любая деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога разнообразных умений.

Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проектированных умений. Аналитические умения: осмысливать каждое педагогическое явление, правильно диагностировать педагогическое явление, вычленять основную педагогическую задачу. Прогностические умения – чётко представлять в сознании конечный результат. Проективные умения: переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи, учитывать потребности учащихся, отбирать виды деятельности, планировать индивидуальную работу с учащимися, планировать систему приёмов стимулирования активности школьников.

Организаторская деятельность – относят мобилизационные, развивающие и ориентационные умения. Мобилизационные умения – это умение привлечь внимание учащихся и развивать у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях. Информационные умения включают в себя умение изложить учебный материал, работать с источниками. Ориентационные умения – умение сформировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлением природы и общества.


Коммуникативная деятельность имеет: Перцептивные умения – умения понимать других, их личностные особенности, определять характер переживаний, видеть главное в человеке. Умение общения – умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки, разрешать конфликты учащихся.

Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности учащихся, и коллектива в целом; развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств – правильная дикция, ритмичное дыхание, умение управлять своим телом, регулировать свои психические состояния. Таким образом, в отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой является цель, мотивы, действия и результат, - применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделение её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

.1.3.Специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования на современном этапе

Педагог является представителем одной из самых социально значимых профессий. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково предназначение педагога в обществе. Труд педагога не допускает однажды усвоенного алгоритма действий: это постоянный творческий поиск оптимальных решений разнообразных педагогических задач, смелый и тонкий эксперимент, требующий от педагога цельного и твердого характера, педагогических и психологических способностей, мастерства. Все эти качества органически взаимосвязаны между собой в единой функционально-динамической структуре его личности как сознательного субъекта педагогической деятельности и активного деятеля общественного прогресса. Специфическое содержание педагогического труда определяется социальной значимостью, характером включения в целостную социальную практику человека. 

Анализируя специфические особенности педагогической деятельности, М. С. Каган выделил в ней следующие характеристики: по содержанию – это образовательная деятельность, направленная на выполнение и изменение учебного плана, методов обучения, преобразования детей и многих сторон личности самого педагога; по структуре – это ценностно-ориентационная деятельность, связанная с формированием системы ценностей педагога и переноса ее на детей; по форме – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное или опосредованное общение



Обеспечивая преемственность в развитии культуры, педагог в своей деятельности изначально выражает определенные государственные интересы, таким образом, педагогическая деятельность есть деятельность государственная, выражающая требования общества, его социальных институтов. Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. В отличие от других видов деятельности продукт педагогической работы – не предмет, а человек – субъект данной профессиональной деятельности. Труд человека в сфере образования, хотя и не создает необходимого прибавочного продукта, но обеспечивает условия для активного участия людей в общественном производстве, развивая человека как главную производительную и духовную силу в условиях социального бытия. Педагог учит потребности любить. Профессия от Бога одна – педагог, другие – от педагога (В. А. Сонин). Следовательно, специфика педагогической деятельности связана, прежде всего, с особенностями ее «объекта» и «продукта». Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда – развивающаяся личность другого человека – процесс формирования и развития личности ребенка. В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое.  Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект деятельности становится ее субъектом. В связи с этим, педагогическая деятельность из субъект-объектной превращается в субъект-субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой.  Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральная фигура которого – ребенок. Ребенок, как неповторимая личность, требует особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения, таким образом, современный педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески их преобразовывать.  Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. Во многих видах деятельности некачественно выполненную работу можно переделать. В воспитании брак, допущенный педагогом, имеет необратимые последствия. Особенность педагогической деятельности в том, что педагогу не всегда удается пожинать плоды своего труда, воочую наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».  Педагогическая деятельность носит коллективный характер. Невозможно определить меру вклада в развитие ребенка какого-либо конкретного лица, следовательно, воспитание ребенка – коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых.  Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, так как ориентирована на стимулирование, организацию работы всех участников воспитательного процесса. Любое воспитательное воздействие педагога должно быть целенапрaвленным, вызывающим ту или иную деятельность. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию, в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По содержанию данной контрольной работе можно сделать следующие выводы: в отличии от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование её духовного мира. Для успешного осуществления исследователями педагогической деятельности выделяются следующие три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, основы которых он преподаёт. Он должен также быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, выделять ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определенных социальных полей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. В структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимных и дополняющих друг друга: общегражданские качества, качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Учитель не только профессия, суть которой трансформировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность: Любовь к детям, подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Зязюна И. А. Основы педагогического мастерства – М: Просв. 1989г.-512с.

2.Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию - Новосит. 1994г.-178с.

3.Рогов Е. И. Личность учителя: Теория и практика - Изд. Феникс Ростов-на-Дону 1996г.-312с.

4.Сластёнин В. А. Профессиональная культура учителя М. Шк. Пресс. 1995г.-212с.

5.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям М. Педаг. 1983г.-318с.

6.Ушинский К.Д. – Педагогика М: 1951г. 4с.

7.Харламов И. Ф. Педагогика - Мн. Университет 2000г.-560с.

8.Чернышёв А.С. Психологический анализ поступков учителя М. Просв. 1991г.-126с.

9.Рыбакова Н. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе М. Просв. 1991г.-128с.11.

10.Сущность и своеобразие педагогической профессии

[электронный ресурс ] – Режим доступа:

https://nsportal.ru/ ( 03.04.2018 )

https://xreferat.com/71/3437-2-sushnost-i-svoeobrazie-pedagogicheskoiy-professii.html